Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:30, курсовая работа
Цель нашего исследования – изучить особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми.
Объект – общение детей 6-7 лет со взрослым.
Предмет – особенности общения детей 6-7 лет со взрослыми.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Современное состояние проблемы общения ребенка со взрослыми в психологии………………………………………………………………………6
Исследования общения ребенка со взрослыми в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………… 6
Понятие общения, основные формы общения. Особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми………………………………………………….14
Глава II Экспериментальное изучение особенностей общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………...24
2.1. Цели, задачи, методики исследования…………………………………24
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы……………………....27
Заключение……………………………………………………………………..31 Библиография……………………………………………………………………34
Согласно концепции Л.С. Выготского [4],
социальный мир и окружающие взрослые
не противостоят ребенку и не перестраивают
его природу, но являются органически
необходимым условием его человеческого
развития. Источник психического развития
находится не внутри ребенка, а в его отношениях
со взрослым. Ребенок изначально включен
в общественные отношения, и чем он младше,
тем более социальным существом является.
Очевидно, что такое понимание процесса
психического развития выдвигает на первый
план роль общения со взрослым. Социальный
мир и окружающие взрослые не противостоят
ребенку и не перестраивают его природу.
Только близкий взрослый может быть для
ребенка носителем культуры, и только
он может передать ее ребенку.
Однако для Л.С. Выготского и его последователей взрослый выступал как посредник между ребенком и культурой, как абстрактный “носитель”, сенсорных эталонов, знаков норм и способов деятельности, но не как живой конкретный человек.
Несмотря на всеобщее признание роли общения со взрослым в психическом развитии ребенка, сам процесс не исследовался в рамках культурно-исторического подхода. Этот пробел был выполнен в исследованиях М.И. Лисиной [21], которая с одной стороны, опиралась на концепцию Л.С. Выготского, а с другой - стала основателем оригинальной и самоценной научной школы. Она привнесла в отечественную психологию новый предмет – общение ребенка со взрослым – и новый подход к его научному исследованию.
Однако М.И. Лисина не ограничивалась лишь исследованиями влияния общения. Он предложила свою объяснительную схему, которая позволила описать структуру самого общения, определить его специфику и создать оригинальную концепцию генезиса общения с взрослым.
Тематику всех исследований М.И. Лисиной можно условно разделить на два направления: влияние общения на психическое развитие ребенка и анализ общения как самостоятельной деятельности.
Изучение влияния общения на психическое развитие ребенка внесло существенный вклад в разработку общей теории и позволило представить общение со взрослым как источник и движущую силу психического развития. Было экспериментально показано, что общение определяет отношение ребенка к миру и характер восприятия. Многочисленные эмпирические исследования подтвердили феномен избирательности ребенка к воздействиям, связанным с человеком. [34]
Подход к общению
как к коммуникативной деятельн
Изучая влияние общения
ребенка с окружающими людьми
на психическое развитие, М.И. Лисина
внесла существенный вклад в разработку
общей теории психического развития,
раскрыла важные его механизмы, представила
общение как определяющий его фактор.
В своих исследованиях М.И. Лисина не только опиралась на представления Л.С. Выготского о роли общения в психическом развитии младенца, но и конкретизировала, дополняла, а иногда пересматривала их. Так, в качестве одного из главных новообразований младенческого возраста Л.С. Выготский рассматривал своеобразное психическое единство ребенка и взрослого, которое обозначил термином “прамы”. М.И. Лисина показала, что между младенцем и взрослым осуществляется общение, в котором активны оба партнера и которое возможно только при психологической отделенности ребенка и взрослого. Привлекая внимание взрослого и отвечая на его воздействия, младенец воспринимает его как отдельное, не совпадающее с ним существо. Следовательно, уже в первые месяцы жизни ребенок отделяет себя от взрослого, а не сливается с ним. Возражая Л.С. Выготскому, М.И. Лисина говорила не о единстве, а об эмоционально-личностных связях ребенка со взрослым, которое рассматривается в качестве главного новообразования первого полугодия жизни. [22]
В понимании значимости эмоционального общения в первые месяцы жизни к работам М.И. Лисиной очень близки работы Э. Эриксона [43]. Эриксон считал, что в первом периоде психического развития (от 0 мес. до 1 года), психика детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия. Именно это качество впоследствии даст возможность детям доброжелательно относиться к окружающим, без опаски и внутреннего барьера общаться с новыми незнакомыми людьми. В некоторой степени работы Эриксона показывают, что мотивация общения закладывается именно в этот период.
По мнению М.И. Лисиной, “общение имеет прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того “ансамбля” или “целокупности” (А.Н. Леонтьев), общественных взаимоотношений, который составляет сущность личности”.
Предложенный М.И. Лисиной подход к изучению формирования личности в контексте общения основан на общеметодологической концепции, разрабатывавшейся в отечественной психологии Б.Г. Ананьевым [43], С.Л. Рубинштейном [21], А.Н. Леонтьевым [37]. Ее отправным пунктом является представление о личности как “совокупности общественных отношений”.
