Понятие "мотивация"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Целью данной исследовательской работы является изучение мотивации приемных родителей при усыновлении ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность и содержание понятий "мотив" и "мотивация";
изучить основные имеющиеся теории мотивации;
выявить основные деструктивные мотивы, движущие будущими родителями;
определить основные конструктивные аспекты мотивации приемных родителей;
провести исследование по мотивации усыновления в г. Ярославле.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность мотивации
1.1 Понятие "мотивация"
1.2 Теории мотивации
2. Мотивационные аспекты приемных родителей
2.1 Деструктивные аспекты мотивации
2.2 Коструктивные аспекты мотивации
3. Практическое исследование мотивов усыновления
Заключение
Список использованной литературы:
Приложение

Работа содержит 1 файл

мотивация.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Так, например, человек, который  испытывает голод будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобных и безопасных условиях, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к достижению уважения со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями.

Следующая содержательная теория – это теория ERG К.Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей:

  • потребности существования (потребности безопасности и физиологические потребности);
  • потребности связи (отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег, врагов, начальников, подчиненных; сюда можно также отнести признание и самоутверждение, которые связаны со стремлением человека занимать определенное место в окружающем мире);
  • потребности роста (аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу).

Главное отличие теории Альдерфера от теории Маслоу, заключается в том, что Альдерфер считал, что движение от потребности к потребности идет в обе стороны. Наверх, если удовлетворяются потребности нижнего уровня и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. Процесс движения вверх по уровням Альдерфер называл процессами удовлетворения, а процесс движения вниз – процессом фрустрации (т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребность).

Другой представитель  содержательных теорий – Д. МакКлелланд  – считал, что людям присущи три основные потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти (властвования) – желание воздействовать на других людей. Люди с высокой потребностью властвования могут быть поделены на 2 группы:

1 группа – те, кто  стремится к власти ради властвования. Их привлекает возможность командования другими.

2 группа – те, которые  стремятся к власти ради того, чтобы решать групповые задачи, эти люди удовлетворяют свои  потребности властвования тем,  что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе решения этих задач.

Потребность успеха (достижения) – стремление человека достигать  стоящие перед ним цели более  эффективно, чем раньше.

Потребность причастности (соучастия) – стремление к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, им важны одобрения, поддержка окружающих, они беспокоятся, что о них думают другие.

Двухфакторная теория Ф.Герцберга основывается на влиянии материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Материальные (гигиенические) факторы связаны с внутренними  потребностями личности, ее самовыражением, с окружающей средой.

К нематериальным (мотивирующим) факторам можно отнести группу потребностей в росте (достижение, признание, ответственность, продвижение, возможность роста).

Перейдем к изучению процессуальных мотивационных концепций. К ним  относят теория ожидания, теория равенства (справедливости) Адамса, теория Л. Портера - Э. Лоулера, теория постановки целей Э. Лока. Они говорят о том, как строится сам процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей с целью достижение желаемых результатов.

Теория ожидания В.Врума описывает  зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого. При анализе мотивации теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение; вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением.

Согласно теории равенства (справедливости) Адамса люди субъективно оценивают полученное вознаграждение к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, например, работник считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать, этого сотрудника, снять напряжение и восстановить справедливость.

Теория мотивации Л. Портера  - Э. Лоулера сочетает в себе элементы теории ожидания и теории справедливости. В их концепции фигурирует три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда.

Теория постановки целей Э.Лока говорит о том, поведение человека определяется теми целями, которые  он перед собой ставит, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей человек и осуществляет определенные действия.

Таким образом, изучив существующие теории мотивации, можно сделать вывод, что единой концепции, объясняющей, что лежит в основе мотивационного процесса и чем определяется мотивация, не существует. В основе содержательных мотивационных теорий лежат потребности человека, которые оказывают влияние на поведение человека. Сам же процесс мотивации отражен в теориях, которые пытаются объяснить, почему люди готовы осуществлять те или иные действия, затрачивая в их процессе большие или меньшие усилия.

