Понятие интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:52, доклад

Описание работы

Рассмотрим эти определения подробнее. Вероятно, первым определение интеллекта как того, что измеряют тесты, предложил Эдвин Боринг (Boring, 1923). Данная точка зрения свидетельствовала об отсутствии единой позиции в понимании интеллекта. Хотя определение интеллекта через средство измерения и воспринимается как отказ от его содержательного анализа, тем не менее за таким определением интеллекта стоит нечто большее, нежели вульгарная тавтология,

Содержание

1.Проблема понимания интеллекта.
2.История развития тестов для измерения интеллекта.
3.Виды тестов для измерения интеллекта.
4.Факторные теории интеллекта.
5.Тест интеллекта Амтхауэра.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

          На следующем этапе с учетом  выявленных существенных отношений  решающим вырабатывается гипотеза  относительно характера стратегии  решения. Стратегия решения в математической деятельности всегда носит отвлеченный характер. Однако в силу того, что задача всегда дается в конкретных условиях, может существовать большое разнообра-зие конкретных выражений одной и той же по существу задачи. Таким образом, стратегия решения в математической деятельности всегда носит обобщенный характер. Таким обра-зом, успешное решение математических задач предполагает высокий уровень развития способности к математическому обобщению.

          На следующем этапе решения  математической задачи на основе общей стратегии решения выделяются конкретные операции, которые в возможно большей вероятностью приводит к достижению поставленной цели. В рамках математической деятельности зна-чительное место занимают вычислительные операции, в основе которых соответственно лежат вычислительные способности.

          Таким образом, успешное выполнение  задач данного субтеста свидетельствует  у испытуемого способности к  математическому анализу и синтезу,  логическому умозаклю-чению, математическому  обобщению. Как видно, данный субтест диагностирует широкий спектр мыслительных операций.  

    * Субтест  6: «ЧР» (числовые ряды): 

          Испытуемый получает задание,  следующее число в ряду в  соответствии с правилом, по которому  составлен данный ряд. При решении задач данного типа испытуемый руководствуется указаниями на то, что числа в ряду расположены по определенному пра-вилу. На основании этого он делает вывод о том, что имеет место повторение каких-то, пока еще неизвестных отношений между ними. По всей видимости, это и будут сущест-венные для данной задачи отношения, так как, определив их, не трудно будет сформули-ровать и сам принцип построения ряда. Найти эти существенные отношения можно лишь путем сопоставления (сравнения) отношений между различными элементами и выявления на данной основе повторных (т.е. общих для данного вида) отношений. Таким образом, при решении данного типа задач в значительной степени представлены операции сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая деятельность.

          Определив общие для данного ряда отношения, решающие на основе вычислитель-ных операций определяет пропущенное число. Данный субтест определяет преимущест-венно теоретические математические способности. Однако проведенный выше анализ показывает, что в данном случае мы имеем дело с высшей формой обобщения, которое осуществляется на основе анализа и выявления существенных отношений в рамках единого целого, а с его элементарной формой - определение общего в ряде предметов путем сравнения. Общее при этом оказывается общим не потому, что оно существенно, а потому, что повторяется. Обобщение, конечно, присутствует в процессе решения данного типа задач, однако оно лишь по форме является математическим (обобщаются отношения между математическими символами). Однако по существу мы имеем дело с обобщением более низкого уровня, чем математическое.

          Таким образом, можно сделать  вывод о неправомерности утверждения  о том, что задача на определение  закономерностей диагностирует  уровень развития теоретического  математического мышления. В данном случае имеет место проявление преимущественно аналитико-синтетических математических способностей (в задачах представлено много числовых ориентиров). И хотя математическое обобщение является производным от ана-литико-синтетической деятельности и во многом определяется уровнем ее развития, вы-вод о способности диагностировать уровень развития операции обобщения задачами дан-ного субтеста является, на наш взгляд, не вполне обоснованным.  

    * Субтест  7: «ПВ» (пространственное воображение): 

          Данный субтест включает задания,  в которых испытуемому нужно  установить, какую из расположенных  в образце пяти фигур можно  сложить из приведенных ниже  отдельных частей разрезанных  фигур. Материалом задания служат  плоскостные рисунки - части от-дельных фигур. Задание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур.

          Поиск решения в задачах данного  типа строго диктуется ее условиями  и не преду-сматривает выход за ее границы. Деятельность испытуемого подчиняется строгой логике решения. Речь идет, однако, не столько о вербальной логике, в основе которого необходи-мо наличие хорошего понятийного аппарата требуется развернутая система умозаключе-ния. Решение образных задач требует особого вида логики, - при которой “схватывание” наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается раз-вернутыми словесными рассуждениями.

