Понятие “малой группы”. Классификация малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых социальной психологией в настоящее время является проблема социальных групп.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Содержание

Введение
1. История исследования малых групп
2. Понятие “малой группы”
3. Классификация малых групп
4. Межличностные отношения в группах
5. Коллектив как малая группа. Самоопределение личности в коллективе
6. Сплоченность группы
7. Эффективность групповой деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Малая группа2.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

      В однородных  группах люди обычно больше удовлетворены и  стремятся к общению. В особенности это относится к кратковременным   объединениям   школьников. В   трудных   ситуациях, вызывающих повышенную эмоциональную, психологическую и физическую напряженность, в условиях дефицита времени, отводимого на  решение  задачи, при  сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают психологически однородные группы, так как здесь участники понимают друг друга с полуслова. Зависимость успеха группы от стиля лидерства также находится в непосредственной связи с уровнем социально-психологического развития группы. Для группы, приближающейся к уровню развития коллектива, имеющей органы самоуправления, способной к самоорганизации деятельности, эффективнее будут коллегиальные формы руководства, предполагающие демократичный, а в некоторых ситуациях — даже либеральный стиль лидерства

      В группах, находящихся на среднем  уровне развития, лучшие результаты дает гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и либеральности.

      В относительно слаборазвитых группах, не готовых к самостоятельной работе, не способных к самоорганизации деятельности и имеющих сложные, конфликтные отношения, предпочтительнее директивный стиль руководства с элементами демократичности. Директивный стиль как временная мера может оказаться полезным и в среднеразвитых группах при их работе в сложных ситуациях. Следует, однако, помнить, что слишком частое, психологически не обоснованное применение директивного (или авторитарного) стиля лидерства в среднеразвитой группа отрицательно сказывается на настрое людей, снижает эффективность групповой работы. Такой стиль ограничивает самостоятельность и особенно плохо сказывается на решении творческих задач, требующих глубокого мышления.

      Немаловажное  значение для успешной работы группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимодействия и взаимоотношений по-разному сказываются на эффективности групповой работы. Хорошие эмоционально-межличностные отношения членов группы чаще всего способствуют их успешной совместной работе. Однако в группах разного уровня социально-психологической зрелости эти взаимоотношения проявляют себя по-разному. При сравнительно простых задачах, ставших привычными для членов группы, не требующих от них больших совместных усилий, не вызывающих эмоциональной напряженности, личные взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. Если же группе предстоят непривычные дела, требующие сложных, согласованных, скоординированных усилий, порождающие повышенную эмоциональную напряженность (особенно стрессовую ситуацию), то лучше в работе проявляют себе более  развитые  в  социально-психологическом  отношении  группы. Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятельности.

      Существует  несколько таких  форм  организации: коллективно-кооперативная, организованная на  началах тесного взаимодействия и взаимозависимости участников группы в работе, индивидуальная, базирующаяся  на   самостоятельной   работе  каждого, скоординированная, при которой каждый работает самостоятельно, но соотносит процесс и результаты своей работы с деятельностью остальных участников группы. Выбор той  или иной формы организации совместного труда определяется в основном двумя факторами: задачей, стоящей перед группой, и уровнем ее  социально-психологической зрелости. В большинстве случаев, за исключением некоторых видов индивидуально сложных творческих работ, предпочтение отдается коллективно-кооперативной форме организации совместной деятельности. Она обладает потенциально максимальным сверхаддитивным эффектом, наилучшим образом мобилизует интеллектуальные, эмоциональные и физические ресурсы членов группы, улучшает возможности восприятия, переработки ими информации и принятия оптимальных решений. Эта же форма организации работы лучше других предупреждает возможность появления ошибочных решений.

      При сложной творческой работе предпочтительнее индивидуальная   и   скоординированная   формы   организации   совместной, деятельности, эпизодически сочетающиеся с коллективно-кооперативной формой организации труда.

        В повышении успешности групповой  деятельности немаловажная роль  принадлежит групповым дискуссиям. В них должны принимать участие все члены группы. Для того чтобы дискуссия была достаточно эффективной, необходимо с самого начала четко определить ее цель — от простого обмена мнениями по какому-либо вопросу до принятия и реализации сложного решения. Метод групповой дискуссии для  принятия оптимальных решений особенно полезен при обсуждении вопросов, по которым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки  зрения.

