Понятие "мотивация"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Целью данной исследовательской работы является изучение мотивации приемных родителей при усыновлении ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность и содержание понятий "мотив" и "мотивация";
изучить основные имеющиеся теории мотивации;
выявить основные деструктивные мотивы, движущие будущими родителями;
определить основные конструктивные аспекты мотивации приемных родителей;
провести исследование по мотивации усыновления в г. Ярославле.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность мотивации
1.1 Понятие "мотивация"
1.2 Теории мотивации
2. Мотивационные аспекты приемных родителей
2.1 Деструктивные аспекты мотивации
2.2 Коструктивные аспекты мотивации
3. Практическое исследование мотивов усыновления
Заключение
Список использованной литературы:
Приложение

Работа содержит 1 файл

мотивация.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Еще одним негативным мотивом создания приемной семьи выступает желание "отработать грех за сделанные в молодости аборты". Некоторая категория женщин, пришедшая с возрастом к Богу, начинает испытывать чувство вины за сделанные в молодости ошибки и готова на принесение "жертв", чтобы отработать вину. То есть в данном случае, воспитание ребенка рассматривается как своего рода наказание. Руководствуясь таким мотивом, женщина не может адекватно оценить поведение ребенка, а, следовательно, верно построить свои отношения с ним. Воспитание ребенка должно строиться на понимании его потребностей и желании подготовить его к жизни и больше не на чем. Иначе, вреда от такого воспитания больше, чем пользы. Существует достаточно способов "искупления вины" без того, чтобы создавать приемную семью. Например, денежные пожертвования в адрес детских домов, уход за больными детьми в специализированных домах-интернатах и другие.

Таким образом, все эти  мотивы носят негативный или деструктивный характер. На их основе хорошую семью построить не удастся, так как ребенок, которого бросили, нуждается в любви и заботе близких, а если он становится лишь средством достижения каких-либо родительских целей, то счастье это ни ребенку, ни родителям не принесет. Принятие чужого ребенка в семью – это очень важный и ответственный шаг, который не должен основываться лишь на приведенных выше мотивах.

2.2 Конструктивные аспекты мотивации

 

Безусловно, детям нужна семья, которая бы их любила. Приемная семья лучше детского дома только тогда, когда ребенок желанный, и усыновление происходит в результате позитивной мотивации приемных родителей.

Самым распространенным конструктивным мотивом выступает  мотив в продолжении рода. Здесь  важным моментом является желание обоих  супругов усыновить ребенка. Именно оба супруга должны прийти к этому процессу, ведь если усыновить ребенка хочет только один из супругов, это, несомненно, приведет к разногласиям в будущем, если что-то пойдет не так, один супруг может упрекать другого в принятом им решении. А если оба родителя готовы и хотят воспитывать ребенка, пусть даже и чужого, если они готовы подарить ребенку тепло и любовь семейного очага, воспитывать его с заботой, воспринимать как отдельную личность, то приемная семья станет для ребенка родной.

Мотив "хочу реализовать себя в качестве родителя" подготовить ребенка к жизни, естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его личностные особенности, и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением "хочу реализоваться как родитель" стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею, или реализовать через ребенка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть "его" ребенок и будет стремиться подгонять ребенка под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны – и родитель, чьи ожидания скорее всего не оправдаются, и ребенок, который не чувствует себя принятым.

Если же родители готовы любить своего приемного ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, если они не будут озираться на прошлое (например, на своего родного погибшего ребенка) или же на других детей (например, на детей свои родных и знакомых), если не будут сравнивать приемного ребенка с другими детьми, а воспринимать его как отдельного человечка, тогда усыновление будет позитивным. Если же нет – спешить не стоит.

Если человек одинок, но у него высокая самооценка и  он хочет, чтобы в его жизни  появился ребенок, он чувствует, что может дать ему любовь и поддержку, что у него есть силы воспитать и сделать счастливым маленького человечка, то это выступает позитивной мотивацией усыновления. Здесь не должно быть мыслей позаботиться о себе в старости, страха остаться одиноким и никому не нужным стариком, здесь человек хочет позаботиться о ребенке, лишенным любви, подарить ему семью.

