Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:54, реферат
Целью данной исследовательской работы является изучение мотивации приемных родителей при усыновлении ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность и содержание понятий "мотив" и "мотивация";
изучить основные имеющиеся теории мотивации;
выявить основные деструктивные мотивы, движущие будущими родителями;
определить основные конструктивные аспекты мотивации приемных родителей;
провести исследование по мотивации усыновления в г. Ярославле.
Введение
1. Понятие и сущность мотивации
1.1 Понятие "мотивация"
1.2 Теории мотивации
2. Мотивационные аспекты приемных родителей
2.1 Деструктивные аспекты мотивации
2.2 Коструктивные аспекты мотивации
3. Практическое исследование мотивов усыновления
Заключение
Список использованной литературы:
Приложение
Среди факторов, которые мешают усыновить ребенка, первые места заняли: боязнь ответственности (21% опрошенных), возраст респондента (18% считают себя либо слишком молодыми, либо слишком старыми для воспитания ребенка), недостаточная материальная состоятельность (14%), страх, что ребенок окажется нездоровым (11%).
Таким образом, в результате проведенного исследования гипотезы, выдвинутые в начале исследования, полностью подтвердились.
Исследование показало, что в большей степени усыновлять (удочерять) детей готовы семьи со средним уровнем дохода в возрасте 35-45 лет. Основными мотивами этой возрастной группы являются или уже выросшие дети в 45 лет, или осознания того, что в твоей семье родных детей уже не будет. Доказательство этому служит и практика взятия приемных семей в городе Ярославля. Средний возраст приемных родителей – 37-43 года.
Следующая гипотеза, в большей степени людьми, готовыми усыновить ребенка, движут позитивные мотивы, также подтвердилась. Те респонденты, которые могли бы взять ребенка на воспитание, отметили все-таки конструктивные мотивы ("из-за любви к ребенку", "если в семье не будет своих детей, а я их очень хочу"), такой прагматичный мотив, как из-за материальной компенсации не выбрал никто, что говорит только о положительной мотивации будущих родителей.
Если человек утвердился в желании усыновить ребенка, спешить все же не – необходимо еще раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, определить, что вами движет и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение.
Бывали случаи, когда путем усыновления люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от скуки. Кто-то прибегал к усыновлению, в надежде стать "не хуже других", обеспечить себя под старость или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок – это индивидуальность, он никак не может быть средством в решении проблем ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет аморально. Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.
Итак, определим понятия "мотив" или "мотивация".
Мотивация (мотив) – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.
Мотивы деятельности могут быть как конструктивными, так и деструктивными, что зависит как от самого человека, так и от внешних условий.
Изучив существующие теории мотивации, можно сделать вывод, что единой концепции, объясняющей, что лежит в основе мотивационного процесса и чем определяется мотивация, не существует. Все теории мотивации можно условно разделить на содержательные и процессуальные теории. В основе содержательных мотивационных теорий лежат потребности человека, которые оказывают влияние на поведение человека. Сам же процесс мотивации отражен в теориях, которые пытаются объяснить, почему люди готовы осуществлять те или иные действия, затрачивая в их процессе большие или меньшие усилия.
Перейдем непосредственно к мотивам усыновления
Деструктивные мотивы носят негативный характер. Среди них условно можно выделить следующие:
Таким образом, все эти мотивы носят негативный или деструктивный характер. На их основе хорошую семью построить не удастся. Принятие чужого ребенка в семью – это очень важный и ответственный шаг, который не должен основываться лишь на приведенных выше мотивах.
Но если мотивы родителей носят конструктивный характер, то усыновление будет успешным. К ним относятся:
Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.
В результате проведенного исследования гипотезы, выдвинутые в начале исследования, полностью подтвердились.
Исследование показало,
что в большей степени
Следующая гипотеза, в большей степени людьми, готовыми усыновить ребенка, движут позитивные мотивы, также подтвердилась. Те респонденты, которые могли бы взять ребенка на воспитание, отметили все-таки конструктивные мотивы ("из-за любви к ребенку", "если в семье не будет своих детей, а я их очень хочу"), такой прагматичный мотив, как из-за материальной компенсации не выбрал никто, что говорит только о положительной мотивации будущих родителей.
Таким образом, мы изучили
мотивационные аспекты
Источники:
Литература:
Интернет ресурсы:
Бланк анкеты для респондентов
1.
Ваш пол: М Ж
Ваш возраст: 20-25 25-35 35-45 45-60
Ваш семейный доход составляет:
< 5 тысяч 5-10 тысяч >10 тысяч > 20 тысяч рублей
( на каждого члена семьи)
Какое у вас образование ______________________________
Ваша профессия:_______________
2.Знаете ли вы что такое "усыновление"?:
а) знаю б) представляю в) слышал, но недостаточно г) не знаю
3.Знаете ли вы, какие
документы необходимы для
а) Да б) Нет
4.Если знаете, то считаете ли вы это препятствием на пути осуществления подобной деятельности?
а) Да б) Нет
5.Обоснован ли сбор необходимых, согласно закону, документов для усыновления ребенка?
а) Да б) Нет
6.Как вы относитесь к возможности усыновить ребенка?
а) Хорошо б) Плохо
7.Как вы относитесь к усыновлению ребенка своей семьей?
8.При каких условиях вы смогли бы усыновить ребенка (возможны несколько вариантов ответов)?
9.Что вам мешает стать приемным родителем (возможны несколько вариантов ответов)?