Понятие и функции внимания

Автор: Дорохова Инна, 08 Декабря 2010 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

"Первая глава психологии должна быть посвящена вниманию, ибо внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира". Эти слова, сказанные К. Д. Ушинским, выражают огромную значимость изучения внимания для психологической науки. Это остается справедливым и в начале нового столетия в силу ряда причин.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Механизмы внимания
1.1 Внимание как психический процесс……………….. ……………….6
1.2 Виды, свойства и функции внимания……………………………… 9
1.3 Развитие внимания в деятельности………………………………...16
Глава 2. Развитие внимания по возрастам, начинания с рождения.
2.1. Внимание в процессе развития человека.………………………21
2.2. Проблема развития внимания в образовательной практике…26
Заключение...........................................................................................................29
Литература ……………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсач!!!!!!!!!![1].doc

— 148.00 Кб (Скачать)

2.2.  Проблема развития  внимания в образовательной   практике. 
 

     В своих знаменитых экспериментах  великий психолог и педагог Л. С. Выготский отметил одну основных позиций в   концепции развития высших психических функций. По его словам, в истории внимания можно отчетливо наметить две основные линии развития: линию натурального развития внимания и линию культурного развития внимания. Культурное развитие внимания начинается, строго говоря, тоже в самом раннем возрасте ребенка, при первом же социальном контакте между ребенком и окружающими его взрослыми людьми. Это развитие идет в сторону произвольности.

     Механизм  произвольного внимания может быть понят только генетически и социально. Культурное развитие какой-нибудь функции, в том числе и внимания, заключается в том, что в процессе совместной жизни и деятельности общественный человек вырабатывает ряд искусственных стимулов - знаков, силою этих стимулов направляется поведение, эти знаки становятся основным средством, при помощи которого личность овладевает собственными процессами поведения [2].

     В экспериментах по овладению процессом  внимания у детей, Л. С. Выготский  отмечает, что задания без вспомогательных стимулов  были очень сложными для ребенка. Но при помощи цветных карточек эта задача упрощалась. Ребенок при помощи внешних вспомогательных средств  переходит от непосредственного момента к опосредствованному [1]. И число неправильных ответов быстро падает, что свидетельствует о повышении устойчивости внимания, о том, что ребенок этими процессами овладевает при помощи вспомогательного стимула.

     Л. С. Выготский пришел к выводу, что  различие в деятельности опосредствованного и неопосредствованного внимания возрастает начиная от дошкольного возраста, достигает своего максимума в школьном возрасте и затем снова обнаруживает тенденцию к уравниванию.

     Из  данного эксперимента видно первостепенное значение развития внимания через опосредование при помощи внешних предметов, что ведет к развитию произвольного внимания, как высшей психической функции.

     Развитие  внимания у детей совершается  в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематической деятельности.

     Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать учащихся и мог строить  педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью. Постоянно требовать  напряженного произвольного внимания у детей, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание и 2) содействовать развитию произвольного. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними. Внешняя занимательность лекции или урока, достигаемая сообщением очень слабо связанных с предметом анекдотов, ведет скорее к рассеиванию, чем к сосредоточению внимания. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.

     Существенным  условием поддержания внимания, как  это вытекает из экспериментального изучения устойчивости внимания, является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Логически стройное изложение, которому, однако, даются каждый раз возможно более осязательные опорные точки в области конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения и поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у учащихся созрели те вопросы, на которые последующее изложение дает ответы. В этих целях эффективным является построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед учащимися и лишь затем дает их разрешение.

     Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного  внимания необходимо в первую очередь  развивать достаточно широкие и  надлежащим образом направленные интересы.

     Произвольное  внимание по существу является одним  из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному  вниманию формируется в систематическом  труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом  формирования волевых качеств личности.

     Таким образом, развитие внимания в образовательной  практике идет с учетом развития высших психических функций. От непосредственного  стимула к опосредованному внутреннему, от непроизвольного интереса к произвольной, сознательно-регулируемой сосредоточенности, от диффузности  и ограниченных характеристик  к расширенным возможностям в объеме, переключаемости, концентрации внимания. На основе более ранних путей  развития психических функций необходимо укреплять «культурное» развитие внимания, в понимании, которое нам оставил Л. С. Выготский.  

