Понятие и функции внимания

Автор: Дорохова Инна, 08 Декабря 2010 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

"Первая глава психологии должна быть посвящена вниманию, ибо внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира". Эти слова, сказанные К. Д. Ушинским, выражают огромную значимость изучения внимания для психологической науки. Это остается справедливым и в начале нового столетия в силу ряда причин.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Механизмы внимания
1.1 Внимание как психический процесс……………….. ……………….6
1.2 Виды, свойства и функции внимания……………………………… 9
1.3 Развитие внимания в деятельности………………………………...16
Глава 2. Развитие внимания по возрастам, начинания с рождения.
2.1. Внимание в процессе развития человека.………………………21
2.2. Проблема развития внимания в образовательной практике…26
Заключение...........................................................................................................29
Литература ……………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсач!!!!!!!!!![1].doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     И, наконец, третья черта, завершающая  определение произвольного внимания. Произвольное внимание есть волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в "произвольном" внимании.

     Произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа,  на которую сначала произвольно направляют  внимание, приобретает для индивида непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное.

     Противопоставлять эти два вида внимания, несмотря на их противоположность, можно только в виде абстрактной модели. В реальности происходит их взаимная динамика и взаимопереходы.

     Следует также раскрыть понятия свойства внимания. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о концентрированности внимания.

     Концентрированность внимания – в противоположность его рассеянности – означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация – это сосредоточенность.

     Наряду  с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием  понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух признаков – интенсивности и узости внимания.

     Особое  значение имеет вопрос об объеме внимания (количестве однородных предметов, которые охватывает внимание).

     Согласно  ряду исследований, обнаруживших при  этом существование довольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4-5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2-3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал [16].

     С объемом внимания тесно связана и распределяемость внимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внимания речь идет о возможности концентрации в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Высокое распределение внимания, как известно многим, наблюдалось у многих исторических личностей.

     Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания.

     При определении концентрированности и объема внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в частности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание – как и память – подчиняется различным законам, в зависимости от того, на каком материале оно осуществляется.

     Если  бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие  имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные  данные, никакая эффективная умственная работа не была бы возможна. Включение умственной деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и ее следствием.

     Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза систематизацию материала и других когнитивных операций, внутренние связи четко расчлененного содержания, существенно содействует высшим проявлениям внимания и успешности усвоения материала.

     Необходимо  отметить устойчивость как важное свойство внимания. Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта – степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.

     Устойчивость  внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания заключается  в способности быстро выключаться  из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания – весьма важное и часто очень нужное качество.

     Переключаемость означает сознательное и осмысленное  перемещение внимания с одного объекта  на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в  сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов [16].

     Легкая  или затруднительная переключаемость  зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами – сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью.

     Различные свойства внимания – его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость  и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга. Внимание хорошее в одном из свойств  может быть плохим в другом.

     После рассмотрения видов и свойств  внимания следует перейти к его  функциям. Процесс познания, в котором задействовано внимание, характеризуется избирательностью, а внимание выполняет функцию отбора. Отбор имеет две стороны, и обе они воплощены в работе внимания. Положительная сторона отбора — выбор чего-то необходимого как для выживания, так и для достижения поставленных самим познающим субъектом целей. Отрицательная  сторона — отбрасывание ненужного и лишнего, всего того, что может помешать восприятию и осмыслению необходимого.

     Во-вторых, внимание связано с сосредоточением на предмете нашего познания, который мы можем удерживать в «фокусе» сознания в течение некоторого времени и изучать со всех сторон. Здесь внимание выполняет функцию удержания тех впечатлений или мыслей, которые в противном случае сменились бы иными, более новыми и сильными впечатлениями. Поддержание внимания, как правило, сопровождается субъективным переживанием усилия.

     Этим  двум функциям, соответствуют два  аспекта внимания, две его стороны, явленные в разнообразных феноменах внимания, которые обсуждались на протяжении этой главы: селективный аспект внимания связан с функцией отбора и проявляется в избирательности актов внимания; интенсивностный аспект связан с функцией удержания внимания и проявляется в его сосредоточении и в сопутствующем переживании усилия. Эти два аспекта внимания неразрывно связаны друг с другом [18].

