Понятие деятельность. Деятельный подход в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Основные принципы деятельностного подхода: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественноисторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.)

Содержание

Введение..................................................................................................................... 4

1. Теория деятельности в отечественной психологии........................................... 6

2. Деятельность, ее характеристики. Деятельность и развитие психики человека..................................................................................................................... 9

3. Структура деятельности: мотив, действие, цель.............................................. 11

4. Характеристика различных видов деятельности (труд, учение, игра)........... 14

5. Интериоризация и экстериоризация деятельности.......................................... 16

6. Описание мотивов своей трудовой деятельности............................................ 18

Заключение.............................................................................................................. 20

Литература............................................................................................................... 21

Работа содержит 1 файл

контрольная заказ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

      - стремление  стимулировать детей к большей  активности ;

      - желание  изучить индивидуальные особенности  учащихся ;

                   -  стремление развить творческие  способности детей .   
          Мотивы внешнего самоутверждения  (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих), иначе - мотив престижа. В этом случае я занимаюсь введением инноваций ради положительного общественного резонанса на свой труд.  В таких случаях наблюдается тенденция превратить использование новых, эффективных методов в самостоятельную задачу, подчиненную не целям обучения, а цели личного успеха. 
          Мотивы личностной самореализации. По мнению ряда исследователей, потребность в самоактуализации потенциально существует у всех людей, но не у всех проявляется в профессиональной деятельности. Воспитатели, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности для саморазвития. 
          Занятие - это повод для реализации себя как личности и профессионала. Каждый раз осуществляется выбор лучшего варианта метода, всегда реализуемого с учетом интересов детей. Такая деятельность  отличает высокий уровень восприимчивости новшеств, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании нового видения различных форм педагогической действительности.

          Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением (сюда входят в том числе и такие стимулы, как повышение разряда, ослабление требований и контроля).Особенностью работы  с такой мотивацией является то, что  я ориентирована на внешние показатели своего труда. 
          Таким образом, потребность в самосовершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством в моей работе. 
          Кроме того, необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности  является умение принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, и снимать инновационные барьеры. 
          На успешность деятельности помимо индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, самооценка, степень открытости новому и т.п.) влияют социальные факторы. Успешность инновационной деятельности определяется способностью педагога учитывать и контролировать особенности межличностных отношений в коллективе. А формирование личности воспитателя во многом определяется общественным окружением, коллективом педагогов - педагогическим сообществом. Поэтому большое значение имеет создание так называемого, инновационного климата, без которого инновационная деятельность пробивает себе дорогу с трудом.

         С профессионально значимой целью  воспитатель вступает во взаимодействие  с отдельными детьми и со  всей группой, с родителями  своих воспитанников, с коллегами  по работе, администрацией. Немало  трудностей встречается при этом. Наиболее часто такие трудности профессионального общения, которые связаны с формированием у родителей правильного отношения к детскому саду, с необходимостью убедить (переубедить) отдельных родителей в ошибочности избранных ими средств, методов воздействия на ребенка, с привлечением их к оказанию помощи детскому саду, общением при первой встрече с родителями ребенка, с предотвращением эффективных вспышек детей, выработкой единого подхода к воспитанникам детского сада, единой системы в работе с воспитателем-напарником и др.  
          Общение с (родителями — сложная, важная и пока еще малоизученная сторона коммуникативной деятельности воспитателя. Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьей и желание найти подход к родителям. Психология доверия, так необходимая для успеха в совместной работе с семьей по воспитанию детей, определяется здесь не столько объективными обстоятельствами или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и др.), сколько эмоциональными факторами, позволяющими родителям порой интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость педагога . Родители ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

    Итак, деятельностный подход имеет  длительную историю, но ещё  недостаточно развился и выделил свои четкие принципы и понятия. 
Используя данные статей и критику философов, можно сделать вывод о необходимости и перспективности изучения деятельности и деятельностного подхода. Данный подход пока не раскрывает полностью всех явлений субъективного мира и сознания. Но дальнейшее развитие деятельностного подхода и изучение деятельности поможет открыть много новых аспектов в развитии философии и психологии, а так же других наук. 
        Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет.                        
     И практическая и духовная деятельность носит общественно-исторический характер и основывается на совокупном опыте человечества («Опыт прошлого – основа будущего»)[2;238].                    
     Существует масса различных деятельностей и масса различных отношений к окружающей природе. Поэтому сложно провести точные границы деятельности. В одних формах она охватила галактики, в других – мы мало знаем о физическом строении частиц и плохо умеем использовать его в практических целях. Таким образом, одни границы распространяются на огромные расстояния, а другие наоборот отделяют нас оттого, что лежит совсем рядом. Поэтому бессмысленно говорить о жестком пространственно-временном ограничении деятельности.          
        Таким образом можно сделать вывод, все познается в сравнении. И саму теорию деятельности можно понять гораздо лучше, сравнивая ее с другими теориями. Ее догматическое изложение не годится. Надо изложить теорию или подход, а потом ее сопоставить с другими. Показать ее отличия и достоинства, и трудные места и ограничения. Все это должно быть представлено конкретно и ясно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

    
  1. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, - Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. 

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. – 584 с      

  1. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений /Р.С. Немов. – М.: Владос, 2006. – 687 с.
  2. .Психология. Учебник. – М.: Проспект, 1998. – 584 с.
  3. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.
  4. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии.-М., 2000 – 378 с.
  5. Филатов Ф.Р. Общая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 448 с.

Информация о работе Понятие деятельность. Деятельный подход в психологии