Автор: Дорохова Инна, 08 Декабря 2010 в 07:22, курсовая работа
"Первая глава психологии должна быть посвящена вниманию, ибо внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира". Эти слова, сказанные К. Д. Ушинским, выражают огромную значимость изучения внимания для психологической науки. Это остается справедливым и в начале нового столетия в силу ряда причин.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Механизмы внимания
1.1 Внимание как психический процесс……………….. ……………….6
1.2 Виды, свойства и функции внимания……………………………… 9
1.3 Развитие внимания в деятельности………………………………...16
Глава 2. Развитие внимания по возрастам, начинания с рождения.
2.1. Внимание в процессе развития человека.………………………21
2.2. Проблема развития внимания в образовательной практике…26
Заключение...........................................................................................................29
Литература ……………………………………………………………………...31
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Механизмы внимания
1.1 Внимание как психический процесс……………….. ……………….6
1.2 Виды, свойства и функции внимания……………………………… 9
1.3 Развитие внимания в
Глава 2. Развитие внимания по возрастам, начинания с рождения.
2.1. Внимание в процессе развития человека.………………………21
2.2. Проблема развития внимания
в образовательной практике…26
Заключение....................
Литература
……………………………………………………………………...
Введение.
Актуальность. "Первая глава психологии должна быть посвящена вниманию, ибо внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира". Эти слова, сказанные К. Д. Ушинским, выражают огромную значимость изучения внимания для психологической науки. Это остается справедливым и в начале нового столетия в силу ряда причин.
Это,
во-первых, невозможность полноценного
существования без функции
Вспоминая слова У.Джемса «Каждый знает, что такое внимание», мы можем сказать, что в принципе любому человеку на житейском уровне ясен факт существования внимания. Но в психологической науке такая однозначность факта остается под сомнением. В первую очередь из-за того, что внимание не существует вне познавательной деятельности, внимание сопровождает нашу умственную деятельность. Некоторые исследователи даже отрицали существования внимания, считая его стороной других процессов. В этой неясности выражается сложность исследования внимания, как более процессуального явления и не имеющего своего специфического содержания, своего собственного продукта [18].
И
в третьих, немаловажен факт развития
внимания в прикладных аспектах. Тесная
взаимосвязь уровня сформированности
аттентивных процессов и
Таким образом, изучение внимания является актуальным для современной психологии по причине необычайной сложности предмета исследования, непредставленности его содержания в сознании и многосторонности связей с другими психическими процессами, и, безусловно, прикладной значимости для психологической и педагогической практики.
Разработанность. Внимание как феномен изучался многими исследователями довольно давно. В трудах по психологии статьи с определениями и описания внимания стали появляться за полтора столетия до оформления психологии как самостоятельной науки.
В этом многообразии необходимо выделить некоторых авторов, чей вклад в исследования внимания можно считать одними из важнейших. Одним из этих авторов был классик американской психологии У. Джемс, говоривший, гений – это внимание. Он одним из первых отметил отсутствие своего содержания у внимания. Внимание было основным предметом исследования в гештальтпсихологии. В этом направлении появилось известные всем нам понятия «фигуры» и «фона» Э. Рубина.
В отечественной психологии проблема внимания исследовалась гениальными исследователями как Л. В. Выготским, С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев. Вклад Л. В. Выготского остается огромным и по сей день. Он определил место внимания в системе психических процессов, отметил произвольность как определяющее свойство внимания как высшей психической функции и раскрыл механизмы развития внимания в детском возрасте. Два других автора определили место внимания в деятельности и влияние деятельности на развитие внимания, систематизировали и проанализировали сущность понятия внимания в деятельностном подходе изучения психики. Вклад этих ученых стал фундаментом для современной российской психологии.
Большой вклад в исследования внимания внесла наш отечественный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер, чьи разработки продолжают анализ данного вопроса в русле теории деятельности.
Хотелось бы отметить, несмотря на огромное разнообразие работ по проблеме внимания, остается огромный простор для дальнейший исследований в этой области, так как благодаря одним открытиям и теориям появляются все новые и новые вопросы о таком сложном и многостороннем явлении.
Предмет. Развитие внимания в деятельности.
Объект. Внимание.
Цель работы. Проанализировать и раскрыть особенности развития внимания в деятельности. Исходя из цели нами поставлены следующие задачи работы:
Глава
1. Механизмы внимания.
Все познавательные процессы направлены на объект, в которых он отражается. И познающим является в этом отражении не сами познавательные функции, а личность человека. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету . Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект [16].
Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым. Таким образом, во внимании выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа.
Во внимании находит себе выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самое сознание [16].
По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности – практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления таким образом совпадают.
Наличие у человека высших форм внимания в конечном счете означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент [16].
Относительная значимость впечатления существенно зависит от направленности интересов личности. Внимание является в большей мере функцией интереса. Оно поэтому связано потребностно-мотивационной психики.
В интересах, обусловливающих внимание, сочетаются и эмоциональные, и интеллектуальные моменты. То, что непосредственно связано с интересом, приобретает в силу этой связи эмоциональную окраску; в свою очередь то, что связано с нашими эмоциями, с чувствами, может в силу этого приобрести интерес. Значительное влияние на направление нашего внимания оказывают особенности эмоциональной сферы.
Единство и взаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментов определяет сущность интереса. То, что нам только эмоционально привлекательно, может вызвать у нас просто склонность, желание обладать соответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам еще неизвестно. Интерес – это желание узнать еще что-то об объекте.
Внимание характеризуется как проявление избирательной направленности психической деятельности, как выражение селективного характера процессов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как бы объем сознания, поскольку в нем проявляется избирательный характер сознания, но и его уровень – в смысле степени интенсивности, яркости [16].
Внимание неразрывно связано со всеми сторонами сознания. Роль эмоциональных компонентов ярко сказывается в существенной для внимания зависимости его от интереса. Роль воли находит себе выражение в факте произвольного внимания.
Итак,
внимание мы можем определить как избирательную
направленность на тот или иной объект
и сосредоточенность на нем, углубленность
в направленную на объект познавательную
деятельность [16]. Внимание тесно связано
многосторонними связями с сознанием
в целом. Через внимание происходит опосредование
мотивов, интересов, желаний и наоборот.
Вся психическая деятельность человека
сопровождается функцией внимания, позволяя
регулировать деятельность. Деятельность
является показателем наличия внимания
и необходимым условием развития произвольного
компонента в нем.
При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное внимание. Эти уровни являются наследием исследований Л. В. Выготского. Непроизвольное внимание устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Оно проявляется в самом раннем периоде развития человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе.
От непроизвольного внимания отличают произвольное. Так называемое "произвольное внимание" – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется [16]. Данный термин определяет высший уровень сознательной организации и регулирования деятельности человеком.
В случае произвольного внимания предмет не привлекает индивида, непосредственно не связан с его интересами. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный и активный характер. Это различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями – объектом, оно включает и элементы пассивности [18].