На следующем этапе с учетом
выявленных существенных отношений
решающим вырабатывается гипотеза
относительно характера стратегии
решения. Стратегия решения в математической
деятельности всегда носит отвлеченный
характер. Однако в силу того, что задача
всегда дается в конкретных условиях,
может существовать большое разнообра-зие
конкретных выражений одной и той же по
существу задачи. Таким образом, стратегия
решения в математической деятельности
всегда носит обобщенный характер. Таким
обра-зом, успешное решение математических
задач предполагает высокий уровень развития
способности к математическому обобщению.
На следующем этапе решения
математической задачи на основе общей
стратегии решения выделяются конкретные
операции, которые в возможно большей
вероятностью приводит к достижению поставленной
цели. В рамках математической деятельности
зна-чительное место занимают вычислительные
операции, в основе которых соответственно
лежат вычислительные способности.
Таким образом, успешное выполнение
задач данного субтеста свидетельствует
у испытуемого способности к
математическому анализу и синтезу,
логическому умозаклю-чению, математическому
обобщению. Как видно, данный субтест диагностирует
широкий спектр мыслительных операций.
* Субтест
6: «ЧР» (числовые ряды):
Испытуемый получает задание,
следующее число в ряду в
соответствии с правилом, по которому
составлен данный ряд. При решении
задач данного типа испытуемый руководствуется
указаниями на то, что числа в ряду расположены
по определенному пра-вилу. На основании
этого он делает вывод о том, что имеет
место повторение каких-то, пока еще неизвестных
отношений между ними. По всей видимости,
это и будут сущест-венные для данной задачи
отношения, так как, определив их, не трудно
будет сформули-ровать и сам принцип построения
ряда. Найти эти существенные отношения
можно лишь путем сопоставления (сравнения)
отношений между различными элементами
и выявления на данной основе повторных
(т.е. общих для данного вида) отношений.
Таким образом, при решении данного типа
задач в значительной степени представлены
операции сравнения, а следовательно,
и аналитико-синтетическая деятельность.
Определив общие для данного ряда отношения,
решающие на основе вычислитель-ных операций
определяет пропущенное число. Данный
субтест определяет преимущест-венно
теоретические математические способности.
Однако проведенный выше анализ показывает,
что в данном случае мы имеем дело с высшей
формой обобщения, которое осуществляется
на основе анализа и выявления существенных
отношений в рамках единого целого, а с
его элементарной формой - определение
общего в ряде предметов путем сравнения.
Общее при этом оказывается общим не потому,
что оно существенно, а потому, что повторяется.
Обобщение, конечно, присутствует в процессе
решения данного типа задач, однако оно
лишь по форме является математическим
(обобщаются отношения между математическими
символами). Однако по существу мы имеем
дело с обобщением более низкого уровня,
чем математическое.
Таким образом, можно сделать
вывод о неправомерности утверждения
о том, что задача на определение
закономерностей диагностирует
уровень развития теоретического
математического мышления. В данном случае
имеет место проявление преимущественно
аналитико-синтетических математических
способностей (в задачах представлено
много числовых ориентиров). И хотя математическое
обобщение является производным от ана-литико-синтетической
деятельности и во многом определяется
уровнем ее развития, вы-вод о способности
диагностировать уровень развития операции
обобщения задачами дан-ного субтеста
является, на наш взгляд, не вполне обоснованным.
* Субтест
7: «ПВ» (пространственное воображение):
Данный субтест включает задания,
в которых испытуемому нужно
установить, какую из расположенных
в образце пяти фигур можно
сложить из приведенных ниже
отдельных частей разрезанных
фигур. Материалом задания служат
плоскостные рисунки - части от-дельных
фигур. Задание предусматривает совмещение,
поворот, сближение этих частей в одной
плоскости, а также сопоставление с образцами
фигур.
Поиск решения в задачах данного
типа строго диктуется ее условиями
и не преду-сматривает выход за
ее границы. Деятельность испытуемого
подчиняется строгой логике решения. Речь
идет, однако, не столько о вербальной
логике, в основе которого необходи-мо
наличие хорошего понятийного аппарата
требуется развернутая система умозаключе-ния.
Решение образных задач требует особого
вида логики, - при которой “схватывание”
наглядной ситуации осуществляется симультанно,
осознание ее не сопровождается раз-вернутыми
словесными рассуждениями.
Задачи, в которых цель и условия
деятельности строго детерминируют
процесс решения, широко представлены
в инженерно-технической деятельности,
где преобразова-ние технических объектов
подчиняется специальным производственным
требованиям. Таким образом, на основе
высокого показателя по данному субтесту
можно в определен-ной мере прогнозировать
успешность в области технической деятельности.
В то же время высокие показатели по субтесту
не могут служить основанием для вывода
о высоком раз-вития способностей к художественно-графической,
изобразительной деятельности, так как
оперирование образами в этих видах деятельности
осуществляется в более свободных условиях.
Оценка условий в задачах субтеста ПВ
осуществляется на основе анализа фор-мы
и величины частей фигур. Кроме аналитико-синтетических
способностей выполнение данного действия
предполагает развитие способности к
точному восприятию формы и величины плоскостных
фигур (линейный глазомер).
Ознакомившись с условиями заданий,
испытуемый приступает к активному
мыс-ленному оперированию образами.