Следует отметить, что
в это время (60-е гг.) в зарубежной
психологии развернулись чрезвычайно
интересные исследования по психологии младенчества, в которых анализировались
особенности материнского отношения к
ребенку. Были опубликованы новые данные
о компетентности младенца, описывались
различные модели материнского поведения
Теория привязанности является в настоящее время одним из самых популярных направлений, как в американской, так и европейской психологии. Ее основатели – Дж. Боулби и М. Эйнсворт [32]. В основе этой теории лежат отношения между двумя людьми, их межличностные связи. Одним из центральных понятий этой теории является понятие “объект привязанности”, т.е. тот человек, к которому возникает привязанность. Очевидно, что для большинства людей таким человеком является мать (кровное родство не играет особой роли). Выделяются первичные и вторичные объекты привязанности. Первичная привязанность, которая возникает во второй половине первого года жизни, у большинства людей относится к матери. Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми: со сверстниками, учителями.
Если же мать не удовлетворяет потребностей ребенка в любви, защищенности и безопасности, он не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока эти базальные потребности не будут удовлетворены. Однако эта теория рассматривает общение ребенка со взрослыми в очень узкой области и не затрагивает его существенных сторон.
Таким образом, рассмотрев различные отечественные и зарубежные исследования по проблеме общения ребенка со взрослыми, мы можем прийти к выводу, что наиболее детально и полно эта проблема изучена отечественными психологами, прежде всего М.И. Лисиной, Л.С. Выготским, Е.О. Смирновой, А.А. Леонтьевым, так как им удалось раскрыть общение ребенка с различных позиций, изучить его влияние на психику детей, раскрыть его закономерности в онтогенезе, доказать единство общения и деятельности.
Ситуативно-личностная форма общения возникает в онтогенезе первой – примерно в 2 месяца – и имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде – до конца первого полугодия жизни.
Самая существенная черта ситуативно-личностного общения – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Установлено, что если взрослые не разговаривают с ребенком с первых дней его жизни, мало уделяют ему внимание, то и появление взгляда глаза в глаза отмечается гораздо позднее. Это происходит потому, что на этапе новорождённости малыш фактически еще не является партнером по общению, и взрослый должен играть роль обоих партнеров, как бы авансом наделяя ребенка этим качеством. Если же взрослый взаимодействует с ребенком только по поводу удовлетворения органических нужд, то сроки возникновения общения у ребенка задерживаются. Еще одна необычная черта ситуативно-личностного общения состоит в том, что в рамках коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко различать градации внимания и в тоже время не отличает одного взрослого от другого.
Ведущим мотивом общения на этом периоде является личностный мотив. Общение малышей со взрослыми не обслуживает какое-либо иное их взаимодействие, кроме свойства ребенка быть личностью, а выступает как самостоятельные эпизоды обмена выражениями любви и ласки.
Говоря о значении ситуативно-личностного общения для ребенка кратко, мы можем сказать, что положительное эмоциональное общение приводит к повышению общего тонуса организма: ребенок становится веселее, энергичнее и т.д. Активно происходит предречевое развитие. Эмоциональное развитие также влияет и на развитие познавательной активности ребенка в отношении предметного мира (развиваются зрительные действия, слух, движения рук и т.д.).
Ситуативно-деловая форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 6 месяцев до 3 лет. На данном этапе общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность – предметно-манипулятивную деятельность детей – помогая и обслуживая ее. Главные поводы для контактов ребенка со взрослыми связаны теперь с их общим делом – практическим сотрудничеством и поэтому на центральное место среди мотивов выдвигается деловой мотив. У ребенка возникает коммуникативная потребность в сотрудничестве со взрослым, однако прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию полностью сохраняется.
Своевременное появление у младенца потребности в сотрудничестве со взрослыми зависит от двух важных условий. Во-первых, необходимо, чтобы в первом полугодии жизни ребенок в достаточной степени освоил эмоциональное общение. Иначе и во втором полугодии он будет стремиться только к ласке, а не к сотрудничеству. Во-вторых, взрослый сам должен играть с ребенком в игры с разнообразными предметами, чтобы он почувствовал интерес к сотрудничеству.
В процессе “делового” общения, подражая взрослому, ребенок научается разнообразным действиям с предметами, узнает их новые свойства, что дает мощный толчок для развития познавательной активности. Новая форма общения требует совершенствования средств общения. Использование взрослыми речи в совместной игре обостряет потребность ребенка в понимании и активном овладении ею.
Внеситуативно-познавательная форма общения возникает в первой половине дошкольного детства. Как и ситуативно-деловая форма общения, она опосредована, но вплетена не в практическое взаимодействие со взрослым, а в совместную познавательную деятельность.
Развитие любознательности и постоянное совершенствование способов её удовлетворения заставляют ребёнка ставить перед собой всё сложные вопросы. Единственным реальным путём к их пониманию становится для него общение с окружающими взрослыми. Дети - “почемучки” обрушивают на старших лавину вопросов. Поэтому ведущим в этой в форме общения является познавательный мотив.