Понятие деятельность. Деятельный подход в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Основные принципы деятельностного подхода: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественноисторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.)

Содержание

Введение..................................................................................................................... 4

1. Теория деятельности в отечественной психологии........................................... 6

2. Деятельность, ее характеристики. Деятельность и развитие психики человека..................................................................................................................... 9

3. Структура деятельности: мотив, действие, цель.............................................. 11

4. Характеристика различных видов деятельности (труд, учение, игра)........... 14

5. Интериоризация и экстериоризация деятельности.......................................... 16

6. Описание мотивов своей трудовой деятельности............................................ 18

Заключение.............................................................................................................. 20

Литература............................................................................................................... 21

Работа содержит 1 файл

контрольная заказ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    Итак, пусковым моментом движения отечественной  психологии на качественно новый уровень стали резко возросшие потребности практики в данных о психике человека (характеристиках психики, психической деятельности, психической регуляции поведения), которые могли бы учитываться как человеческий фактор в организации деятельностной сферы общества. Естественно, что наиболее остро эти потребности проявились в сфере производства, где процесс автоматизации и комплексной механизации мог успешно осуществляться лишь при всестороннем учете человеческого фактора не только на этапе эксплуатации, но и на этапе проектирования технических устройств. Иными словами, психология была востребована системой производительных сил общества применительно к одному из своих главных элементов – технике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Деятельность, ее характеристики. Деятельность и развитие психики человека.

       Деятельность это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, в процессе которого активно формируются психические образы действительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека, осуществляется целенаправленное преобразование предметного окружения [5;38].

    В более узком смысле, это направленная на определенные аспекты окружающей действительности (ее предметы и отношения), организованная и социально-детерминированная активность отдельного или совокупного субъекта (коллектива), предполагающая создание социально значимого (идеального или материального) продукта и образующая единую систему действий и операций, которые поэтапно разворачиваются во времени с заданной последовательностью.

    Деятельность  — предмет изучения ряда научных  дисциплин: философии, социологии (теории социального действия), физиологии и др. Понимание деятельности как сложной системы, в которой формируются сознание и личность на всех этапах развития, является принципиально важным и основополагающим для отечественной психологии. В ней вся психологическая проблематика предстает в ее деятельностном измерении.

    Следует отметить, что категория деятельности всесторонне разрабатывалась в немецкой идеалистической философии, однако для российской психологической науки советского периода наибольшее значение приобрели идеи К. Маркса, который акцентировал, прежде всего, общественно исторический характер деятельности.

    В трудах отечественных психологов сама психика человека трактовалась как специфическая и наиболее высоко организованная деятельность, включающая всю совокупность взаимообусловленных сенсорных, перцептивных, мыслительных и пр. действий и операций (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и др.).

    Деятельность  это способ существования человека и его развития. Человеческая деятельность в отличие от других живых существ  это осознанная, целенаправленная и  социальная активность, но включающая биологические реакции, неосознаваемые действия. В деятельности человека проявляется его сущность, которая развивается посредством деятельности. Главное назначение деятельности - обеспечение существования человека, удовлетворением его потребностей, развитием способностей. В процессе деятельности человек (субъект) противостоит какому-то фрагменту объективного мира (предмету) как материалу, из которого получается необходимый человеку продукт. Существует много видов деятельности, я выделю две: практическая и духовная. Практическая деятельность (практика) – это материальное, чувственно-предметное освоение и преобразование природы или общества. 
Духовная деятельность связана с освоением и преобразованием внешнего мира лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно понять на основе анализа практической деятельности. С одной стороны рассматривая её как регулятор и программу практической деятельности, с другой стороны – как результат развития последней.

    Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется  в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.

       Другая характеристика — ее  социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают его в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации. В ходе ее формируются психологические новации (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.). Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к этим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент ее совершения.

          Человеческая деятельность всегда  целенаправленна, подчинена цели  как сознательно представляемому  запланированному результату, достижению  которого она служит.  Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней:

♦ верхний уровень: особые виды деятельности;

♦ действий;

♦ операций;

♦ самый низкий — психофизиологических функций.

    Действие  включает в качестве необходимого компонента акт сознания как постановку цели, и в то же время это и акт поведения, который реализуется внешним образом в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достичь поставленной цели с учетом внешних условий.

    В современной психологии так определяется деятельность – это специфическая активность человека, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определённой потребности, мотива.

    3. Структура деятельности: мотив, действие, цель.

