Понятие “малой группы”. Классификация малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых социальной психологией в настоящее время является проблема социальных групп.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Содержание

Введение
1. История исследования малых групп
2. Понятие “малой группы”
3. Классификация малых групп
4. Межличностные отношения в группах
5. Коллектив как малая группа. Самоопределение личности в коллективе
6. Сплоченность группы
7. Эффективность групповой деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Малая группа2.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

    Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

    Иерархия  реальных контактных групп может  быть представлена следующим образом:

      Диффузная группа - в ней взаимоотношения  опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

      Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

      Корпорация - взаимоотношения опосредуются  личностно значимыми, но ассоциальным  по своим установкам содержанием  групповой деятельности.

      Коллектив - взаимодействия опосредуются  личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).

    В них оптимально могут сочетаться  личные, коллективные и общественные цели и ценности.

    До  сих пор мы исходили из того, что  группа в целом ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от  части. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с нечленскими группами.

    Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный  Хаймоном, стал использоваться для  обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой (Современная зарубежная СПС - с. 197).

    Замечена  закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений. 
 
 
 
 
 
 

    Это хорошо видно на схеме:

                                 

                                         личность вне группы 

    

                                     личность в слаборазвитой

                                                       группе 

    

                                         личность в коллективе 
 

    

                                       личность в корпорации 
 

    Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в группах.

    + - положительное в личности и  межличностных отношениях

    - - отрицательное в личности и  межличностных отношениях

     ¯ - поворот отношений в любую сторону

    « - отношения.

    Это пример взаимоотношений в микрогруппе - диаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой  малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.

    По  этой причине более представительной моделью отношений является система  взаимоотношений, существующих в микрогруппе  триаде. Их возможные варианты:

     +     +     +           +     -     +      
         +                      +            
    -           -                              
    -           -           +           +      
     +           +           -           -      
    Несовместимые           Согласованные
 
                +                  
               +                  
                                   
          +           +            
         -           -            
          Идеальные            
 

 

      7. Эффективность групповой деятельности

      Социально-психологические  характеристики  группы можно разделить  на два класса: формальные, описывающие  структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей, и содержательные, непосредственно отражающие взаимоотношения в данной группе, ее психологию. К формальным можно отнести число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением  обязанностей между членами группы. К содержательным — межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство. Формальные особенности группы характеризуют ее параметры, не затрагивающие непосредственно   психологию людей. Наряду с содержательными они оказывают влияние на успешность групповой работы.

      Психологические состояния людей непосредственно  влияют на работу группы, однако изменять их очень трудно, и к тому же они зависят от формальных характеристик группы, например от ее композиции. Формальными аспектами групповой работы управлять легче, но они лишь косвенно влияют на групповую деятельность — через психологию составляющих ее людей. Следовательно, важно помимо прочего найти ответ и на вопрос, каким образом взаимосвязаны формальные и содержательные характеристики группы.

      Тем не менее можно выстроить различные  факторы, определяющие успешность групповой работы, по их логическому приоритету.

      В соотношении формальных и содержательных характеристик группы с точки зрения их совместного влияния на успешность работы на первое место все же следует поставить содержательные, причем не все, а только те, которые характеризуют группу как развитый коллектив. Вслед за ними следует, по-видимому, расположить формальные и общие содержательные характеристики группы

      Решая вопрос о соответствии деятельности группы предъявляемым к ней требованиям, в каждом конкретном случае необходимо четко различать два разных уровня такого соответствия: правовой, или нормативный, и моральный, или сверхнормативный Первый уровень — это соответствие группы, результатов ее работы обязательным требованиям, которые предъявляются к группе законом, а второй — социальным ожиданиям, выраженным в форме нравственных суждений и общественных идеалов. Последнее мы будем называть сверхнормативным, имея в виду под нормами официально узаконенные, юридически оформленные стандарты, и считать, что сверхнормативную деятельность проявляет такая группа, которая перед обществом и людьми берет на себя дополнительные моральные обязательства и бескорыстно их выполняет.

      Каковы  же практические пути повышения эффективности  групповой деятельности?

      Установлено, что величина группы не оказывает прямого и однозначного влияния на успешность ее деятельности. Однако увеличение или уменьшение количества членов в зависимости от задачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы. Психологические следствия увеличения или уменьшения количества членов группы различны, могут быть как положительными, так и отрицательными.

      Положительные:

      1. С увеличением группы в ней появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью. Это создает благоприятные условия для широкого и разностороннего обсуждения различных вопросов.

  1. Чем   больше   группа, тем   легче   распределить  обязанности между ее членами в соответствии с их возможностями и способностями в интересах дела.
  2. Большая по численности группа может собрать и переработать за одно и то же время большее количество информации.
  3. В большой группе большее число людей может участвовать в выработке и принятии решения, взвешивании и оценке его положительных и отрицательных сторон.
  4. С ростом группы обычно повышается    ее «ресурс талантов». Это увеличивает вероятность принятия оптимальных решений. Для задач, имеющих   много   альтернативных   вариантов   решения, это обстоятельство представляется весьма существенным.

        Отрицательные:

      1. С увеличением числа членов группы может уменьшаться ее сплоченносгь, возрастает  вероятность  образования  и   распада  на группировки. Это существенно затрудняет достижение единства по обсуждаемым в группе вопросам.

  1. Большой  группой  трудно  управлять, организовывать  взаимодействие ее членов, налаживать между ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
  2. Рост группы может привести к увеличению расхождений во мнениях и обострению взаимоотношений.
  3. При  увеличении   группы  статус  и   авторитет  одних ее  членов растет, других — уменьшается, увеличивается психологическая дистанция  между  ними. Возможности  для  развития  и  использования своих способностей, удовлетворения потребностей в общении, самовыражении, признании у одних членов группы возрастают, у других — уменьшаются, что создает неблагоприятные условия для развития личности.

      5. С увеличением группы средний  вклад каждого участника в  итоги совместной деятельности обычно снижается.

      На  успех работы группы в немалой  степени влияет задача, стоящая перед ней. Следует отметить, что задача определяет структуру взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы, а структура, в свою очередь, влияет на ее итоги.

        Композиция, т. е. индивидуальный состав, влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития как коллектива. При одном и том же составе группа может быть психологически совместимой и несовместимой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной

      Высокоразвитые  группы с неоднородной композицией  — со значительными индивидуально-психологическими различиями участников — лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами и задачами. Благодаря различиям в опыте, в подходах к решению задач, в точках зрения, мышлении, особенностях восприятия, памяти и т. п. их участники с разных сторон подходят к решению задач. В результате увеличивается число идей, разнообразных вариантов решения и, следовательно, вероятность эффективного выполнения поставленной задачи.

      Неоднородность  композиции группы, если она слабо  развита, Затрудняет взаимопонимание, выработку общей позиции. В таких условиях неоднородность состава приводит к возникновению противоречий и конфликтов в сфере личных взаимоотношений. Наряду с упорядочением деятельности таких групп их целесообразно делить на рабочие подгруппы, состоящие из людей, психологически совместимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и разделение труда между подгруппами внутри группы.

Информация о работе Понятие “малой группы”. Классификация малых групп