Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:25, контрольная работа
Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как:
· система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
· мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
Характер и его природа. Структура характера. Основные акцентуации характера………………………………………………………………………………..3
Понятие конфликта. Способы разрешения конфликтов, причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте………………………………….9
Ситуации…………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………..27
- технологических, экономических и других процессов;
- целей, средств, методов деятельности;
- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
- взглядов, убеждений;
- в понимании, интерпретации информации;
- ожиданий, позиций;
- оценок, самооценок.
Однако важно знать не только те противоречия, которые поражают конфликты, но и различать типы и виды конфликтов.
Разрешить конфликт - значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.
Причины конфликтов
Причины конфликтов. Вопрос, безусловно, заслуживающий внимания, хотя бы уже потому, что, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие - то конкретные шаги по блокированию их действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.
Рассмотрим теперь некоторый перечень причин возникновения конфликта. Весьма условно он может быть представлен в виде трёх основных групп: во - первых, причин, порождённых трудовым процессом; во - вторых, причин, взаимоотношений; в - третьих, причин, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива.
Причины конфликтов, порождённых трудовым процессом. Для многих трудовых коллективов они являются всё-таки главным источником возникновения конфликтных ситуаций.
Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основных целей трудовой деятельности - выполнению производственного задания, получению определённого продукта. Такими факторами могут быть:
1.
непосредственная
2.
перенос проблем, решение
3.
невыполнение функциональных
Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности - достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов относиться:
а) взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива (к примеру, при работе на один наряд зарплата каждого зависит от работы всех);
б) нерешённость ряда организационных вопросов «по вертикале» (т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми (например, из-за сменности, условий труда), располагающимися на организационной горизонтали;
в)
функциональные нарушения в системе
«руководства - подчинения», препятствующие
достижению личных целей, как руководителем,
так и подчинёнными (скажем, руководитель
не обеспечивает ритмичность работы
людей, вследствие чего особенно страдает
карман сдельщика; в то же время безответственность
подчинённых ведёт к
В-третьих,
возникающие в ходе реализации трудовой
деятельности конфликты нередко
порождены несоответствием
Допустим, стремление человека больше заработать, а для естественно и более интенсивно трудиться, может войти в противоречие с групповым стандартом производственной выработки. Или другая похожая конфликтогенная причина: ролевые несоответствия в системе отношений «руководства - подчинения», когда, например, имеет место несовпадение распространённых в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определённые служебные должности («играющих роли»), с их реальными действиями.
Исчерпывающего списка причин вызывающих конфликт, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. И к причинам, только что названным, можно, по-видимому, добавить ещё немало других, порождённых повседневной организационной практикой.
Существует также такая группа межличностного конфликта - причины, вызванные психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее
яркий
пример такого рода особенностей - взаимные
симпатии и антипатии людей, ведущие
к их совместимости или
«Эти люди абсолютно несовместимы между собой, им лучше вместе не работать» - нечто подобное приходиться слышать не так уж и редко в качестве некоего объяснения чрезмерно «бурных» взаимоотношений коллег по работе или предупреждения о возможности таковых в будущем. Правда, углублённый психологический анализ усматривает за системой складывающихся межличностных предпочтений и отвержение действий более далёких опосредствующих факторов - экономических, социальных, этнокультурных, личностных и т.д.
Оказалось, что довольно безобидный фактор «симпатия - антипатия» касается не только двух или несколько большего числа людей, но может, к сожалению, иметь и более серьёзные последствия для всего коллектива.
Ведь нередко разного рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях (а это, в общем - то, в той или иной мере затрагивает многих) имеют свой основной именно этот принцип, правда несколько трансформируемый в оппозицию «Свой - не свой». «Своему» дается зелёный путь в движении по служебной лестнице, а «не своему» путь блокируется.
В свою очередь несправедливость в должностных назначениях, как правило, имеет следствием обострение межличностных отношений (иногда скрытое, порой явное).
Есть ещё несколько причин конфликтогенного свойства, родственных только что приведённой:
1.
неблагоприятная
2.
плохая психологическая
3.
Все приведённые выше причины
конфликтов относятся к
С появлением территориальности мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в том числе и на работе.
Люди, входящие в ту или иную рабочую группу, «обживают» определённую территорию (будь то рабочее помещение или комната отдыха), и занятие её членами другой группы нередко оборачивается межгрупповым столкновением. Точно так же каждый член группы занимает часть общего пространства вместе с находящимися там предметами и без энтузиазма относиться к вторжению в него.
И, наконец, о причинах конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду всевозможные личностные особенности, порой «загоняющие» нас в конфликтные ситуации.
Неумение контролировать свои эмоциональные состояния, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность - уже одного этого перечня черт вполне достаточно, что бы слыть так называемым конфликтным человеком. А если к тому же у человека напрочь отсутствует умения, необходимые для «строительства» отношений с другими людьми, если он душевно чёрств и бестактен?
Конечно, всё это только усугубит изъяны его поведения и, увы, осложнит жизнь окружающим.
Но представим себе вначале различные позитивные качества, необходимые нам для развития успешных отношениях с коллегами, а затем заменим их на диаметрально противоположные по знаку свойства. Они - то и составят причины возникновения конфликтов, «сидящие» в нас самих. И то обстоятельство, что подобных причин немало, требует от нас более внимательного взгляда на себя.
Нужно уметь «прочитывать» не только других, рефлексия, которой мы, так счастью, обладаем, позволяет нам это сделать и в собственном отношении.
Так, например, для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личными потребностями (зарплата, распределение отпусков, премий), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанными непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определённость трудовых функций и т. д.).
Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Зная причины конфликтов легче принять меры по его недопущению, блокированию. Это касается внутриколлективных конфликтов, подоплекой которых являются попытки людей получить разного рода блага ценой несправедливости. Ущемление и игнорирования интересов других (партнёров по коллективу), сведение решения принципиальных производственных вопросов к выяснению личных отношений, бытовое бескультурье многих из нас.
Когда тот или иной человек склонен утверждать, что его отношения с коллегами носят конфликтный характер, не мешайте ему лишний раз перепроверить истинность своих утверждений. Дело в том, что мы нередко усматриваем конфликт там, где его нет, и напротив, оцениваем наши отношения с другими как безоблачные, хотя тучи над нашей головой уже сгустились.
Это случается из-за того, что конфликт может быть как адекватно, так и неадекватно или ложно понятным.
В первом случае (адекватность) это означает, что конфликтная ситуация существует объективно, т.е. стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для неё состояния С объективно препятствует достижению стороной Б некоторого желаемого для неё состояния Д. И наоборот. Причем стороны справедливо полагают, что структура их целей, интересов конфликта, и правильно оценивают существо реального конфликта, т.е. дают адекватную трактовку происходящего.
Во втором случае (неадекватность понимания происходящего) конфликтная ситуация существует реально и стороны это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.
В третьем случае (ложно понимаемый конфликт) дело обстоит таким образом, что объективно конфликтная ситуация отсутствует, но вот стороны склонны рассматривать свои отношения как конфликтные.
Допустим,
что мы всё-таки имеем дело с первым
случаем, т.е. с ситуацией, когда стороны
адекватно оценивают объективно
сложившиеся конфликтные
Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум от четырёх факторов:
1. адекватности восприятия конфликта;
2.
открытости и эффективности
3. создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
4. определение существа конфликта.
Что касается адекватности восприятия конфликта, то имеется в виду достаточно точная, не искажённая личными пристрастиями оценка как собственных действий, намерений и позиций, так и поступков, намерений, позиций оппонентов.