 

2. Мотивационные аспекты приемных родителей

 

Изучив понятие "мотивация" и выяснив, от чего она может зависеть, перейдем к тем мотивам, которые движут людьми, когда они хотят усыновить ребенка. Стимулы для такого поступка должны быть достаточно сильными и весомыми, ведь очень нелегко взять на воспитание чужого ребенка и любить его, как родного. Успешность или неуспешность существования приемной семьи во многом зависит от мотива, которым руководствовались семьи, создавая ее. Условно все мотивы, движущие людьми, можно условно разделить на конструктивные и деструктивные. Рассмотрим, в чем же заключается данная мотивация.

2.1 Деструктивные аспекты мотивации

 

Деструктивные мотивы относят к  негативным мотивам, они показывают, что родители еще не готовы к усыновлению ребенка. Что же к ним относят.

Очень часто, среди приемных родителей бытует мнение, что ребенок  может спасти распадающийся брачный  союз. Однако, это далеко ошибочное представление. Родители нередко заблуждаются, думая, что ребенок, станет своеобразным "ключиком", который наладит супружеские отношения. Но появление ребенка в семье, где нет взаимопонимания, способно ускорить распад семьи с самыми негативными последствиями для супругов и ребенка. Ребенок окажется в центре скандалов. Он может быть их поводом, причиной или просто свидетелем. Все это может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребенка. И очень часто родители возвращают не подошедший "ключик" обратно в приют.

Следующий мотив –  это жалость. Часто, посмотрев, передачи о детских домах и детях-сиротах, проживающих в них, родители испытывают импульсивное желание спасти ребенка от этого ужаса. Однако жалость не может заменить любовь и родительские чувства, зато имеет тенденцию быстро перерастать в неприязнь, потому что жалеть всю жизнь невозможно. Кроме того, под действием сиюминутного порыва родители не задумываются о возможностях своего здоровья на перспективу, о том, кто сможет поддержать в трудный момент, и как они будут справляться с жилищными и финансовыми проблемами. Не помешает также представить, что делать в случае развода, возможного выявления у ребенка серьезного заболевания, неожиданного возникновения его родственников. Вероятно, что с возрастом отношения будут становиться более конфликтными.

Если усыновить ребенка  хочет только один из супругов, а  второй идет у него на поводу, то это не принесет радости ни супругам, ни ребенку. Если муж (или жена) не сможет полюбить ребенка и привязаться к нему, то второй супруг будет постоянно испытывать двойственные чувства, разрываясь между супругом и ребенком. Увы, часто такие семьи приходят к разводу.

К деструктивной мотивации  также относится попытка заменить приемным родного, недавно умершего, ребенка. Считается, что осознанно или нет, но родители переносят свои ожидания с родного ребенка на приемного, и от этого страдают и малыш, и мама с папой. Однако нередко родители забывают, что приемный ребенок – это отдельная личность, со своими способностями, интересами и возможностями. Попытки максимально приблизить усыновленного ребенка к умершему, постоянные сравнения и неудачи ребенка преуспеть в том же, что и погибший крайне губительны для отношений.

Иногда ребенка усыновляют из страха одиночества. Причиной здесь  может быть то, что дети подросли и покинули отчий дом, или же вообще никого рядом нет. Эти мотивы чаще посещают одиноких женщин в возрасте, у которых назревает перспектива остаться в старости одинокой. В данном случае, усыновление ребенка младше 12-14 лет может стать проблемой из-за большой разницы в возрасте. Помимо того, большинство детей имеют нарушение привязанностей и прочие отклонения, и родители могут потратить много усилий на установление контакта и все-таки остаться в старости одинокими.

Некоторые женщины боятся испортить фигуру вынашиванием ребенка  и родами, поэтому хотят усыновить ребенка, избавляя себя тем самым от этих "проблем". Однако ребенку нужна любящая его мама, а не мама, которая заботится только о своей фигуре.

Сюда можно также отнести желание самоутвердится за счет ребенка, совершить "подвиг", услышать овации в свой адрес, или просто доказать кому-то или себе, что "могу". Но вот, цель достигнута, задача выполнена, подвиг совершен и даже оценен. Что теперь делать с ребенком родители не всегда понимают, ведь это живой человечек, который требует любви и заботы, а если рассматривать его только как средство самоутверждения, то счастья это ни ребенку, ни родителям не принесет.

