Понятие конфликта. Способы разрешения конфликтов, причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как:
· система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
· мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

Содержание

Характер и его природа. Структура характера. Основные акцентуации характера………………………………………………………………………………..3
Понятие конфликта. Способы разрешения конфликтов, причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте………………………………….9
Ситуации…………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

контр по психологии готовая.docx

— 48.49 Кб (Скачать)

     Следующий из упомянутых выше факторов конструктивного разрешения конфликтов - открытость и эффективность общения противодействующих сторон.

     Поскольку открытость общения - это не только бурное излияние чувств, но и организация  конструктивного поиска решения  проблемы, «хорошо бы, если бы каждый из противников мог бы хотя бы частично сообщить другому следующее: что  я хотел бы сделать, чтобы разрешить  конфликт? Что я собираюсь предпринять, если партнёр поведёт себя не так как я ожидаю? На какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?»

     Если  люди готовы к диалогу, если они открыты  друг для друга, естественно, создается  атмосфера взаимного доверия  и сотрудничества. Однако применительно  к участникам конфликта слово  «доверие» звучит даже несколько  странно. Некоторым трудно понять, как  можно сотрудничать с человеком, с которым конфликтуешь. Тем не менее, это не так. Ведь фактически любая  конфликтная ситуация проблемная, и, значит, говоря о её разрешении, мы должны иметь в виду решение проблемной ситуации.

     И поскольку в межличностном конфликте  участвуют, по меньшей мере, двое, речь должна идти о групповом решении  проблемы, а оно неизбежно требует  сотрудничества участников взаимодействия (или, если быть более точным, - противодействия)

     И, наконец, о последнем упомянутом выше факторе конструктивного разрешения конфликтов - определении существа конфликта. Для того чтобы суметь это сделать, участники конфликта должны согласовывать свои представления о сложившиеся ситуации и выработать определённую стратегию поведения.

     Предполагается, что их действия носят пошаговый  характер, разворачиваясь в следующем направлении.

     Шаг 1. Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить, в чём, собственно, суть проблемы, приведшей  к конфликту. Иными словами определить основную, базовую его причину. При  этом очень важно чтобы противники хорошо осознавали своеобразие видения  проблемы: как собственно, так и  оппонента, имеющиеся здесь сходства и различия.

     Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта. Но даже адекватное осознание  основной причины, вызывающей конфликт, не гарантирует нам в дальнейшем полное отсутствие межличностных осложнений. Их могут стимулировать те или  иные элементы нашего поведения - своего рода вторичные признаки конфликта. Обычно они служат поводом для  его возникновения, затеняя часто  истинную причину и, затрудняя анализ (так, нарушение индивидуальной территориальности, как правило, лишь повод для возникновения  конфликта, но сторонний наблюдатель, вполне вероятно, усмотрит в происшедшем причину).

     Поэтому вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное  поведение на предмет выявления конфликтогенных его деталей.

     Шаг 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта. Он может быть выражен, в  частности, следующими вопросами, которыми не мешает задаться участниками конфликта: а) что я мог бы сделать, чтобы  разрешить конфликт? б) что мог  сделать для этого мой партнёр? в) каковы наши общие цели, во имя  которых необходимо найти выход  из конфликта?. 

     Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта. На этом этапе речь идёт о выборе наиболее подходящего способа  разрешения конфликта, вызывающего  обоюдное удовлетворение соперников. Фактически они вправе говорить о  заключении между собой своего рода сделки, предполагающей разумные встречные  уступки сторон, что способствует ими обоюдовыгодного (оптимального в данном случае) соглашения.

     Шаг 5. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. На её основании  проблема считается либо разрешённой, либо делается вывод о необходимости  дальнейшей работы над ней, вновь  повторяя иногда всю описанную выше последовательность шагов.

     Пошаговое движение соперников в сторону разрешения конфликта невозможно вне одновременного действия таких элементов (факторов данного процесса), как адекватность восприятия людьми происходящего, открытость их отношений, наличие атмосферы  взаимного доверия и сотрудничества.

     Для разрешения конфликтной ситуации чрезвычайно  важно наличие посредника, поскольку  это позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки, что называется «сохранить лицо».

