Понятие интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:52, доклад

Описание работы

Рассмотрим эти определения подробнее. Вероятно, первым определение интеллекта как того, что измеряют тесты, предложил Эдвин Боринг (Boring, 1923). Данная точка зрения свидетельствовала об отсутствии единой позиции в понимании интеллекта. Хотя определение интеллекта через средство измерения и воспринимается как отказ от его содержательного анализа, тем не менее за таким определением интеллекта стоит нечто большее, нежели вульгарная тавтология,

Содержание

1.Проблема понимания интеллекта.
2.История развития тестов для измерения интеллекта.
3.Виды тестов для измерения интеллекта.
4.Факторные теории интеллекта.
5.Тест интеллекта Амтхауэра.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Обработка результатов 

Обработка результатов  производится по вышеприведенному ключу. Затем проводится интерпретация  результатов согласно комментарию  к методике и на основе построения профиля структуры интеллекта.

Ключ 

1 субтест. 1г, 2в, 3д, 4д, 5в, 6а, 7г, 8б, 9д, 10в, 11б, 12д, 13в, 14а, 15г, 16а, 17в, 18б, 19д, 20г. 

2 субтест. 21 д, 22б, 23в 24г, 25б, 26г, 27в, 28г, 29д, 30в, 31 д, 32г, 33а, 34в, 35д, 36в, 37а, 38г, 39б, 40б. 

3 субтест. 41в, 42д, 43б, 44д, 45а, 46г, 47б, 48в, 49б, 50г, 51г, 52б, 53б, 54б, 55г, 56д, 57в, 58в, 59б, 60г. 

4 субтест. 61 —  плоды; 62 — наркотические возбуждающие  средства; 63 — приборы; 64 — органы  чувств; 65 — отражение; 66 — произведение  искусства; 67 — сила; 68 — зародыши; 69 — символы; 70 — водные животные; 71 — органические потребности; 72 — живые организмы; 73 — металлические изделия; 74 — положение в пространстве; 75 — пожелания (санкции); 76 — меры воспитания. 

5 субтест. 77(85), 78(630), 79(235), 80(24), 81(36), 82(60), 83(35), 84(50), 85(720), 86(84), 87(7), 88(9), 89(45), 90(60), 91(16), 92(26), 93(36), 94(5), 95(42), 96(4). 

6 субтест. 97(27), 98(26), 99(25), 100(16), 101(62), 102(31), 103(51), 104(7), 105(8), 106(12), 107(2), 108(13), 109(42), 110(19), 111(13), 112(71), 113(15), 114(17), 115(63), 116(14). 

7 субтест. 117а, 118г, 119в, 120в, 121д, 122г, 123 д, 124а, 125а, 126Б, 127д, 128в, 129д, 130г, 131в, 132а, 133г, 134г, 135б, 136в. 

8 субтест. 137б, 138б, 139в, 140а, 141г, 142а, 143б, 144д, 145в, 146г, 147а, 148б, 149д, 150г, 151в, 152б, 153д, 154а, 155в, 156д. 

9 субтест. 157г, 158д, 159в, 160б, 161д, 162а, 163г, 164в, 165б, 166в, 167д, 168в, 169г, 170б, 171б, 172г, 173а, 174г, 175в, 176а. 

Совпадение с  ключом - 1 балл. 

Несовпадение  с ключом - 0 баллов. 
 

    Совпадение  с ключом - 2 балла. 

    Аналогичное,  но неполное значение слова  - 1 балл.

    Несовпадение  с ключом и вообще далекое  от смысла слова понятие - 0 баллов.  

  Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях.

Общий уровень  интеллекта 

Определяется  на уровне итоговой оценки, полученной в результате суммации баллов по каждому  субтесту, которая переводится в  стандартный показатель. При интерпретации  необходимо учитывать специфические требования к испытуемым со стороны теста: 

    а)  тест требует определенной быстроты  мышления;

    б)  из-за относительной сложности  тест меньше годится для лиц  с явно заниженной результативностью;  чем дальше их результативность  отклоняется от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;

    в)  на тестовые результаты положительно  влияет образовательный уровень,  резуль-таты школьного обучения, поэтому более адекватно сравнивать  испытуемых с лицами с одинаковым  образованием, чем с лицами одного возраста;

    г)  общие достижения в тесте зависят  от социо-культурных условий развития, т.е. от неспецифического учения;

    д)  структура теста и его задания  ставят в более выгодное положение  испытуемых с есте-ственнонаучной, математической и технической ориентацией по сравнению с лицами вербально и гуманитарно-ориентированными.  

Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу 

Благодаря субтестовой  структуре тест позволяет дифференцированно  оценивать уровень развития различных  сторон интеллекта. Отдельные субтесты можно определить в следующие группы: 

1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами. 

При высоких  результатах по этому комплексу  преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным. 

2. Комплекс математических субтестов (5, 6), предполагающий способности в области практической математики и программирования. 

Одинаково высокие  результаты по обоим субтестам свидетельствуют  о «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется  высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор  профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью. 

3. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8), предполагающий развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана. 

Одинаково высокие  результаты по субтестам этого комплекса являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей. 

4. Комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Интерпретация результативности по отдельным субтестам 

    * Субтест  1: «ДП» (дополнение предложений):

       Для успешного выполнения этого субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. На роль знаний в мыслительной деятельности указывали П.П.Блонский, Л.С.Рубинштейн и др. Актуализация знаний, совершающаяся при решении тех или иных задач, это не просто репродуктивный акт памяти, т.к. человеку необходимо актуализировать именно те знания, которые нужны для решения конкретной задачи. Этот процесс предполагает синтетический акт соотнесения условия задачи, и той информации, которая может быть использована для ее решения. При этом ведущую роль играет анализ задачи, требующей решения. Именно исходя из условий задачи, определяется процесс актуализации необходимых знаний.

          Субтест определяет запас относительно  простых сведений и знаний  из самых раз-ных областей: географии,  истории, биологии и т.д. Данный субтест выполняет важную мотивационную функцию. Он должен заинтересовать испытуемого, вызвать у него жела-ние выполнять остальные субтесты.  

    * Субтест  2: «ИС» (исключение слова): 

          Субтест включает задания, в  каждом из которых необходимо из пяти и данных слов выбрать одно, которое с остальными меньше всего связано по смыслу. Методики, аналогичные данному субтесту, широко используются в психологии, особенно в патопсихологии. решение данных задач начинается с процесса сравнения предлагаемых слов, обозначающих различные объекты. Сравнение при этом рассматривается не как одномоментный акт установления сходства или различия, а как мыслительный процесс, включающий операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Сравнение начинается с сопоставления объектов. Посредством этого синтетического акта производится анализ - вычленение общих и различных признаков. На основе вычленения в результате анализа общих признаков производится обобщение сравниваемых объектов. Каждый из сравниваемых предметов обладает огромным количеством объективно присущих ему разнообразных признаков. Основная трудность задач такого типа состоит в выявлении отношений между сравниваемыми предметами, в вычленении в них сходных и различных признаков.

          Если у испытуемого преобладают сенсорные или наглядно-действенные формы обобщения, он будет сравнивать предметы по наглядным признакам: форме, величине или принадлежности этих объектов к общей наглядно-действенной ситуации. Если же испытуемый ориентируется преимущественно на абстрактные, категориальные связи, он сможет преодолеть наглядное впечатление или наглядно-действенную ситуацию и произвести операцию выделения отвлеченных признаков, по которым слова относятся к одной определенной категории.

          Таким образом, субтест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности испытуемых. Данные, полученные по нему, позволяют судить о способно-сти испытуемых выделять общие признаки и свойства предметов или понятий, их умение сравнивать, переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлечен-ному.  

    * Субтест  3: «Ан» (аналогии): 

          На основе установления связи  между парой слов испытуемому  предлагается подобрать к данному  слову одно из пяти слов  так, чтобы связь в новой  паре слов была аналогична образцу.

          Решение данного типа задач  предполагает высокий уровень  развития операции обобщения.  Высокие результаты только по  данному субтесту часто бывают  у быстрых, сообразительных, но  менее успевающих испытуемых. Чехословацкие исследователи объ-ясняют этот факт отсутствием необходимости усвоения большого количество готовой информации при хороших способностях к обобщению.

          Р.Амтхауэр считает, что этот  субтест должен выступать в  качестве основного в процессе  профессионального консультирования, т.к. он хорошо определяет уровень развития сло-весно-логического мышления. По данным этого субтеста можно судить о потенциальных возможностях испытуемого.  

    * Субтест  4: «Об» (обобщение): 

          Испытуемому предлагаются два слова. Он должен определить, что общего между ними. При этом если испытуемый называет в качестве общих второстепенные, несущественные признаки, ему присваивается меньшее количество баллов по сравнению с теми ответами, в которых он выделил существенные признаки предметов.

          Данный субтест диагностирует  уровень развития операции абстрагирования.  При решении задач субтеста  необходимо определить абстрактные  свойства предметов посред-ством  тех взаимоотношений, в которые  эти предметы вступают.

          Задание выполняются в два этапа. На первом этапе центральным звеном является обнаружение и выделение некоторого устойчивого и повторяющегося элемента, харак-терного для данной совокупности предметов и их отношений. Здесь необходимо сопос-тавлять и варьировать члены этой совокупности так, чтобы выделить в них нечто устой-чивое и существенное.

          Хороших результатов при решении  данного субтеста добиваются  испытуемые, имеющие большой словарный  запас. На результаты этого  субтеста большое влияние ока-зывает культурный уровень в семье, а также более широком окружении, а также школа.

          Таким образом, по результатам  выполнения данного субтеста  можно судить об уровне развития  абстрактного мышления, богатстве  словарного запаса.  

    * Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи): 

          Данный субтест включает счетные  арифметические задачи. Каждая задача  ставит перед решающим строго  определенную цель, сформулированную  в конечном вопросе задачи. В  отличие от неопределенных видов  определенная цель всегда строго детерминирует процесс решения задачи, что предполагает, прежде всего, соблюдение строгой логики процесса решения. Таким образом, успешное решение математических задач требует раз-вития у испытуемого высокого уровня способности к логическому умозаключению.

          В целях успешного решения  задачи субъект должен предварительно  ориентиро-ваться в ее условии.  Под ориентацией следует понимать  возможность пересмотра исход-ных  условий задачи, представление их  в новом ракурсе. Для этого  решающему математи-ческую задачу необходимо, прежде всего, выделить различные элементы в ее структуре, дать им различную оценку, систематизировать их, определить их иерархию. Осуществле-ние этих операций требует наличия высокого уровня аналитических способностей. Необ-ходимо отметить, что в качестве ориентиров в математических задачах выступают опре-деленные математические символы. Поэтому анализ при решении математических задач по существу протекает в форме абстракции, т.е. происходит выделение существенных для данной задачи величин и отношений и отвлечение от несущественных. Кроме аналитиче-ских способностей, ориентировка в условиях математической задачи предполагает высо-кую степень развития синтетических способностей, т.к. выявленные элементы необходи-мо объединить в комплексы, отыскать математические отношения и функциональные зависимости между ними.

Информация о работе Понятие интеллекта