Заключение. 

     Итак, внимание мы можем определить как избирательную направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [16]. Внимание тесно связано многосторонними связями с сознанием в целом. Через внимание происходит опосредование мотивов, интересов, желаний и наоборот. Вся психическая деятельность человека сопровождается функцией внимания, позволяя регулировать деятельность. Деятельность является показателем наличия внимания и необходимым условием произвольного компонента в нем.

     Основным критерием классификации внимания является его произвольность. Различают непроизвольное внимание обусловленное интересом и произвольное детерминированное сознательной регуляцией деятельности. Свойствами внимания являются объем внимания, его концентрация, устойчивость, переключаемость и распределение. С функциональной стороны внимание обладает селективным аспектом отбора информации и аспектом удержания внимания, которые рассматриваются в различных источниках как в целостности, так и в разделенности этих компонентов.

       Рамках психологической теории деятельности есть два направления решения данного вопроса, существует ли внимание как отдельный процесс. Согласно одному из них, внимание следует рассматривать как сторону любой направленной деятельности, а согласно другому — как самостоятельную деятельность, выступающую на разных уровнях анализа. С одной стороны, развитие когнитивной психологии внимания неуклонно ведет к рассмотрению внимания  как характеристики функциональной системы, выстроенной под решение задачи. Такой подход, казалось бы, близок к рассмотрению внимания как особого аспекта осуществления деятельности, следствия ее смысловой структуры и ведущего уровня организации. С другой же стороны, выделение отдельных действий и операций внимания соответствует попыткам выявления специфических механизмов внимания за пределами системы переработки информации.

     Развитие внимания человека с раннего детства имеет характер движения от непроизвольных, безусловных форм к произвольным, все более сознательно регулируемым. Через восприятие предметов во внешней среде внимание становиться способным фокусироваться во внутреннем мире. Развитие свойств внимания (концентрации, объема, устойчивости, распределения, переключаемости) происходит наряду с развитием опосредованности. Периоды сильного развития внимания связаны с ростом объема  и качества учебной деятельности, что доказывает центральную значимость деятельности для развития аттентивных процессов.

     Развитие  внимания в образовательной практике должно идти  с учетом развития высших психических функций. От непосредственного  стимула к опосредованному внутреннему, от непроизвольного интереса к произвольной, сознательно-регулируемой сосредоточенности, от диффузности  и ограниченных характеристик  к расширенным возможностям в объеме, переключаемости, концентрации внимания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

     1) Выготский Л. С. «Проблема культурного  развития ребенка» 1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991.

     2) Выготский Л.С. «Развитие высших  форм внимания в детском возрасте»  М. 1991.

     3) Гиппенрейтер Ю. Б. «Психология внимания» М: «ЧеРо», 2001.

       4) Гальперин П. Я. Четыре лекции по общей психологии. — М., 2000.

       5) Джемс У. Психология в беседах с учителями. — СПб., 2001.

     6) Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. — М.,1996.

     7) Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М., 1995.

     8) Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и

     дефицитом внимания. — М., 2001.

     9) Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. — М.; Воронеж,2000.

     10) Коффка К. О внимании // Психология внимания / под ред.

     Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М., 2001.

     11) Леонтьев А.Н."Лекции по общей психологии".М., 2000.

     12) Норман Д. Память и научение. — М., 1985.

     13) Осипова А.А."Диагностика и коррекция внимания",М;,1999.

     14) Пылаева Н.М., Ахутина Т. В. Школа внимания : Методика развития

     и коррекции внимания у детей 5 — 7 лет. — М., 1997.Осипова А.А."Диагностика и коррекция внимания",М;,1999.

     15) Рубин Э. Несуществование внимания // Психология внимания /

     под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. —  М., 2001.

     16) Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии", СПб.,2005

     17) Фаликман М.В. « Общий очерк развития внимания ребенка».PsychologyOnLine.Net

     18) Фаликман М.В."Внимание" М: ACADEMIA, 2006.

     19) Фаликман М.В. «Явления предельного внимания». PsychologyOnLine.Net

       20) www.koob.ru

Информация о работе Понятие и функции внимания