     При этом мы можем говорить о существовании  обратной зависимости между желаемыми  человеком уступками другими  людям и его представлением о себе как о «сильной личности».

     Психологи выделяют пять типовых стилей поведения  в конфликтных ситуациях:

     · конкуренция;

     · уклонение;

     · приспособление;

     · сотрудничество;

     · компромисс.

     Стиль конкуренции. Вы стараетесь в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели вы используете свои волевые качества, и если воля ваша достаточна, сильна, то вам это удается.

     Это может быть эффективным стилем в  том случае, если вы обладаете определенной властью; вы знаете, что ваше решение  или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них.

     Вот примеры тех случаев, когда следует  использовать стиль конкуренции:

     - вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;

     - решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;

     - вы чувствуете, что у вас нет  иного выбора и что вам нечего терять;

     - вы находитесь в критической  ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

     - вы должны принять нестандартное  решение, но сейчас вам необходимо  действовать и вас достаточно полномочий для этого шага.

     Когда вы используете этот подход, вы можете быть недостаточно признанным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат.

     Стиль уклонения. Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить сил на её решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении. 

     Типичны ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:

     - исход не очень важен для  вас или вы считаете, что настолько  тривиально, что не стоит тратить на него силы;

     - у вас трудный день, а решение  этой проблемы может принести  дополнительные неприятности;

     - вы хотите выиграть время;

     - ситуация очень сложна, и вы  чувствуете, что разрешение конфликта  потребует слишком многого от вас;

     - у вас мало власти для решения проблемы;

     - вы чувствуете, что у других  больше шансов решить эту проблему.

     Стиль приспособления. Он означает, что вы действуете с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не существен для вас.

     Он  не подходит, когда вы чувствуете, что  другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или  что этот человек не оценит сделанного вами.

     Наиболее  характерные ситуации, в которых  рекомендуется стиль приспособления:

     вас не особенно волнует случившееся;

     вы  хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

     вы  понимаете, что правда на вашей стороне;

     у вас мало шансов победить;

     вы  полагаете, что другой человек может  извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям.

     Стиль сотрудничества. Наиболее эффективный стиль, но и наиболее трудный. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выбрать приемлемые компромиссы.

     Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:

     - решение проблемы очень важно  для обеих сторон, и ни кто  не хочет полностью от него устраниться;

     - у вас тесные, длительные и  взаимозависимые отношения с другой стороной;

     - у вас есть время поработать над возникшей проблемой;

     - вы и другой человек осведомлены  о проблеме, и желания обеих сторон известны;

     - обе вовлеченные в конфликт  стороны обладают равной властью  или игнорируют разницу в положении  для того, что на равных искать решение проблемы.

     Обе стороны должны затрать на это  некоторое время, они должны уметь  объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и  затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и конфликтных ситуациях.

     Стиль компромисса. Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, вы не ищете скрытые нужды и интересы. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.

     Типичные  случаи:

     - обе стороны обладают одинаковой  властью и имеют взаимоисключающие интересы;

     - вас может устроить временное решение;

     - вы можете воспользоваться временной выгодой;

     - другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

     - удовлетворение вашего желания  имеет для вас не слишком  большое значение, и вы можете  несколько изменить поставленную вначале цель;

     - компромисс позволит вам сохранить  взаимоотношения, и вы предпочитаете  получить хоть что-то, нежели все потерять.

     Когда вы стараетесь прийти к компромиссному решению с кем-то, вам следует  начинать с выяснения интересов  и желаний обеих сторон. После  этого необходимо обозначить область совпадения интересов.

     В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения. Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и  ни один из них не может быть выделен  как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера 
 
 
 
 
 

     3. Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях: как-то произошел спор о том, кого можно назвать более внимательным. Один из споривших сказал:

  • «Иван Иванович очень внимательный. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничто его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает».
  • «А по-моему,— ответил другой,— Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, что он весь поглощен рассказом), все нее ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользает от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг».
  • «Нет, уже Борис Васильевич внимательнее всех,— сказал третий.— Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Борис Васильевич за этот краткий миг разглядел все детали одежды»
 

         В первой ситуации применили свойство внимания – концентрация.

Информация о работе Понятие конфликта. Способы разрешения конфликтов, причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте