Понятие интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:52, доклад

Описание работы

Рассмотрим эти определения подробнее. Вероятно, первым определение интеллекта как того, что измеряют тесты, предложил Эдвин Боринг (Boring, 1923). Данная точка зрения свидетельствовала об отсутствии единой позиции в понимании интеллекта. Хотя определение интеллекта через средство измерения и воспринимается как отказ от его содержательного анализа, тем не менее за таким определением интеллекта стоит нечто большее, нежели вульгарная тавтология,

Содержание

1.Проблема понимания интеллекта.
2.История развития тестов для измерения интеллекта.
3.Виды тестов для измерения интеллекта.
4.Факторные теории интеллекта.
5.Тест интеллекта Амтхауэра.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

При их создании пытались исключить параметры, по которым  чаще всего различаются культуры. Наиболее известный из них — язык, другой параметр — скорость выполнения теста; еще одно различие между культурами — наличие специфичной информации, которая может предоставляться лишь в некоторых культурах. Учет этих параметров различий между культурными группами привел к тому, что тесты, «свободные от влияния культуры» (culture-free, culture-fair), делали невербальными, в них не использовали информацию, специфичную для некоторых культур и старались исключить влияние скорости выполнения.

4.Факторные теории интеллекта.   

Двухфакторная теория интеллекта — теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»).

Описание

Создатель теории: Чарльз Спирмен — английский статистик  и психолог, специалист в области  экспериментальной психологии, методов  оценки и измерения, теории, истории  и философии психологии, психологии личности и социальной психологии. 

Спирмен полагал, что всякая интеллектуальная деятельность содержит общее начало, которое получило название «общего фактора интеллекта». Общий (генеральный) фактор «G», образует основание любых успешных умственных действий (также этот фактор называют «общий интеллект». Кроме фактора «G», был выделен специфический фактор «S», свойственный только одному какому-либо виду деятельности и действующий только в одной ситуации, он нужен для решения задач в отдельных областях. 

Фактор «G»  — это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии». Умственная энергия характеризуется, по Спирмену, тремя показателями:

количество, уровень  умственной энергии.

степень энергии, то есть быстрота перехода от одной  деятельности к другой.

степень колебаний  энергии, так называемая легкость ее восстановления после определенной деятельности. 

Исследования  показали, что максимальную нагрузку по фактору «G» обычно имеют следующие  тесты: прогрессивные матрицы Равена, ориентированные на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серии последовательно усложняющихся геометрических фигур и тесты интеллекта Кеттела, разделившего спирменовсктй g-фактор на два компонента (g-«кристаллизованный интеллект» и g-«текучий интеллект»). По мнению Кеттела, кристаллизованный интеллект — это результат образования и различных культурных влияний, его основная функция заключается в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий интеллект характеризует биологические возможности нервной системы. 

В течение трех десятилетий двухфакторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора  «g» как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это Спирмен и  его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Двухфакторная модель интеллекта была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S- и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двухфакторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). 

Многофакторные  теории интеллекта

Первичные умственные способности. В 1938 г. была опубликована работа Льюиса Терстона „Первичные умственные способности», в которой автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. На основании этой факторизации Терстон выделил 12 независимых факторов. Тесты, которые входили в каждый фактор, были взяты за основу при создания новых тестовых батарей, которые в свою очередь были проведены на разных группах испытуемых и опять факторизованы. В результате Терстон пришел к выводу, что в интеллектуальной сфере существует, как минимум, 7 независимых интеллектуальных факторов. 

Буквенное

 обозначение  и название фактора

Содержание

 фактора

Методы диагностики
V Словесное

 понимание

Понимание

 значения слов

Словарные тексты

(понимание слов, подбор синонимов и

 антонимов  )

 Словесные  анологии

 Завершение

 предложений

W Беглость  речи Умение быстро

 оперировать  со словесным материалом

Подбор слов по

 определенному  критерию (например,

 начинающихся  с определенной

 буквы)

 Решение анограмм

 Подбор

 рифм

N Операции  с

 числами

Способность

 быстро считать

Скорость решения

 арифметических  задач

S Пространственные

 характеристики

Способность

 быстро воспринимать  пространственные

 соотношения

Тесты на вращение

 в двухмерном  и трехмерном пространстве

M Память Способность

 запомнить  словесные стимулы

Тест парных

 ассоциаций

P Скорость

 воспитания

Способность

 быстро замечать  сходство и различие

 в стимульных  объектах

Тесты на сравнение

 разных объектов

 Чтение зеркального

 отражения  текста

R Логическое

 мышление

Способность

 находить  общие правила в структуре

 анализируемого  материала

Аналогии

 Продолжение

 цифровых  и буквенных последовательностей


 

Таким образом, структура интеллекта по Терстону представляет собой набор взаимонезависимых и рядоположенных интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках. 

В работах последователей Терстона количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (а следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо определять при анализе интеллектуальной сферы) было увеличено до 19. Но, как выяснилось, это был далеко не предел. 
 

 4. Тест интеллекта Амтхауэра.

Описание  методики

Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи  с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности. 