При этом исходный образ преобразуется
по его струк-туре. Это достигается благодаря
мысленной перегруппировке его составных
элементов с помощью перемещения, а также
различных приемов совмещения частей
фигур. Кроме того, преобразование пространственного
образа затрагивает также и пространственное
положение фигур. Так, в данном случае,
происходит мысленное вращение образов
в пре-делах одной плоскости.
Оперирование образами включает
сознательное их удержание в
памяти, планиро-вание их на основе
предстоящей деятельности, предвосхищение
ее результатов, обобще-ние в образной
форме.
На основе проведенного анализа
можно сделать вывод о том,
что субтест ГС диаг-ностирует
лишь отдельные подспособности
в структуре пространственного
мышления. При выполнении данного
субтеста имеет место в основном проявление
способности к оперированию двумерными
образами, тогда как способность формирования
нового образа здесь практически не проявляется.
* Субтест
8: «ПО» (пространственное обобщение):
Испытуемому необходимо определить,
какой из приведенных в образце кубиков
предъявляется в каждом конкретном задании
в перевернутом или повернутом положении.
Материалом задания служит объемный рисунок
кубика. Задание предусматривает мысленный
поворот кубика и сопоставление его с
другими кубиками.
Данный субтест, как и предыдущий,
диагностирует способность человека
опериро-вать пространственными
представлениями. В то же время
выполнение указанного типа задач
имеет свою специфику. Как и
при решении задач предыдущего
субтеста, исходный образ, созданный в
процессе решения задачи, мысленно видоизменяется
испытуемым. Однако эти изменения касаются,
в основном, пространственного положения
и не затраги-вают структурных особенностей
образа. Такие преобразования, по мнению
И.С.Якиманской, требуют значительно меньшей
степени умственной активности, чем структурные
преобразования.
Таким образом, субтест ПО предъявляет
более высокие требования к
развитию пространственного мышления
испытуемого. Вместе с тем,
заслуживает специального рассмотрения
тот факт, что на практике часто высокий
показатель по субтесту ПВ сочетается
с низким показателем по субтесту ПО. По-видимому,
это связано с тем, что указанные субтесты
отличаются по характеру предъявляемого
материала. При решении задач субтеста
ГС испытуемый оперирует образами двумерного
пространства, при решении субтеста ПО
- трехмерного. Как отмечает И.С.Якиманская,
оперирования трехмерными изображениями
появляются у человека онтогенетически
раньше, поэтому у учащихся, приступающих
к изучению геометрии, пространственные
(трехмерные) представления более развиты,
чем двумерные. Однако способность одновременно
работать и в плоскости, и в пространстве
тормозится из-за того, что учащиеся постепенно
привыкают работать только с двумерными
изображениями. На наш взгляд, высокий
показатель выполнения субтеста ПО позволяет
сделать опосредованный вывод об умении
испытуемого работать с объемными предметами
в практическом пространстве, т.е. косвенно
определить уровень развития наглядно-действенного
мышления.
* Субтест
9: «Пм» (память, мнемические способности):
В этом субтесте испытуемому
предлагается выучить ряд слов,
а затем ответить на предложенные
вопросы. При выполнении данного
задания можно выделить два
этапа - этап заучивания и этап воспроизведения.
Восприятие слова (и тем более
его запоминание) является сложным
процессом включения его в
систему известных кодов, в
которых ведущие признаки оказываются
доминирующими, а побочные, подчиненные
признаки оттесняются. Это обозначает,
что при запечатлении слова всегда происходит
процесс выбора ведущей системы связей
и торможения побочных связей.
Факт многомерных связей, стоящих
за словом, имеет существенное
значение и при его припоминании.
Припоминание - это сложный процесс
активного поиска, выбора нужной связи
из многих возможных, который протекает
на фоне торможения побочных, несущественных
компонентов.
По результатам данного субтеста
можно судить об уровне развития
кратковремен-ной памяти. Эти результаты
нельзя переносить на уровень развития
памяти в целом, т.к. различные виды памяти
независимы друг от друга.
Таким образом,
по результатам выполнения теста
ДП можно судить о запасе относительно
простых сведений и знаний у испытуемого,
о развитии словесно-логического мышления
он информации не дает; по результатам
субтеста ИС - об аналитико-синтетических
способностях, об умении сравнивать предметы,
явления между собой. Субтест Ан диагностирует
способность к обобщению, дает информацию
о потенциальных возможностях испытуемого.
Субтест Об определяет способность к абстракции,
по его результатам можно сделать вывод
об уровне сформированности у испытуемого
системы научных понятий и в целом об уровне
развития, которого он уже достиг. Результаты
субтеста АЗ свидетельствуют о развитии
таких мыслительных операций, как математический
анализ, синтез, абстракция, обобщение,
а также способности к установлению логических
умозаключений. Субтест ЧР диагностирует
преимущественно аналитико-синтетическую
деятельность испытуемого. Субтесты ПВ
и ПО определяют способность к оперированию
пространственными образами. Показатель
по субтесту ПО косвенно определяет уровень
развития наглядно-действенного мышления
испытуемого. Субтест Пм диагностирует
уровень развития вербальной кратковременной
памяти.
Литература:
- Анастази
А.,Урбина С.- Психологическое тестирование.
- Справочник
Бурлачук-Морозова.
- Акимова М.К.-
Психологическая диагностика.
- Бурлачук
Л.Ф. – Психодиагностика.