     Внимание  избирательно именно потому, что просто невозможно обратить внимание на всё сразу.

     Селективный аспект внимания воплощается в так называемом сфокусированном внимании, функция которого состоит в отборе одного из актуальных внешних воздействий или наших собственных представлений, а ресурсный аспект — в распределенном внимании, которое уделяется одновременно нескольким воздействиям, мыслям или представлениям.

     Н.Ф.Добрынин обобщил обе функции внимания и оба его аспекта в едином определении внимания. Согласно этому определению, внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности [18]. Здесь направленность — выбор деятельности и поддержание этого выбора, а сосредоточенность — углубление в данную деятельность и отказ, отстранение от иных видов деятельности. Приглядевшись, можно заметить, что в каждой из характеристик внимания в этом определении объединены его селективный и ресурсный аспекты: первому соответствует выбор определенного вида деятельности и отказ от прочих, второму — поддержание выбора и углубление в деятельность.

     Таким образом, основным критерием классификации  внимания является его произвольность. Различают непроизвольное внимание обусловленное интересом и произвольное детерминированное сознательной регуляцией деятельности. Свойствами внимания являются объем внимания, его концентрация, устойчивость, переключаемость и распределение. С функциональной стороны внимание обладает селективным аспектом отбора информации и аспектом удержания внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Развитие внимания в деятельности. 

     В отечественной психологии исследования внимания изначально начались ввестись в концепции теории деятельности. Связывающим звеном между деятельностью и вниманием является принцип активности. Деятельность — всегда активность человека побуждаемая и направляемая его мотивами [11]. В соответствии со своими мотивами человек ставит цели, которые впоследствии достигает в ходе деятельности.

     Но  в этой связи возникают другие вопрос соотношении этих двух понятий. И здесь можно рассматривать эту проблему в следующих направлениях:

  1. Можно выделить и рассматривать особую деятельность внимания

     наряду  с перцептивной, мыслительной, мнемической  деятельностью.

  1. Процесс, который мы называем вниманием, находится на

     особом  положении в системе познавательной деятельности человека

     и может быть рассмотрен скорее как  свойство, атрибут любой

     другой  деятельности, как следствие ее организации [18].

     Второй  точки зрения придерживался Н.Ф. Добрынин. Он рассматривал внимание в качестве одного из проявлений  активности личности и определил его как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Мысль о внимании как функции деятельности и его влиянии на деятельность также придерживались такие отечественные ученые как П. И. Зинченко и П. Я. Гальперин [18]. Из выводов этих исследователей, можно говорить, что изучение внимания может происходить только исходя из содержания деятельности, рассматривая внимание как особую контрольную деятельность.

     А. Н. Леонтьев определил основные подходы  к рассмотрению данной проблемы. Суть этого подхода – идея о том, что явления внимания полнее раскрываются в рамках  теории о перцептивной деятельности. Отсюда понимание возможно через анализ структуры и динамики данной деятельности. О строении же мы можем судить по продуктам деятельности.

       Продолжением этой мысли в контексте теории деятельности стали работы Ю. Б. Гиппенрейтер.  Она отмечает необходимость анализа  на уровне деятельности и ее уровневой структуры, сознания и физиологических механизмов. Последнее рассматривается на основе уровневой  концепции построения движения Н. А. Бернштейна.

         Для Ю. Б. Гиппенрейтер наиболее важна идея о том, что смысловая структура решаемой человеком задачи определяет ее двигательный состав и тот ведущий уровень, на котором решение задачи будет выстраиваться и регулироваться при поддержке  фоновых уровней. Несмотря на то что у Н.А. Бернштейна это всегда двигательная задача, в принципе она может быть и перцептивной [4].

       Внимание нигде не выступает как отдельный процесс, но оказывается стороной любого целенаправленного акта, а его эффекты и проявления в сознании связаны со структурой и динамикой деятельности. Тогда все свойства внимания (направленность, степень, объем) можно рассматривать как свойства самой деятельности и ее организации [3].

Информация о работе Понятие и функции внимания