Интеллект понимался  Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. 

Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время, за которое испытуемому, скорее всего, не удастся найти все решения, но волноваться и расстраиваться из-за этого не надо. Работать следует спокойно и внимательно. Если для очередного задания обследуемый не может найти ответ, не задерживаться на нем слишком долго, переходить к следующему. 

При интерпретации  результатов, особенно при их количественной оценке, стоит исходить из особенностей популяции, культуры, поскольку приводимые количественные показатели по каждому  субтесту взяты из руководства по психодиагностике, разработанной чешскими психологами. 

При начале с  каждым разделом испытуемый должен хорошо разобраться с образцом решения  заданий. На решение каждого субтеста отводится строго определенное время: 1 субтест - 6 минут, 2 = 6, 3 = 7; 4 = 8; 5 = 10; 6 = 7; 7 = 7; 8 = 9 и 9 субтест = 3 минуты на запоминание и 6 минут на вопроизведение. 

Тест интеллекта и одновременно тест профориентационной TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно  до 35-40 лет, поскольку выполняется  в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI может иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. В геттингенском варианте TSI выделяются до 20 профилей, соответствующих различным группам профессий. В данном варианте TSI определенно можно указать, что профиль типа "М" соответствует скорее профессиям гуманитарного плана, а профиль типа "У" — техническим и практическим склонностям. Центральное место во всех профилях занимает субтест памяти — № 5, хотя о содержании процедуры выполнения теста его номер 9. 
 

История создания 

Тест составлен  Р. Амтхауэром в трёх формах: А, В  и С. Модификация IST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D). На русском языке  тест впервые описан в монографии В.М. Блейхера и Л.Ф. Бурлачука «Психологическая диагностика интеллекта и личности» (Киев. Вища школа. 1978 г.) 

В России тест часто  адаптировался. Наиболее известные  адаптации сделаны Л.К. Акимовой и соавторами в 1984 г. (7) и В.Н. Намазовым  и А.Н. Жмыриковым в 1988 году (6). Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников была осуществлена сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО (Гуревич К.М., Борисова Е.М. Логинова Г.П.). 

Первая адаптация  проводилась на выборке школьников 7-10 классов (450 человек). Проверялась  ретестовая надежность: тестировался 101 человек через один год (r=0,83). Корреляция общего по тестированию с учебной  успеваемостью 0,44 до 0,52. Вычислялись  корреляций между вербальным субтестом и успеваемостью по гуманитарным предметам (0,20-0,53), а также между результатами пространственных субтестов и успеваемостью, техническим предметам (0,23 - 0,34). 
 

Адаптация В.Н.Намазова и А.Н.Жмырикова, осуществленная на базе Московского городского центра профконсультации, касалась переформировки заданий вербальных субтестов. Стандартизация проводилась на учащихся старших классов средних школ, ПТУ (16-17 лет), студентах и курсантах вузов (18-21 год), инженерно - технических работниках и управленцах (22-25 лет). Авторы не ограничились нормами для разных возрастных групп. Помимо них вычислены нормы для учащихся ПТУ, учащихся средних школ, студентов и курсантов 1-2 курсов, а также специалистов, имеющих высшее образование. В соответствии с этим, авторы адаптации предлагают свой вариант интерпретации оценок теста структуры интеллекта, исходя из качественной выборки испытуемых (род занятий, образование, возраст) и стандартных оценок в единицах IQ. 

Последняя, известная  нам, версия адаптированного теста Р. Амтхауэра вышла в 2002 году автора Л.А. Ясюковой в серии комплексного обеспечения психологической практики фирмы «ИМАТОН» (14). Эта работа явилась результатом сравнительных исследований Ясюковой Л.А. прогностической эффективности тестов интеллекта Айзенка, Амтхауэра, Векслера, Кеттелла, Равена, Саливена, Фланагана, КОТ, ШТУР и GATB. Интеллектуальные тесты использовались в комплексе с личностными и психофизиологическими методиками, а также с объективными показателями эффективности учебной и профессиональной деятельности испытуемых (школьников, студентов, работников различных специальностей).

Данные стандартизации 

Тест отличается хорошими методическими показателями: коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) — 0,83—0,91; коэффициент параллельных форм — 0,95; надежности частей теста (по методу "расщепления") — 0,97. Валидность, определяемая по связи с успеваемостью, — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62. 

Стандартизация  теста проводилась на выборке из 4076 испытуемых, средний показатель по сырым (первичным) баллам равнялся 82. После стандартизации новая средняя равнялась 100, о = 10.

Процедура проведения 

Перед началом  работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться  в содержании примеров. 

На каждый субтест  отводится фиксированное время:

Субтест  Время, мин  Субтест  Время, мин

1  6  5  10

2  6  6  7

3  7  7  9

4  8  8  10

            9  3 (запоминание)

6 (воспроизведение)

Инструкция к  тесту 

В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов. 

Очень полезно  перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. Не следует делать никаких пометок в тексте методики, все ответы выносятся на специальные листы (бланки), где указывается фамилия, а также дата и время начала работы. 

Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы.

Информация о работе Понятие интеллекта