Понятие и функции внимания

Автор: Дорохова Инна, 08 Декабря 2010 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

"Первая глава психологии должна быть посвящена вниманию, ибо внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира". Эти слова, сказанные К. Д. Ушинским, выражают огромную значимость изучения внимания для психологической науки. Это остается справедливым и в начале нового столетия в силу ряда причин.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Механизмы внимания
1.1 Внимание как психический процесс……………….. ……………….6
1.2 Виды, свойства и функции внимания……………………………… 9
1.3 Развитие внимания в деятельности………………………………...16
Глава 2. Развитие внимания по возрастам, начинания с рождения.
2.1. Внимание в процессе развития человека.………………………21
2.2. Проблема развития внимания в образовательной практике…26
Заключение...........................................................................................................29
Литература ……………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсач!!!!!!!!!![1].doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Механизмы внимания 

            1.1 Внимание как психический процесс……………….. ……………….6

            1.2  Виды, свойства и функции  внимания……………………………… 9

            1.3  Развитие внимания в деятельности………………………………...16 

Глава 2. Развитие внимания по возрастам, начинания с рождения.

             2.1. Внимание в процессе развития  человека.………………………21

             2.2.  Проблема развития внимания  в образовательной  практике…26 

Заключение...........................................................................................................29 

Литература  ……………………………………………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Актуальность. "Первая глава психологии должна быть посвящена вниманию, ибо внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира". Эти слова, сказанные К. Д. Ушинским,  выражают  огромную значимость изучения внимания  для психологической науки. Это остается справедливым и в начале нового столетия в силу ряда причин.

     Это, во-первых, невозможность полноценного существования без функции внимания высших психических процессов вообще. Именно внимание позволяет запоминать нам то, что нам необходимо из огромного потока информации. Внимание позволяет уловить необходимую мысль и делать умозаключения в необходимом направлении.. Нет такого психического процесса, без участия в котором внимания, возможна была бы сознательная деятельность. И именно развитие  внимания служит основой для дальнейшего развития мышления, памяти, всех интеллектуальных ресурсов человека и успешности деятельности индивида.

     Вспоминая слова У.Джемса «Каждый знает, что  такое внимание», мы можем сказать, что в принципе любому человеку на житейском уровне ясен факт существования внимания. Но в психологической науке такая однозначность факта остается под сомнением. В первую очередь из-за того, что внимание не существует вне познавательной деятельности, внимание сопровождает нашу умственную деятельность.  Некоторые исследователи даже отрицали существования внимания, считая его стороной других процессов. В этой неясности выражается сложность исследования внимания, как более процессуального явления и не имеющего своего специфического содержания, своего собственного продукта [18].

     И в третьих, немаловажен факт развития внимания в прикладных аспектах. Тесная взаимосвязь уровня сформированности аттентивных процессов и развития всей умственной деятельности вынуждает  исследовать и создавать новые  способы развития внимания. Такая  необходимость возникает в сфере образования, в педагогике, в специальной психологии и во многих других областях науки и общественной жизни. Внимание с самого раннего детства влияет наше психическое развитие как человека и на то как успешно мы будем реализовываться в профессии в зрелом возрасте. И это только малая часть того, что можно назвать значимостью  прикладных аспектов исследования внимания.

     Таким образом, изучение внимания является актуальным для современной психологии по причине  необычайной сложности предмета исследования, непредставленности   его содержания в сознании  и многосторонности связей с другими психическими процессами, и, безусловно, прикладной значимости для психологической и педагогической практики.

     Разработанность. Внимание как феномен изучался многими исследователями довольно давно. В трудах по психологии статьи с определениями и описания внимания  стали появляться за полтора столетия до оформления психологии как самостоятельной науки.

     В этом многообразии необходимо выделить некоторых авторов, чей вклад в исследования внимания можно считать одними из важнейших. Одним из этих авторов был классик американской психологии  У. Джемс, говоривший, гений – это внимание. Он одним из первых отметил  отсутствие  своего содержания у  внимания. Внимание  было основным предметом исследования в гештальтпсихологии. В этом направлении появилось известные всем нам понятия  «фигуры» и «фона» Э. Рубина.