Также усыновление является единственно возможным выходом для тех, кто не может иметь собственного ребенка, а свою дальнейшую жизнь без детей не видит. Если беременность невозможна по медицинским показаниям, а женщина действительно хочет стать матерью, то усыновление – это единственно возможный путь. Женщина хочет реализовать свой материнский потенциал, и поэтому ей будет неважно, что ребенка родила не она, ведь как говорится "Не та мать, что родила, та мать, что воспитала". Очень вероятно, что она будет любить ребенка больше, чем его биологическая мать, будет дарить ему радость, тепло, заботу, которой его лишили, и оба будут счастливы.

Следующий мотив –  это желание иметь большую и дружную семью. Если у приемных родителей есть силы, желание и возможности воспитывать более двух детей, то, безусловно, эта мотивация носит позитивный характер. Обычно, кандидаты в приемные родители рассуждают так: "Мы – хорошая семья. Состоялись как родители: у нас растут хорошие дети. Материальный достаток позволяет нам сделать хорошее дело – поднять на ноги ребенка, который родителей не имеет. И вообще, мы любим детей. Почему бы нам не стать приемной семьей?". Мудрость, опыт воспитания собственных детей, личностная зрелость, взвешенность при принятии такого решения, позволяющий избежать неоправданно высоких ожиданий от приемных детей, в большинстве случаев приводит к хорошим результатам. Появляется приемная семья, способная заменить ребенку его биологическую. Она будет таковой, как для родителей, которые реализуют свои желания и возможности, так и для детей, которые реализуют свои потребности в большой и любящей семье. Но желание иметь большую семью может носить как позитивный, так и негативный характер. Если это желание вызвано какими-то прагматическими целями (например, использование детей в качестве рабочей силы или для получения льгот), то это деструктивный мотив усыновления, по которому создавать семью не стоит.

Желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детством приемного ребенка также является мотивом, который можно отнести к конструктивной мотивации. Здесь приемными родителями выступают люди, детство которых не было счастливым. Это могут быть дети, родители которых пили, употребляли наркотики или просто не занимались детьми, также это могут быть и дети, проведшие детство в детском доме.

Иногда мотив "обретение смысла жизни" принимает позитивный характер, когда семья объективно готова к следующему этапу жизненного цикла, но он не может наступить по причине отсутствия детей. В этой ситуации, если у родителей присутствует способность любить ребенка, и личности приемных родителей патологически не деформированы, создание приемной семьи на самом деле поможет устранить проблему во взаимоотношениях.

Неоднозначным является мотив "оставить нажитые материальные ценности". Он может возникать как из позитивных побуждений (таких, например, как благородство, желание осчастливить другого человека), так и негативных мотивов (таких, например, как неверие, что можно любить просто так и благодарность надо покупать).

В качестве конструктивного  мотива также может выступать желание усыновить ребенка семьей, которая недавно потеряла собственного ребенка, выше отнесенный нами к деструктивным. Усыновление возможно, если семья прожила свое горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребенка. Здесь очень важным является понимание того, что приемный ребенок, это совсем другой ребенок, со своими собственными характеристиками и потребностями. Именно в этом понимании заключается условие успешного воспитания приемного ребенка. Родители также должны четко осознать, что ребенок не обезболивающее утраты. Не они, а он в данной ситуации нуждается в их поддержке и любви.

Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.

 

3. Практическое исследование мотивов усыновления

 

Итак, в предыдущих главах мы рассмотрели, что такое мотив и мотивация, какие теории мотивации существуют, и какие мотивы движут людьми, когда они хотят усыновить ребенка. Перейдем к практическому исследованию мотивации приемных родителей.

В Ярославской области  создано и успешно функционирует государственное учреждение "Центр по усыновлению, опеке и попечительству". Он предоставляет следующие услуги:

  • оказание помощи приемным родителям в овладении психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими знаниями;
  • содействие приемным родителям в практическом использовании полученных знаний, в овладении навыками эффективного межличностного взаимодействия с детьми;
  • оказание помощи в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка;
  • формирование у приемных родителей здоровой родительской позиции.

В Центре будущим родителям  также оказывается психологическая  консультация, помогающая определить мотивацию усыновления.

