Понятие интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:52, доклад

Описание работы

Рассмотрим эти определения подробнее. Вероятно, первым определение интеллекта как того, что измеряют тесты, предложил Эдвин Боринг (Boring, 1923). Данная точка зрения свидетельствовала об отсутствии единой позиции в понимании интеллекта. Хотя определение интеллекта через средство измерения и воспринимается как отказ от его содержательного анализа, тем не менее за таким определением интеллекта стоит нечто большее, нежели вульгарная тавтология,

Содержание

1.Проблема понимания интеллекта.
2.История развития тестов для измерения интеллекта.
3.Виды тестов для измерения интеллекта.
4.Факторные теории интеллекта.
5.Тест интеллекта Амтхауэра.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Во втором варианте шкалы, получившей самое широкое  распространение, редакция 1908 г., общее  число тестов было увеличено, все  тесты были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в возрасте от 3 до 13 лет. Показатель ребенка по всем тестам можно было в этом случае выразить в виде умственного уровня, соответствующего возрасту нормальных детей, результатов которых он достигал.

Третий вариант  шкалы Бине-Симона появился в 1911 г.(год  смерти А.Бине). Эта шкала претерпела незначительные изменения, которые свелись к перестановке отдельных тестов, добавлению новых тестов для некоторых возрастных уровней и расширению верхней границы шкалы до уровня взрослого человека.

В качестве инструмента  тестирования шкала Бине-Симона вскоре была вытеснена более широкой и совершенной в психометрическом отношении шкалой умственного развития Стэнфорд-Бине, разработанной под руководством Л.М.Тёрмена в Стэнфордском университете. Основных нововведений по сравнению с тестами Бине было два:

- именно в  этом варианте шкалы был впервые  использован коэффициент

интеллектуальности (Intelligence Quotient - IQ), отношение между  умственым и хронологическим  возрастом;

- применение  нового критерия оценки тестирования, для чего вводится понятие статистической нормы.

Шкала Стэнфорд ? Бине получила популярность во всем мире. Она имела несколько редакций (1937, 1960, 1972, 1986). В последней редакции она применяется и в настоящее  время. Показатель IQ получаемый по шкале  Стэнфорд ? Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые тесты стали проверяться путем сопоставления с результатами этой шкалы.

Особый интерес  представляет также первая редакция шкалы Бине-Симона,

произведенная Ф.Кюльманом, в которой нижняя возрастная граница была снижена до 3 месяцев. Шкала Кюльмана-Бине представляет собой одну из самых ранних попыток разработать тесты интеллекта для младенцев и дошкольников.

Но определение  интеллекта как способности к  обучению не может полностью удовлетворять  психологов. Учебная деятельность является ведущей в определенный период жизни человека (детский, подростковый и юношеский). Интеллект взрослого человека проявляется прежде всего в успешности решения иных (не учебных) проблем - профессиональных, житейских др. Успешность решения этих проблем не всегда связана с успешностью учебной деятельности.

Обучение предоставляет  собой сложную деятельность, и  его успешность зависит от многих факторов, а не только от уровня интеллекта. Среди этих качеств (как факторов) самого ученика (мотивация, черты характера пр.), так и внешние по отношению к ученику обстоятельства (тип учебного заведения, методы преподавания и пр.). Поэтому не стоит отождествлять успешность обучения с интеллектом.

Об этом же свидетельствует  работы отечественных психологов, посвященные проблеме обучаемости. Современной психологии и педагогике известно, что адекватность педагогического воздействия индивидуальным особенностям учащегося может значительно повысить эффективность. Поэтому по характеру обучаемости нельзя делать окончательные выводы о достоинствах интеллекта даже у детей дошкольного возраста. Безусловно, интеллект - лишь один из факторов обучаемости, а обучаемость - лишь одно из многих проявлений интеллекта. 

Уильям  Льюис Штерн (англ. William Lewis Stern; (29 апреля 1871, Берлин — 1938, Дархэм, США) — немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине. Отец немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса. В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека. 

       Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный В. Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста, как показателя в шкaлах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

 3.Виды тестов для измерения интеллекта.

 Одним из критериев классификации методик в отечественной психологической диагностике является форма (характер) стимульного материала. По этому критерию выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта.

    Первые состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме — это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно делаются простыми и по возможности короткими.  

Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

     В зарубежной психодиагностике иногда применяется несколько отличная от изложенной классификация методик.

Выделяются:

- тесты действия;

- неязыковые;

- невербальные  тесты. 

Тесты действия (performance tests) требуют операций с предметами при минимальном использовании  карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо движений на бумаге (рисование фигуры, вычерчивание пути выхода из лабиринта и пр.).  

Неязыковые тесты (nonlanguage tests) разрабатываются так, что  не требуют использования языка  ни от испытуемого, ни от диагноста. Стимульный материал этих тестов представлен в невербальной форме, а инструкции к ним осуществляются непосредственным показом или жестами, без использования речи (как устной, так и письменной).  