          Задачи, в которых цель и условия  деятельности строго детерминируют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразова-ние технических объектов подчиняется специальным производственным требованиям. Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определен-ной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по субтесту не могут служить основанием для вывода о высоком раз-вития способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в этих видах деятельности осуществляется в более свободных условиях. Оценка условий в задачах субтеста ПВ осуществляется на основе анализа фор-мы и величины частей фигур. Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного действия предполагает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер).

          Ознакомившись с условиями заданий,  испытуемый приступает к активному  мыс-ленному оперированию образами. При этом исходный образ преобразуется по его струк-туре. Это достигается благодаря мысленной перегруппировке его составных элементов с помощью перемещения, а также различных приемов совмещения частей фигур. Кроме того, преобразование пространственного образа затрагивает также и пространственное положение фигур. Так, в данном случае, происходит мысленное вращение образов в пре-делах одной плоскости.

          Оперирование образами включает  сознательное их удержание в  памяти, планиро-вание их на основе  предстоящей деятельности, предвосхищение ее результатов, обобще-ние в образной форме.

          На основе проведенного анализа  можно сделать вывод о том,  что субтест ГС диаг-ностирует  лишь отдельные подспособности  в структуре пространственного  мышления. При выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.  

    * Субтест  8: «ПО» (пространственное обобщение):  

          Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками.

          Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует способность человека  опериро-вать пространственными  представлениями. В то же время  выполнение указанного типа задач  имеет свою специфику. Как и  при решении задач предыдущего субтеста, исходный образ, созданный в процессе решения задачи, мысленно видоизменяется испытуемым. Однако эти изменения касаются, в основном, пространственного положения и не затраги-вают структурных особенностей образа. Такие преобразования, по мнению И.С.Якиманской, требуют значительно меньшей степени умственной активности, чем структурные преобразования.

          Таким образом, субтест ПО предъявляет  более высокие требования к  развитию пространственного мышления  испытуемого. Вместе с тем,  заслуживает специального рассмотрения тот факт, что на практике часто высокий показатель по субтесту ПВ сочетается с низким показателем по субтесту ПО. По-видимому, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста ГС испытуемый оперирует образами двумерного пространства, при решении субтеста ПО - трехмерного. Как отмечает И.С.Якиманская, оперирования трехмерными изображениями появляются у человека онтогенетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению геометрии, пространственные (трехмерные) представления более развиты, чем двумерные. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся постепенно привыкают работать только с двумерными изображениями. На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста ПО позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, т.е. косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления.  

    * Субтест  9: «Пм» (память, мнемические способности): 

          В этом субтесте испытуемому  предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные  вопросы. При выполнении данного  задания можно выделить два  этапа - этап заучивания и этап воспроизведения.

          Восприятие слова (и тем более  его запоминание) является сложным  процессом включения его в  систему известных кодов, в  которых ведущие признаки оказываются  доминирующими, а побочные, подчиненные  признаки оттесняются. Это обозначает, что при запечатлении слова всегда происходит процесс выбора ведущей системы связей и торможения побочных связей.

          Факт многомерных связей, стоящих  за словом, имеет существенное  значение и при его припоминании. Припоминание - это сложный процесс активного поиска, выбора нужной связи из многих возможных, который протекает на фоне торможения побочных, несущественных компонентов.

          По результатам данного субтеста  можно судить об уровне развития  кратковремен-ной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, т.к. различные виды памяти независимы друг от друга.  

Таким образом, по результатам выполнения теста  ДП можно судить о запасе относительно простых сведений и знаний у испытуемого, о развитии словесно-логического мышления он информации не дает; по результатам субтеста ИС - об аналитико-синтетических способностях, об умении сравнивать предметы, явления между собой. Субтест Ан диагностирует способность к обобщению, дает информацию о потенциальных возможностях испытуемого. Субтест Об определяет способность к абстракции, по его результатам можно сделать вывод об уровне сформированности у испытуемого системы научных понятий и в целом об уровне развития, которого он уже достиг. Результаты субтеста АЗ свидетельствуют о развитии таких мыслительных операций, как математический анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также способности к установлению логических умозаключений. Субтест ЧР диагностирует преимущественно аналитико-синтетическую деятельность испытуемого. Субтесты ПВ и ПО определяют способность к оперированию пространственными образами. Показатель по субтесту ПО косвенно определяет уровень развития наглядно-действенного мышления испытуемого. Субтест Пм диагностирует уровень развития вербальной кратковременной памяти. 

Литература:

  1. Анастази А.,Урбина С.- Психологическое тестирование.
  2. Справочник Бурлачук-Морозова.
  3. Акимова М.К.- Психологическая диагностика.
  4. Бурлачук Л.Ф. – Психодиагностика.

Информация о работе Понятие интеллекта