     В отечественной психологии проблема внимания исследовалась гениальными  исследователями как Л. В. Выготским, С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев. Вклад Л. В. Выготского остается огромным и по сей день. Он определил место внимания в системе психических процессов, отметил произвольность  как определяющее свойство внимания как высшей психической функции и раскрыл механизмы развития внимания в детском возрасте. Два других автора определили место внимания в деятельности и влияние деятельности на развитие внимания, систематизировали и проанализировали сущность понятия внимания в деятельностном подходе изучения психики. Вклад этих ученых стал фундаментом для современной российской психологии.

     Большой вклад в исследования внимания внесла наш отечественный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер, чьи разработки продолжают анализ данного вопроса в русле  теории деятельности.

     Хотелось  бы отметить, несмотря на огромное разнообразие работ по проблеме внимания, остается огромный простор для дальнейший исследований в этой области, так как благодаря одним открытиям и теориям появляются все новые и новые вопросы о таком сложном и многостороннем явлении.

     Предмет. Развитие внимания в деятельности.

     Объект. Внимание.

     Цель  работы. Проанализировать и раскрыть особенности развития внимания в деятельности. Исходя из цели нами поставлены следующие задачи работы:

  1. Определить психологические механизмы и сущность внимания;
  2. Раскрыть связь внимания и деятельности;
  3. Показать стороны развития внимания в деятельности;
  4. Выделить особенности развития внимания в различные периоды жизни.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Механизмы внимания. 

    1. Внимание  как психический  процесс.

     Все познавательные процессы направлены на объект, в которых он отражается. И познающим является в этом отражении не сами познавательные функции, а личность человека. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету . Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект [16].

     Внимание  – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

     За  вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение  отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым. Таким образом, во внимании выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа.

     Во  внимании находит себе выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самое сознание [16].

     По  мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

     Говорить  о внимании, его наличии или  отсутствии можно только применительно  к какой-нибудь деятельности – практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления таким образом совпадают.

     Наличие у человека высших форм внимания в  конечном счете означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и  получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент [16].

     Относительная значимость впечатления существенно  зависит от направленности интересов личности. Внимание является в большей мере функцией интереса. Оно поэтому связано потребностно-мотивационной психики.

     В интересах, обусловливающих внимание, сочетаются и эмоциональные, и интеллектуальные моменты. То, что непосредственно  связано с интересом, приобретает  в силу этой связи эмоциональную окраску; в свою очередь то, что связано с нашими эмоциями, с чувствами, может в силу этого приобрести интерес.  Значительное влияние на направление нашего внимания оказывают особенности эмоциональной сферы.

       Единство и взаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментов определяет сущность интереса. То, что нам только эмоционально привлекательно, может вызвать у нас просто склонность, желание обладать соответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам еще неизвестно. Интерес – это желание узнать еще что-то об объекте.

     Внимание характеризуется как проявление избирательной направленности психической деятельности, как выражение селективного характера процессов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как бы объем сознания, поскольку в нем проявляется избирательный характер сознания, но и его уровень – в смысле степени интенсивности, яркости [16].

     Внимание  неразрывно связано со всеми сторонами сознания. Роль эмоциональных компонентов  ярко сказывается в существенной для внимания зависимости его от интереса. Роль воли находит себе выражение в факте произвольного внимания.

     Итак, внимание мы можем определить как избирательную направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [16]. Внимание тесно связано многосторонними связями с сознанием в целом. Через внимание происходит опосредование мотивов, интересов, желаний и наоборот. Вся психическая деятельность человека сопровождается функцией внимания, позволяя регулировать деятельность. Деятельность является показателем наличия внимания и необходимым условием развития произвольного компонента в нем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды, свойства  и функции внимания.

     При изучении внимания необходимо различать  два основных уровня, или вида, и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Эти уровни являются наследием исследований Л. В. Выготского. Непроизвольное внимание устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Оно проявляется в самом раннем периоде развития человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе.

     От  непроизвольного внимания отличают произвольное. Так называемое "произвольное внимание" – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется [16]. Данный термин определяет высший уровень сознательной организации и регулирования деятельности человеком.

     В случае произвольного внимания предмет  не привлекает индивида, непосредственно  не связан с его интересами. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный и активный характер. Это различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями – объектом, оно включает и элементы пассивности [18].

Информация о работе Понятие и функции внимания