    Согласно  современным взглядам, под деятельностью  может подразумеваться не только преобразование внешнего предметного мира, но и преобразовательная активность внутреннего плана, например, рефлексия или «деятельность переживания» (активное преодоление жизненного кризиса, «работа горя»), способствующая глубинным внутриличностным трансформациям (Ф.Е. Василюк).

    Согласно  С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим внешним объектом, но не напрямую, а через ее внутренние закономерности: внешние обусловливающие причины  всегда действуют через внутренние условия.

    Согласно  теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова; в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями.

    Деятельность  носит опосредованный характер, т.е. в значительной степени определяется целями и требованиями общества, в котором мы живем. Как специфическая форма активности она характеризуется: целенаправленностью, осознанностью, структурностью.

    Выделяются  два основных плана психологического анализа деятельности (предметно-действенный) и внутренний (собственно психологический). Внешняя характеристика деятельности предполагает оперирование понятиями «субъект» и «объект», «условия» и «средства» и т.д. Внутренняя характеристика описывает побуждающие ее мотивы, цели и способы планирования и формы регуляции [3;168].

    Выделяются  три основных принципа психологического анализа деятельности:

  1. Генетический – деятельность рассматривается с точки зрения ее происхождения, и исходной формой любой человеческой деятельности признается социально обусловленная совместная деятельность, в ходе которой происходит интериоризация – переход внешних по форме действий во внутреннюю сферу личности. 
  2. Структурно-функциональный - анализируется строение деятельности и выделяются ее структурные единицы, содержащие в себе основные свойства, присущие целому.
  3. Динамический – выявляются механизмы поэтапного развития и усложнения деятельности, возникновение новых ее форм, обеспечение устойчивости и надситуативного характера деятельности.

    Психологический анализ деятельности, в том числе психической, позволяет классифицировать ее с точки зрения структурных элементов, динамических аспектов, характера выполняемых функций, качественных особенностей получаемых результатов.

    В структуре деятельности психологи  выделяют следующие элементы: цель, мотивы и действия. Иногда выделяют еще операцию и результат. Цель – сознательно представленный запланированный результат, достижению которого она служит. Возникающий психический образ, выступает, как осознанная цель деятельности. Именно осознание цели отличает деятельность  человека от его обычной активности.

    Мотив – то, что побуждает человека к деятельности и придает ей осмысленность. Мотивы и цели могут как совпадать, так и не совпадать [1;195].

      Действия – единица анализа  деятельности, относительно завершенный  его элемент, направленный на  достижение определенной промежуточной,  осознаваемой цели [1;43].

    Согласно  структурно-морфологической парадигме, основным структурным компонентом деятельности является действие, а ее организация в целом представляет собой иерархию систем действий разного уровня сложности.

    Различают действия:

  • моторные (двигательные), функция которых заключается в непосредственной реализации программ поведения и деятельности;
  • сенсорные и перцептивные (чувственные), обеспечивающие ориентировку субъекта в окружающей среде и контроль осуществляемой деятельности;
  • центральные (мыслительные), выполняющие организующую и регулирующую функции.

    Существует  другой подход к структуре деятельности, в котором выделяются внешние и внутренние компоненты. Внутренние – психические процессы и состояния, сопровождающие деятельность. Внешние – разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности: навыки (способ выполнения деятельности, ставший в результате их выполнения автоматическим), умения (способ осознанно выполнять определенные действия). Например, по мере развития личности ребенка, например с 1 г. до 3 л., осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Так, происходит в этот период развитие речи, формирование навыков самообслуживания, формирование Я-концепции человека.

    Отечественные ученые (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), в результате многолетних исследований пришли к заключению, что на основе внешних (материальных) действий путем их последовательных преобразований и сокращений формируются внутренние (идеальные) действия, свернутые и совершаемые в умственном плане. Последние обеспечивают произвольную саморегуляцию субъекта и контроль за осуществлением основной деятельности.

    Общее строение или макроструктура деятельности включает следующие уровни:

  1. уровень психофизиологических функций;
  2. уровень операций;
  3. уровень действий;

   4)  уровень особых видов деятельности.

    Уровни 1—3 охватывают преимущественно операционально-технические элементы деятельности, тогда как на четвертом уровне деятельность разворачивается в ее личностной проблематике, актуализируются проблемы индивидуального стиля и личностного смысла.

    Кроме того, в функциональной структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, и цели, как ее прогнозируемые результаты.

    Различаются такие формы деятельности, как:

Информация о работе Понятие деятельность. Деятельный подход в психологии