Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:54, реферат
Целью данной исследовательской работы является изучение мотивации приемных родителей при усыновлении ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность и содержание понятий "мотив" и "мотивация";
изучить основные имеющиеся теории мотивации;
выявить основные деструктивные мотивы, движущие будущими родителями;
определить основные конструктивные аспекты мотивации приемных родителей;
провести исследование по мотивации усыновления в г. Ярославле.
Введение
1. Понятие и сущность мотивации
1.1 Понятие "мотивация"
1.2 Теории мотивации
2. Мотивационные аспекты приемных родителей
2.1 Деструктивные аспекты мотивации
2.2 Коструктивные аспекты мотивации
3. Практическое исследование мотивов усыновления
Заключение
Список использованной литературы:
Приложение
План
Введение
1. Понятие и сущность мотивации
1.1 Понятие "мотивация"
1.2 Теории мотивации
2. Мотивационные аспекты приемных родителей
2.1 Деструктивные аспекты мотивации
2.2 Коструктивные аспекты мотивации
3. Практическое исследование мотивов усыновления
Заключение
Список использованной литературы:
Приложение
В нашей стране более 636 000 детей находятся в домах ребенка, в детских домах и интернатах. Многие их них юридически не имеют родителей. Всем понятно, что любому ребенку для полноценного развития нужна семья, любящие и заботливые родители, домашний уют.
В некоторых странах, например, в Швеции детских домов не существует. Когда это произойдет у нас – неизвестно, но каждый из нас может помочь брошенным детям уже сейчас.
Эта помощь может быть любой, не обязательно всегда материальной (одежда, игрушки, книжки, прогулки с малышами на улице, организация экскурсий, проведение концертов и праздников), нужно только набрать телефонный номер детского дома и узнать об их проблемах и нуждах. "Если бы каждый взял по ребеночку из детского дома, как было бы хорошо", – так думали и думают большинство женщин. Но эта мечта у многих не реализуется и причин для этого более чем достаточно.
В основном, это нестабильная ситуация в обществе и неуверенность в завтрашнем дне, а также маленькая жилплощадь, недостаточный материальный уровень, несогласие мужа или родственников, большая загруженность на работе, слабое здоровье.
Поэтому, несмотря на желание усыновить или оформить опекунство на ребенка, создать приемную семью, стать патронатным воспитателем, лишь немногие имеют возможность это осуществить.
Но что же все-таки движет людьми, когда они хотят усыновить ребенка, какова их мотивация?
Целью данной исследовательской работы является изучение мотивации приемных родителей при усыновлении ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования данной работы выступают будущее родители, желающие усыновить ребенка из детского дома.
Предмет нашего исследования
– мотивационные аспекты
Литературоисточниковедческой базой проведенного исследования послужили:
Мотивация (от lat. "movere") – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.
Процесс мотивации (мотивирования) основывается на потребностях человека, которые и выступают основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность определяется как ощущение недостатка в чем-либо, которое носит индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, которые являются общими для всех людей (по-другому – первичные потребности) получили название – нужда. Например, нужда в еде, сне, сексе и т. п. Приобретенные (или вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, обществе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в достижении результата, в любви, в уважении и т. п.
Пока существует потребность, человек может испытывать дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения существующей потребности (то есть снять стресс). Устраненная (или же удовлетворенная) потребность исчезает, но только на время. Большинство потребностей могут возобновляться, меняя при этом форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей. Потребности – это основной источник активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.
Потребность, осознанная и сформулированная человеком, далеко не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. Для этого необходимы определенные условия:
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Мотивация – это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.
Мотивационный процесс включает в себя следующие компоненты :
Рассмотрим элементы процесса мотивации более подробно.
Стимулы выполняют роль раздражителей, воздействующих на человека извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов превращает существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу.
В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т. п., то есть все то, что желал бы получить человек за определенные действия.
Однако побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Здесь источником побуждения выступает мотивационная структура индивида, которая формируется под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей или проблемой. Например, мотив достижения, познания и т. п. или мотив страха.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.
Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом – внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми действиями другого человека.
Можно выделить два основных направления поиска способа удовлетворения потребностей:
Поведение человека приводит к конкретному результату, который подвергается оценке. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем. При этом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с неудовлетворенностью.
Выделяют следующие виды мотивации:
Таким образом, мотивация – это процесс побуждения человека к какому-либо действию. Мотивы деятельности могут быть как конструктивными, так и деструктивными, что зависит как от самого человека, так и от внешних условий.
Теперь перейдем к теориям мотивации.
Существует достаточно большое количество мотивационных теорий, которые пытаются дать научное объяснение феномену мотивации. Условно их можно разделить на старые и новые мотивационные концепции.
Так к старым концепциям традиционно относят:
Современные мотивационные концепции делятся на содержательные (основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе; этому посвящены работы А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга) и процессуальные (основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания; основные процессуальные теории – это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).
Рассмотрим данные теории более подробно. К содержательным теориям относят следующие концепции: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.
Сущность теории А. Маслоу сводится к изучению потребностей человека. Ее сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. А в основе поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
Первые две группы потребностей являются первичными, остальные – вторичными.
Согласно теории А. Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Потребности первых, т. е. нижних уровней, требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека в первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней. В каждый момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является наболее важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет еще более мощным определяющим фавором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.