От того какая мотивация  движет родителями зависит успешность или неуспешность будущей приемной семьи. Поэтому определение мотивов является важным этапом в работе органов опеки. Исходя из мотивов родителей, работники органов опеки решают отдать ребенка на воспитание или нет.

Итак, чтобы понять, что движет родителями, было проведено исследование, посвященное изучению мотивации усыновления в г. Ярославле.

Цель исследования –  изучение и анализ мотивов усыновления детей в г. Ярославле.

В соответствии с поставленной целью исследование включало в себя следующие этапы:

  1. составление анкеты;
  2. определение круга респондентов;
  3. проанализировать данные, полученные в результате анкетирования;
  4. сделать выводы по данному исследованию.

Были выдвинуты следующие  гипотезы исследования:

  1. основная группа семей, в наибольшей степени готовая принять ребенка, – это семьи в возрасте 35-45 лет со средним уровнем дохода;
  2. в большей степени людьми, готовыми усыновить ребенка, движут позитивные мотивы.

Для проведения исследования была разработана анкета, включающая данные о респонденте и блок вопросов, выявляющих мотивационные аспекты усыновления. Пример анкеты приведен в приложении 1. В качестве респондентов было опрошено 100 человек разных возрастных категории от 20 до 60 лет, разных профессий, разного уровня дохода, с разным семейным положением и разными сферами деятельности. Из 100% опрошенных в половом соотношении, мужчин – 37%, а лиц женского пола – 63%. В возрастной категории от 20 до 25 лет были опрошены студенты Ярославского государственного университета им.П.Г. Демидова с первого по пятый курс. Среди респондентов более старших возрастных категории люди преимущественно с высшим образованием, но разного уровня дохода, с разным семейным положением и разными сферами деятельности.

Выборка исследования составила 100 человек, относящихся к следующим возрастным категориям:

  • 20-25 лет
  • 26-35 лет
  • 36-45 лет
  • 46 и старше; по 25 человек в каждой возрастной категории.

Итак, на вопрос "Знаете ли вы, что такое усыновление" утвердительно ответили 62% респондентов (то есть 62 человека из 100), при этом в возрастной категории от 20 до 25 так ответили 80% (20 человек из 25), а в категории старше 25 лет положительно ответили чуть больше половины, 42 человека из 80 (52%). Различия в ответах между полами не наблюдается.

Следующие вопросы были направлены на выявление мотивации  усыновления. Так, например, 73% опрошенных не знают какие документы необходимы для усыновления. Лишь 6% респондентов называют сбор документов препятствием для усыновления, остальные 94% считают это оправданной мерой.

К мысли об усыновлении  все 100% респондентов относятся положительно. Что касается вопроса "Как вы относитесь к усыновлению ребенка", среди опрошенных усыновленных детей нет ни у кого; 1 респондент ответил, что в будущем собирается взять приемного ребенка (возрастная категория от 25 до 35 лет); 11% ответили, что думали об этом, но пока не решились (возрастная категория от 35 до 45 лет со средним уровнем дохода); еще 20% ответили, что не исключают такой возможности, но пока не готовы (возрастная группа от 35 до 45 лет со средним уровнем дохода); ответ "не хочу приемных детей и не собираюсь их брать, если ничего не случиться" присутствовал у 65% респондентов; и "никогда, ни при каких условиях не возьмут приемного ребенка" – 3 % респондентов.

 

 

 

На следующий вопрос "При каких условиях вы могли бы взять приемного ребенка в свою семью?" были получены следующие ответы:

  • когда собственные дети вырастут – 4%;
  • из-за страха одиночества – 4%;
  • если в семье не будет своих детей, а я их очень хочу –10% (возрастная группа 20-25 лет);
  • из-за любви к детям – 10%;
  • если возникнет потребность в оказании помощи ребенку – сироте – 9%;
  • если кто-то из близких останется сиротой – 92% готовы взять такого ребенка в свою семью как приемного;
  • если будут силы и возможности воспитать приемного ребенка – 3%;
  • чтобы спасти распадающийся бездетный брак – 3%;
  • чтобы получать материальную компенсацию – 0%. Данный мотив не отметил ни один из респондентов. Это может быть связано с тем, что респонденты уверены в стабильности своего экономического положения, либо респонденты могли умолчать об этом мотиве.

Информация о работе Понятие "мотивация"