Понятие общения, основные формы общения. Особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – изучить особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми.
Объект – общение детей 6-7 лет со взрослым.
Предмет – особенности общения детей 6-7 лет со взрослыми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Современное состояние проблемы общения ребенка со взрослыми в психологии………………………………………………………………………6
Исследования общения ребенка со взрослыми в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………… 6
Понятие общения, основные формы общения. Особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми………………………………………………….14
Глава II Экспериментальное изучение особенностей общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста………………………...24
2.1. Цели, задачи, методики исследования…………………………………24
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы……………………....27
Заключение……………………………………………………………………..31 Библиография……………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

 Согласно концепции Л.С. Выготского [4], социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Ребенок изначально включен в общественные отношения, и чем он младше, тем более социальным существом является. Очевидно, что такое понимание процесса психического развития выдвигает на первый план роль общения со взрослым. Социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу. Только близкий взрослый может быть для ребенка носителем культуры, и только он может передать ее ребенку.                                             

 Однако для Л.С. Выготского и его последователей взрослый выступал как посредник между ребенком и культурой, как абстрактный “носитель”, сенсорных эталонов, знаков норм и способов деятельности, но не как живой конкретный человек.

 Несмотря на всеобщее признание роли общения со взрослым в психическом развитии ребенка, сам процесс не исследовался в рамках культурно-исторического подхода. Этот пробел был выполнен в исследованиях М.И. Лисиной [21], которая с одной стороны, опиралась на концепцию Л.С. Выготского, а с другой - стала основателем оригинальной и самоценной научной школы. Она привнесла в отечественную психологию новый предмет – общение ребенка со взрослым – и новый подход к его научному исследованию.

  Однако М.И. Лисина не ограничивалась лишь исследованиями влияния общения. Он предложила свою объяснительную схему, которая позволила описать структуру самого общения, определить его специфику и создать оригинальную концепцию генезиса общения с взрослым.

  Тематику всех исследований М.И. Лисиной можно условно разделить на два направления: влияние общения на психическое развитие ребенка и анализ общения как самостоятельной деятельности.    

  Изучение влияния общения на психическое развитие ребенка внесло существенный вклад в разработку общей теории и позволило представить общение со взрослым как источник и движущую силу психического развития. Было экспериментально показано, что общение определяет отношение ребенка к миру и характер восприятия. Многочисленные эмпирические исследования подтвердили феномен избирательности ребенка к воздействиям, связанным с человеком. [34]

Подход к общению  как к коммуникативной деятельности позволил определить специфические особенности его у детей первых семи лет жизни в двух сферах их контактов с окружающими людьми: со взрослыми и сверстниками, а также увидеть особую роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка.

Изучая влияние общения  ребенка с окружающими людьми на психическое развитие, М.И. Лисина внесла существенный вклад в разработку общей теории психического развития, раскрыла важные его механизмы, представила  общение как определяющий его фактор.                                                               

В своих исследованиях М.И. Лисина не только опиралась на представления  Л.С. Выготского о роли общения в  психическом развитии младенца, но и конкретизировала, дополняла, а  иногда пересматривала их. Так, в качестве одного из главных новообразований младенческого возраста Л.С. Выготский рассматривал своеобразное психическое единство ребенка и взрослого, которое обозначил термином “прамы”. М.И. Лисина показала, что между младенцем и взрослым осуществляется общение, в котором активны оба партнера и которое возможно только при психологической отделенности ребенка и взрослого. Привлекая внимание взрослого и отвечая на его воздействия, младенец воспринимает его как отдельное, не совпадающее с ним существо. Следовательно, уже в первые месяцы жизни ребенок отделяет себя от взрослого, а не сливается с ним. Возражая Л.С. Выготскому, М.И. Лисина говорила не о единстве, а об эмоционально-личностных связях ребенка со взрослым, которое рассматривается в качестве главного новообразования первого полугодия жизни. [22]

В понимании значимости эмоционального общения в первые месяцы жизни  к работам М.И. Лисиной очень  близки работы Э. Эриксона [43]. Эриксон считал, что в первом периоде психического развития (от 0 мес. до 1 года), психика детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия. Именно это качество впоследствии даст возможность детям доброжелательно относиться к окружающим, без опаски и внутреннего барьера общаться с новыми незнакомыми людьми. В некоторой степени работы Эриксона показывают, что мотивация общения закладывается именно в этот период.

По мнению М.И. Лисиной, “общение имеет  прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того “ансамбля” или “целокупности” (А.Н. Леонтьев), общественных взаимоотношений, который составляет сущность личности”.

Предложенный М.И. Лисиной подход к изучению формирования личности в  контексте общения основан на общеметодологической концепции, разрабатывавшейся  в отечественной психологии                           Б.Г. Ананьевым [43], С.Л. Рубинштейном [21], А.Н. Леонтьевым [37]. Ее отправным пунктом является представление о личности как “совокупности общественных отношений”.

Следует отметить, что  в это время (60-е гг.) в зарубежной психологии развернулись чрезвычайно  интересные исследования по психологии младенчества, в которых анализировались особенности материнского отношения к ребенку. Были опубликованы новые данные о компетентности младенца, описывались различные модели материнского поведения                         (mothering). Например, Р. Спитц [32] и его последователи связывали такое явление как госпитализм как раз с отсутствием материнской заботы. Были получены факты, свидетельствующие о синхронизации и согласованности взаимодействия матери и младенца, в самостоятельное направление оформилась теория привязанности. 