      При организации и проведении групповой дискуссии надо учитывать ряд обстоятельств, от которых зависит ее успешность. Прежде всего членам дискуссионной группы должны быть разъяснены цели и задачи их совместной работы, определены процедура и время ее проведения. Для того чтобы дискуссия была конкретной, конструктивной и плодотворной, нужно заранее ограничить предмет обсуждения, постоянно следить за тем, чтобы в процессе дискуссии ее участники не отклонялись от заданной темы.

      Работа  в дискуссионной группе должна строиться на началах взаимного доверия, открытости, проводиться в атмосфере доброжелательности, при которой даже самые экстравагантные, странные мнения не отбрасываются с порога, не вызывают отрицательной реакции, реплик, унижающих человеческое достоинство автора Психологически правильная организация групповой дискуссии включает несколько последовательных этапов работы:

  1. Формулировка и уточнение сути обсуждаемого вопроса. Количество  участников   здесь должно быть сравнительно небольшим, от трех до  пяти человек, чтобы в условиях минимума коммуникаций можно было быстро прийти к единому мнению
  2. Высказывание альтернативных идей о путях и способах решения  поставленного  вопроса.  Все поступившие предложения фиксируются, систематизируются и в виде краткого резюме утверждаются в конце групповой дискуссии на данном этапе (с согласия всех участников).
  3. Обсуждение достоинств  и  недостатков  каждого  из  предложений, поступивших  на  предыдущем  этапе дискуссии. Персональная критика, затрагивающая личность автора, категорически запрещается.
  4. Взвешивание всех «за» и «против» предложенных вариантов решения. Они рассматривают поступившие предложения вместе с аргументами за  и против  каждого из  них, выбирают  наиболее удачные, а  из них — наилучшее, дорабатывают его при необходимости, дополняя положительными моментами, имеющимися в других предложениях.
  5. На основе наилучшего из выбранных предложений разрабатываются программа и план дальнейших действий.

      Для того чтобы дискуссия протекала  успешно, следует обратить особое внимание на подбор и подготовку ведущего. Роль ведущего требует специальных умений и навыков, она не допускает вмешательства в происходящее. Ведущий должен внимательно следить за ходом обсуждения, анализировать и оценивать его, взвешивать правильность приводимых участниками аргументов и фактов, верность их поведения, степень достижения в процессе дискуссии той цели, которая была намечена вначале. Время от времени ведущий берет слово и делится с участниками своими мыслями.

        У ведущего дискуссию почти всегда имеется несколько полезных для обсуждения идей, но ему не следует спешить их высказывать. Чтобы дискуссия не остановилась в том случае, когда мнения участников расходятся, ведущий должен уметь вовремя направить разговор так, чтобы достичь хотя бы предварительного, временного согласия по обсуждаемому вопросу и продолжать обсуждение. Завершая дискуссию, ведущий должен еще раз обратить внимание ее участников на результаты обсуждения. Ими могут стать различия во мнениях, позициях, их изменение, произошедшее в результате обсуждения, меры, к которым необходимо прибегнуть в будущем для нахождения лучших решений проблемы, еще большего сближения позиций участников по обсуждаемым вопросам. Затем ведущий подводит итоги дискуссии.

      Важным  заключительным моментом организации и проведения группового обсуждения проблем, повышения эффективности групповой дискуссии является оценка ее итогов самими участниками. Для получения информации о пользе дискуссии членам группы можно задать вопрос: «Насколько полезным для вас было состоявшееся обсуждение?»

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и  комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» - Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214

      Различие  между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

      Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

        внегрупповые (физические и социальные)

        внутригрупповые (нормы, межличностные  отношения)

        внеличностные (однородность - разнородность  по индивидуально-психологическим параметрам)

        внутриличностные (индивидуально-психологические  особенности членов группы, их  состояние, исходные мнения, оценки)

      Фактором, связывающим все перечисленные  системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1974.

2. Еникеев И. М. «Общая и юридическая психология».

3. Немов Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу:  Книга для учителей о психологии ученического коллектива.

4. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студ. выс.пед.учебн.завед.

5. Рогов Е. И. «Общая психология». Курс лекций.

6. Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова,

      Кузьмина  Е.С. и др. ЛГУ. 1974.

7. Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н.

8. Социальная психология под редакцией А.П.Журавлева.

9. Стрижак Л. Н. «Психология и педагогика».

10. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов

11. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.

12. Электронная библиотека http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm

14. Учебное пособие «Психология» http://revolution.allbest.ru/psychology/00055097_0.html 
 

Информация о работе Понятие “малой группы”. Классификация малых групп