Невербальные  тесты (nonverbal tests) в излагаемой классификации  правильнее называть, как указывает А. Анастази, тестами, не требующими умений читать и писать. Их выполнение опирается на применение устных инструкций и общение с диагностом. В заданиях могут быть использованы как предметы и наглядные изображения, так и вербальное содержание. Например, они могут быть направлены на диагностику понимания значений слов, предложений или коротких абзацев, предъявляемых с помощью изобразительных средств (с одновременными устными указаниями но каждому заданию). Поэтому в отличие от неязыковых тестов невербальные (в понимании некоторых западных психологов) непригодны для лиц, говорящих на другом языке, а также для неслышащих индивидов.  

Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты  за рубежом обычно называют тестами  для специфических популяций. Это  связано с тем, что перечисленные тесты изначально разрабатывались и применяются для диагностики индивидов, которые не могли быть адекватно оценены с помощью обычных, традиционных вербальных тестов. Это:  

- дети с неразвитой  речью;

- не умеющие  читать и писать;

- дети дошкольного  возраста с дефектами речи;

- дети с задержками  умственного развития;

- неграмотные  и не умеющие читать любого  возраста;

- иностранцы;

- те, кто длительное  время находился в среде с  дефицитом общения (заключенные). 

Помимо перечисленных групп испытуемых, тесты с невербальным содержанием заданий применяются для диагностики тех индивидов, в отношении которых важно оценить уровень развития наглядного мышления. Это, например, могут быть профессиональные группы (чертежники, конструкторы, художники и пр.).  

Рассмотрим некоторые  из широко применяемых (в том числе  и в нашей стране) невербальных тестов интеллекта.  

Примером теста  действия является тест Доски форм Сегена (Seguin Form Boards), известный в нашей  стране под названием Тест воспроизведения прежнего порядка на доске, разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1866 г.. Он применяется для диагностики детей с умственной отсталостью, начиная с 2 лет. Другое название этой методики — Доски форм Сегена — связано с характером стимульного материала, состоящего из 5 досок с гнездами, в которых расположены разные фигурки.  

Диагностика проводится индивидуально. Перед ребенком располагают  первую доску с вставленными в  гнезда фигурками и предлагают внимательно  рассмотреть ее. Через 10 сек. психолог переворачивает доску, а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает, после чего просит ребенка воспроизвести прежний порядок (уложить все фигурки на прежнее место). Делаются три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из четырех досок. Помимо времени выполнения, фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи психолога при безуспешных попытках выполнить задания.  

Методика Сегена, являясь достаточно простой в  использовании, отличается хорошими дифференцирующими  возможностями (оценивает разные уровни умственной отсталости) и широко применяется  в настоящее время в клинической  психодиагностике.  

К тестам действия относятся лабиринтные тесты, первый из которых был разработан в 1914 г. С. Д. Портеусом (Porteus Maze Test).. Эти тесты  состоят из серий изображенных линиями  лабиринтов возрастающей трудности. От испытуемого требуется провести кратчайший путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаша от бумаги. Показателями в этих тестах являются время выполнения и число допущенных ошибок. Они довольно широко используются для диагностики как детей, так и взрослых.  

Типичным и  широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются Прогрессивные матрицы (Progressive Matrices), разработанные в Великобритании. Авторами первой редакции, появившейся в 1936 г. и предназначенной для диагностики детей, были Л. Пенроуз и Дж. Равен. Впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж. Равен, поэтому рассматриваемую методику иногда называют тестом Равена (Raven's Progressive Matrices — RPM). Первый вариант для взрослых появился в 1960 г.  

Методика основана на теории гештальтпеихологии. Каждое задание рассматривается как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что вначале испытуемый осуществляет глобальное оценивание матрицы, а затем дифференцирует изображение на отдельные элементы с выделением принципа из интеграции. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и позволяет обнаружить недостающую часть изображения.  

Разработанный в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом его измерения является выявление отношений между абстрактными фигурами, этот тест многими британскими психологами рассматривается как лучший из существующих измеритель генерального фактора (g-фактора).  

Стимульным материалом этой методики являются матрицы — композиции с пропущенным элементом. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент среди 6-8 предложенных вариантов. В настоящее время используются три формы теста, рассчитанные на разный возраст И разный уровень интеллектуального развития. В каждой из них однотипные, но возрастающей сложности задания организованы в некоторое число серий, трудность которых также повышается от первой к последующим. Усложнение заданий как внутри каждой серии, так и от серии к серии позволяет, по мнению автора, осуществить принцип прогрессивности (с ним связано и название методики — Прогрессивные матрицы). Он состоит в том, что выполнение предшествующих заданий является подготовкой испытуемого к выполнению последующих — идет процесс обучения.  

Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым. Психометрические параметры высоки и получены на разных как по объему, так и по характеру выборках.  

В группу невербальных тестов включают тесты, разработанные  специально для диагностики представителей разных культурных групп. Как уже сообщалось, связь тестирования интеллекта с культурой определенной социальной группы ограничивает сферу применения тестов. Они оказываются неадекватными для обследования лиц, принадлежащих к иной культуре, нежели та, в которой они создавались. Поэтому перед исследователями встала проблема разработки таких интеллектуальных тестов, которые были бы свободны от влияния культуры.  

Информация о работе Понятие интеллекта