Теория привязанности  является в настоящее время одним  из самых популярных направлений, как  в американской, так и европейской  психологии. Ее основатели – Дж. Боулби и М. Эйнсворт [32]. В основе этой теории лежат отношения между двумя людьми, их межличностные связи. Одним из центральных понятий этой теории является понятие “объект привязанности”, т.е. тот человек, к которому возникает привязанность. Очевидно, что для большинства людей таким человеком является мать (кровное родство не играет особой роли). Выделяются первичные и вторичные объекты привязанности. Первичная привязанность, которая возникает во второй половине первого года жизни, у большинства людей относится к матери. Если первичный объект привязанности обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми: со сверстниками, учителями. 

Если же мать не удовлетворяет  потребностей ребенка в любви, защищенности и безопасности, он не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока эти базальные потребности не будут удовлетворены. Однако эта теория рассматривает общение ребенка со взрослыми в очень узкой области и не  затрагивает его существенных сторон.

Таким образом, рассмотрев различные отечественные и зарубежные исследования по проблеме общения ребенка со взрослыми, мы можем прийти к выводу, что наиболее детально и полно эта проблема изучена отечественными психологами, прежде всего М.И. Лисиной, Л.С. Выготским, Е.О. Смирновой, А.А. Леонтьевым, так как им удалось раскрыть общение ребенка  с различных позиций, изучить его влияние на психику детей, раскрыть его закономерности в онтогенезе, доказать единство общения и деятельности.

 

 

    1. Особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми

Изучение  онтогенеза общения представлено в  работах М.И. Лисиной [20], Л.И. Божович [14], Д.Б. Эльконина [23], Е.О. Смирновой [37],                               Л.Н. Галигузовой [13] и др.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга  четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное; внеситуативно-личностное. [21]

В исследованиях  М.И. Лисиной [20] неоднократно указывалось на то, что первыми в онтогенезе возникают экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения. Это выразительные средства общения. Их функция состоит в том, что они служат индикаторами отношения одного человека к другому.

Предметно-действенные  средства общения возникают в онтогенезе позднее. Это не выразительные, а изобразительные средства. К ним относятся позы, повороты, указательные жесты, притягивание и передача предметов, манипулирование предметами, действия предметами и так далее. Изобразительные средства выражают готовность партнера к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. [9] Основные параметры форм общения: время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; место, занимаемое ею (формой) в системе более широкой жизнедеятельности дошкольника; основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения; ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми; основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми. На протяжении дошкольного детства сменяются 4 основные формы общения ребенка со взрослыми:

Ситуативно-личностная форма общения возникает в онтогенезе первой – примерно в 2 месяца – и имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде – до конца первого полугодия жизни.

Самая существенная черта ситуативно-личностного общения – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Установлено, что если взрослые не разговаривают с ребенком с первых дней его жизни, мало уделяют ему внимание, то и появление взгляда глаза в глаза отмечается гораздо позднее. Это происходит потому, что на этапе новорождённости малыш фактически еще не является партнером по общению, и взрослый должен играть роль обоих партнеров, как бы авансом наделяя ребенка этим качеством. Если же взрослый взаимодействует с ребенком только по поводу удовлетворения органических нужд, то сроки возникновения общения у ребенка задерживаются. Еще одна необычная черта ситуативно-личностного общения состоит в том, что в рамках коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко различать градации внимания и в тоже время не отличает одного взрослого от другого.

Ведущим мотивом общения на этом периоде является личностный мотив. Общение малышей со взрослыми не обслуживает какое-либо иное их взаимодействие, кроме свойства ребенка быть личностью, а выступает как самостоятельные эпизоды обмена выражениями любви и ласки.

Говоря о значении ситуативно-личностного общения для ребенка кратко, мы можем сказать, что положительное эмоциональное общение приводит к повышению общего тонуса организма: ребенок становится веселее, энергичнее и т.д. Активно происходит предречевое развитие. Эмоциональное развитие также влияет и на развитие познавательной активности ребенка в отношении предметного мира (развиваются зрительные действия, слух, движения рук и т.д.).

Ситуативно-деловая форма  общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 6 месяцев до 3 лет. На данном этапе общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность – предметно-манипулятивную деятельность детей – помогая и обслуживая ее. Главные поводы для контактов ребенка со взрослыми связаны теперь с их общим делом – практическим сотрудничеством и поэтому на центральное место среди мотивов выдвигается деловой мотив. У ребенка возникает коммуникативная потребность в сотрудничестве со взрослым, однако прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию полностью сохраняется.

Своевременное появление у младенца потребности в сотрудничестве со взрослыми зависит от двух важных условий. Во-первых, необходимо, чтобы  в первом полугодии жизни ребенок  в достаточной степени освоил эмоциональное общение. Иначе и  во втором полугодии он будет стремиться только к ласке, а не к сотрудничеству. Во-вторых, взрослый сам должен играть с ребенком в игры с разнообразными предметами, чтобы он почувствовал интерес к сотрудничеству.

В процессе “делового” общения, подражая взрослому, ребенок научается разнообразным действиям с предметами, узнает их новые свойства, что дает мощный толчок для развития познавательной активности. Новая форма общения требует совершенствования средств общения. Использование взрослыми речи в совместной игре обостряет потребность ребенка в понимании и активном овладении ею.

Внеситуативно-познавательная форма общения возникает в первой половине дошкольного детства. Как и ситуативно-деловая форма общения, она опосредована, но вплетена не в практическое взаимодействие со взрослым, а в совместную познавательную деятельность.

Развитие любознательности и постоянное совершенствование способов её удовлетворения заставляют ребёнка ставить перед  собой всё сложные вопросы. Единственным реальным путём к их пониманию  становится для него общение с окружающими взрослыми. Дети - “почемучки” обрушивают на старших лавину вопросов. Поэтому ведущим в этой в форме общения является познавательный мотив.

Информация о работе Понятие общения, основные формы общения. Особенности общения ребенка 6-7 лет со взрослыми