Понятие конфликта. Способы разрешения конфликтов, причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как:
· система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
· мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

Содержание

Характер и его природа. Структура характера. Основные акцентуации характера………………………………………………………………………………..3
Понятие конфликта. Способы разрешения конфликтов, причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте………………………………….9
Ситуации…………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

контр по психологии готовая.docx

— 48.49 Кб (Скачать)

     План

  1. Характер и его природа. Структура характера. Основные акцентуации характера………………………………………………………………………………..3
  2. Понятие конфликта. Способы разрешения конфликтов, причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте………………………………….9
  3. Ситуации…………………………………………………………………24
  4. Список литературы……………………………………………………..27

 

     

     1.Характер  и его природа.  Структура характера.  Основные акцентуации  характера.

     Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как:

     · система устойчивых мотивов и  способов поведения, образующих поведенческий  тип личности;

     · мера уравновешенности внутреннего  и внешнего миров, особенности адаптации  индивида к окружающей его действительности;

     · отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого  человека.

     Характер  является прижизненным образованием и  может изменяться в течение всей жизни. Формирование характера самым  тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется  определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия  и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

     В характере различают следующие  основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность  характеризует человека, как со стороны  его отношений, так и формы  поведения, и является ведущим и  наиболее социально ценным качеством  характера. Полнота характеризует  разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.

     Таким образом, под характером понимается структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения  личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его  динамику - окружающая среда.

     Структура характера

     Характер  человека не представляет собой чисто  случайной совокупности различных  свойств. Отдельные свойства характера  зависят друг от друга, связаны друг с другом, образуют целостную организацию. Такая целостная организация  называется структурой характера. Поэтому, зная одно или несколько свойств  характера человека, мы можем предсказать  другие неизвестные нам черты  его характера. Так, зная, что человек  высокомерен и тщеславен, мы можем  предположить, что он недоброжелателен к людям; если он скромен, то он - уступчив.

     Структура характера – целостная организация  отдельных свойств, каждое из которых  проявляется в деятельности, формируется  и закрепляется в отношениях человека к действительности.

     Структура и содержание характера каждого человека определяются:

     - динамикой воли (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность);

     -   спецификой проявления эмоций человека, которые сопровождают те или иные его поступки (жизнерадостность, впечатлительность, угнетенность, безразличие);

         - интеллектуальными особенностями человека (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность);

         -    взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны ли они между собой или же, наоборот, находятся в конфликте).

       К первой группе относятся  черты, проявляющиеся по отношению  к другим людям: родным и  близким, товарищам по работе  и учебе, знакомым и малознакомым  и т.п. Устойчивая и неустойчивая  привязанность, принципиальность  и беспринципность, общительность  и замкнутость, правдивость и  лживость, тактичность и грубость  обнаруживают отношение человека к другим людям.

     Вторую  группу составляют черты, которые проявляются  по отношению к деятельности. Так, к числу наиболее ценных черт характера  относятся добросовестность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами. Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них следует также выделить черты характера, выражающие отношение  к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

     Третья  группа – это система отношений  человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности  и т.д.). Черты, в которых проявляется  отношение человека к самому себе, тесно переплетаются с чертами  характера, проявляющимися в отношениях с людьми. По тому, как человек  относится к себе, можно предположить, каким будет его отношение  к окружающим. Отношение к другим людям во многом формирует отношение  человека к самому себе. В эту  группу входят такие черты, как скромность и самовлюбленность, самокритичность  и самоуверенность, гордость и приниженность, альтруизм и эгоизм, тщеславие и неуверенность в своих силах.

     Четвертая группа включает черты, характеризующие  отношение личности к вещам, причем не только отношение к собственности  вообще, но и аккуратное или небрежное  обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.п. К таким чертам можно отнести: щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и многие другие.

     Основные  акцентуации характера

     Рассмотрим  основные типы акцентуаций личности.

     Гипертимный тип. Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.

     Застревающий  тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства обычно долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным.

     Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).

     Педантичный тип. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестны в быту.

     Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность но поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

     Циклотимный тип. Важнейшей особенностью циклотимного типа является смена гипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимной фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

     Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

     Возбудимый  тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

     Дистимический тип. Дистимическая личность -- антипод гипертимной. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях их восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гииерактивность им совершенно не свойственны.

     Экзальтированный  тип. Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении внешнее выражение. Ниже приводятся некоторые данные о связи различных типов акцентуации личности с делинквентным поведением. 
 
 
 

     2. Понятие конфликта. Способы разрешения конфликтов, причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте 

     Конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

     Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и  т.п. В результате бытует мнение, что  конфликт - явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить  разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

     80% конфликтов возникает помимо  желания их участников. Происходит  это из-за особенностей нашей  психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

     Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

     Большая опасность проистекает из игнорирования  очень важной закономерности - эскалации  конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

     Источники конфликтов - это противоречия, а  противоречия возникают там, где  есть рассогласование: 

     - рассогласование знаний, умений, способностей, личностных качеств;

     - функций управления;

     - эмоциональных, психологических и других состояний;

Информация о работе Понятие конфликта. Способы разрешения конфликтов, причины возникновения. Стратегии поведения в конфликте