Понятие “малой группы”. Классификация малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых социальной психологией в настоящее время является проблема социальных групп.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Содержание

Введение
1. История исследования малых групп
2. Понятие “малой группы”
3. Классификация малых групп
4. Межличностные отношения в группах
5. Коллектив как малая группа. Самоопределение личности в коллективе
6. Сплоченность группы
7. Эффективность групповой деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Малая группа2.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Практически все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. В пользу диады высказывается до сих большое направление исследований, именуемое теорией «диадического взаимодействия». В нем выбор диады как модели малой группы имеет и более принципиальное значение. Применение аппарата математической теории иф позволяет на диаде проигрывать многочисленные ситуации взаимодействия. И хотя сами по себе предложенные решения представляют интерес, их ограниченность состоит именно в том, что группа отождествляется с диадой, и допустимое в случае построения модели упрощение оказывается упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Естественно, что такой методологический принцип, когда диада, причем лабораторная, объявлена единственным прообразом малой труппы, нельзя считать корректным.

Поэтому в литературе иногда высказываются мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Так, в одном из европейских учебников по социальной психологии введена глава с названием «Диада или малая группа?», где авторы настаивают на том, что диада -- это еще не группа. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.

Большинство исследователей ограничивает численность малой группы от 2 до 7 человек. Нижним пределом признается диада (реже триада). Достаточно остро стоит вопрос и о "верхнем" пределе малой группы. Достаточно стойким оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером "магического числа" 7±2. В современных исследованиях управления считают оптимальным состав группы из 5-9, но не более 12 человек. Достаточно часто признается верхним пределом группы 12-14 человек (например, см.: Парыгин Б.Д.). Однако Л.Я.Коломинский считает, что в качестве малой группы может выступать школьный класс, в котором обучается, например, 30 и более учащихся. 2

Представляется, что можно предложить решение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».

Это специфическое решение проблемы, но оно не только допустимо, но и наиболее обосновано. Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

3. Классификация малых групп

     Обилие  малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому  для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации.

     

     Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:

     1) деление малых групп на "первичные"  и "вторичные" (впервые такое  различение было предложено Ч.  Кули).

     Первичные группы - это семья, группа друзей, коллектив, в котором трудится члеовек. Важным является именно характер контактов  в такой группе. Во вторичной - они могут быть слабо выражены или иметь опосредованный характер.

     2) деление их на "формальные" "неформальные";

     Группы  бывают формальные и неформальные в  зависимости от характера отношений  между членами группы (данное разделение групп было предложено Э. Мэйо).

     Формальные  группы - это социальная общность, имеющая  юридический фиксированный статус, члены которой в условиях общественного  разделения труда связаны социально  заданной деятельностью, организующей труд. Эти группы имеют официально заданную извне структуру.

     Неформальные (неофициальные) группы - это группы, которые характеризуются всеми  признаками группы (сложившейся системой межличностных отношений, совместной деятельностью, чувством принадлежности и т.д.) но не имеют юридически фиксированного статуса. Данные группы образуются на основе личностных предпочтений.

     Формальная  группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

     Группы  различаются по степени влияния  на систему ценностей человека. Данное различение предложено Г. Хайменом.

     3) деление на "группы членства" и "референтные группы";

     Референтные (эталонные группы) - это реальная или воображаемая общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении. Референтная группа выполняет функцию сравнительную и нормативную.

     Нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых люди реально включены и трудятся

     Как видно, каждая из этих трех классификаций  задает некоторую дихотомию.

     3

    5. Коллектив как малая группа. Самоопределение личности в коллективе

     Коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности, и в этом его основное психологическое отличие от остальных групп.

    Хорошо  зная коллектив в целом, многих его  членов, индивид сознательно, избирательно реагирует на мнение каждого, ориентируясь на отношения и оценки, сложившиеся в совместной деятельности, на ценности, которые приняты и утверждаются всеми. Состояние же индивида в незнакомой, случайной неорганизованной группе, в условиях дефицита информации о лицах, ее образующих, способствует повышению внушаемости. Таким образом, если поведение человека в неорганизованной случайной группе определяется исключительно местом, которое он выбирает для себя (чаще всего преднамеренно), то в коллективе существует еще одна специфическая возможность – коллективистическое самоопределение личности. Личность избирательно относится к воздействиям одной конкретной общности, принимая одно и отвергая другое, в зависимости от опосредствующих факторов – оценок, убеждений, идеалов. Не только преобладание коллективистского самоопределения и снижение конформных реакций, но и ряд других психологических явлений выделяют коллектив из числа других общностей.

     Существует большое многообразие коллективов, что вызывает необходимость их классификации. Наиболее целесообразным представляется проводить классификацию коллективов по основаниям, предложенным Е. А. Яблоковой (1984):

    •   по формам собственности;

    •   по классовой принадлежности;

    • по принадлежности к глобальным областям жизнедеятельности общества и превалирующей функции;

    • по принадлежности к сферам разделения труда и основному виду деятельности;

    •   по месту в организационно-уровневой  структуре;

    •   по уровню развития;

    •   по способу образования;

    •   по величине;

    •   по времени существования.

    В целом в отечественной психологии коллектив рассматривается к высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов. Формирование и развитие коллектива принадлежит к числу организованных групповых процессов. Основными факторами формирования коллектива являются:

    1) широкое применение групповых и коллективных форм организации совместной деятельности, создание системы функциональной, материальной, информационной, организационной, управленческой взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллектива;

     2) обеспечение компетентного руководства и положительного

    личного примера руководителя;

    3) целенаправленное формирование самосознания коллектива, ориентация его на самосовершенствование и превращение в субъект управления и воспитания.

    Основной  или вторичный коллектив имеет  свои особенности. Во-первых, он, как правило, состоит из нескольких первичных коллективов и малых групп и чаще всего просто численно больше их. Во-вторых, вторичный коллектив, как правило, обладает большей экономической и политической автономностью. 
 
 

    6. Сплоченность группы

    Сплоченность  – высшее проявление гармонии человеческих отношений. Но многосложность человеческих отношений неизбежно порождает  конфликты. Конфликт не всегда препятствует сплоченности людей, в него втянутых.

      В отечественной психологии сплоченность  рассматривается с разных позиций.  В рамках принципа деятельности  этим занимается школа А.В.  Петровского. В ее разработках  сплоченность представляется как  процесс развития внутригрупповых  связей, соответствующих уровневому развитию групповой деятельности. На первом уровне (соответствующем поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне развития (соответствующем второму слою структуры малой группы – «ценносто-ориентированному единству») происходит совпадение основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция членов группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что  все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.

    Ведущим способом выявления сплоченности является регистрация взаимодействий, коммуникативных  актов, взаимных выборов и предпочтений. Базирующихся на симпатиях и антипатиях членов группы.

    Итак, между количеством, частотой и интенсивностью контактов в группе и ее сплоченностью существует прямая связь, а поэтому количество и сила взаимных положительных или отрицательных выборов – это свидетельство сплоченности. При этом даже не предполагается, что частота и количество межиндивидуальных контактов, а также их продолжительность могут быть как раз следствием сплоченности группы. Источники групповой и индивидуальной активности, формирование установок, ценностных ориентаций и норм – все это, таким образом, рассматривается как производное от уровня межличностного общения и эмоциональной окраски коммуникаций. 

    Развитие  коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

    От  кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

    Социальная  коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными  и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

Информация о работе Понятие “малой группы”. Классификация малых групп