Не часто, но бывают случаи, когда  приемная семья создается лишь по той причине, что не сложились эмоционально теплые отношения с собственным ребенком, а поэтому возникает желание исправить положение с помощью приемного ребенка. Следует сказать, что причина таких нарушенных отношений обычно лежит в неспособности к воспитанию самого родителя. И если он не справился с воспитанием собственного ребенка, то у него нет шансов проявить себя в качестве компетентного воспитателя и с приемным ребенком, которого он не знает, и который будет иметь не меньше, а может даже и больше поведенческих проблем. Отношения со своим ребенком всегда можно наладить, если искренне этого желать. Появление же приемного ребенка в семье, только усугубит проблему. Враждебные отношения между детьми могут перерасти в неконтролируемые и полностью дестабилизировать ситуацию в семье. Кроме того, приемный ребенок нуждается в помощи и поддержке, и никак не может укрепить несостоявшуюся мать в ее войне со своим ребенком. Этим мотивом при создании приемной семьи лучше не руководствоваться.

Мотив "обретение смысла жизни" подразумевает потерю смысла жизни, что может быть обусловлено различными причинами. Это может быть острое горе, ситуативный стресс, нарушенные отношения в семье, а также плохо сформированные коммуникативные навыки, или одиночество, за которым иногда стоят личностные нарушения. Могут быть и другие причины потери смысла жизни. Создание приемной семьи в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может быть причиной установления патологических взаимоотношений с ребенком, что, в свою очередь, негативно скажется на его личностном развитии.

Бездетные супруги могут  испытывать некое чувство неполноценности, ущербности, мучить себя: "начинаешь замечать, что тебе больно смотреть на беременных женщин, счастливых мам с колясочками, на маленьких детей в песочнице". Желание "быть как все", стать "настоящей" семьей, становится непреодолимым, и иметь ребенка – уже смысл существования семьи.

Относительно новым  мотивом усыновления является стремление получить материальные выгоды. Для некоторых финансовая сторона выступает достаточно сильным стимулом. Так, например, в Ярославской области при передаче ребёнка на воспитание в семью выплачивается единовременное пособие из федерального бюджета 10988,85 рубля (в 2009 году пособие составляло 9989,86 рубля) и из областного: на первого ребёнка – 3 тысячи рублей, на второго – четыре, на третьего и последующих детей – по пять тысяч рублей на каждого. Эти единовременные пособия касаются приёмных и опекунских семей, также они действительны при процедуре усыновления. Помимо этого, ежемесячно на содержание ребёнка в приёмных семьях выплачивается ежемесячное пособие в следующих размерах: на малыша от ноля до шести лет – 5415 рублей, на ребёнка от 7 до 11 лет – 6521 рубль и на подростка в возрастной категории от 12 до 18 лет ежемесячные выплаты составляют 7024 рубля. Кроме того, приёмные семьи имеют 30-процентную льготу при оплате коммунальных услуг. Но если думать только о материальных выгодах, легко забыть о ребенке, о его чувствах и ощущениях, а таким образом семью не построишь. К большому сожалению, данный мотив у некоторых приемных родителей может выступать в качестве основного.

К созданию приемной семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребенка-инвалида. Они руководствуются желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет за ним ухаживать. Это не лучшая идея для решения своих проблем. Во-первых, потому, что приемный ребенок требует не меньше ухода, терпения и внимания, поскольку, зачастую сам имеет нарушенное развитие. Во-вторых, он является самостоятельной личностью, имеющей свои собственные потребности, в том числе в любви, принятии, защищенности, и вправе рассчитывать на их удовлетворение, раз его взяли в семью. Он не обязан быть родителям благодарным и "отрабатывать" их добрый поступок, поскольку решение взять его в семью приняли родители. Кроме того, не чувствуя себя любимым и принятым, не освоив роль равноправного члена семьи, приемный ребенок не станет "братом" ("сестрой") собственному ребенку. Желание родителей облегчить жизнь своему ребенку приветствуется, но не должно осуществляться за счет другого ребенка, также нуждающегося в помощи и поддержке.

Информация о работе Понятие "мотивация"