Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:42, контрольная работа
Основные принципы деятельностного подхода: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественноисторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.)
Введение..................................................................................................................... 4
1. Теория деятельности в отечественной психологии........................................... 6
2. Деятельность, ее характеристики. Деятельность и развитие психики человека..................................................................................................................... 9
3. Структура деятельности: мотив, действие, цель.............................................. 11
4. Характеристика различных видов деятельности (труд, учение, игра)........... 14
5. Интериоризация и экстериоризация деятельности.......................................... 16
6. Описание мотивов своей трудовой деятельности............................................ 18
Заключение.............................................................................................................. 20
Литература............................................................................................................... 21
1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта;
2)
теоретико-мыслительная
3) эстетическая деятельность, заключающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности;
Для каждой деятельности характерно наличие цели, можно предвидеть результат деятельности, который достигается некоторыми способами. Все эти элементы связаны друг с другом. Однако цели предшествуют некоторые детерминанты, такие как нужда, потребности, мотивы.
Все
компоненты, или функциональные виды,
деятельности проявляются в работе
педагога любой специальности. Их осуществление
предполагает владение педагогом специальными
умениями.
4. Характеристика различных видов деятельности (труд, учение, игра)
Различают три генетически
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.
А.В. Петровский и другие психологи выделяют три ведущих деятельности (игра, учение и труд). По этому критерию различают: игру, учение и трудовую деятельность. Каждый из данных видов деятельности становится ведущим на определенном этапе социализации личности: игра преобладает на этапе дошкольной социализации, учение и труд — соответственно на этапах школьной и трудовой социализации.
Игра, это, прежде всего, осмысленная деятельность или совокупность осмысленных действий, объединенных общим мотивом. Она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающего мира и его преобразование. Игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей и явлений и оперировании ими. Игра учит выполнению операций, развивает самосознание ребенка, происходит перестройка психических образов, развивается способность создавать обобщенные образы, развиваются психические процессы: память, мышление, речь. Суть человеческой игры, в способности отображая преобразовывать мир. Для взрослых игра служит средством общения и разрядки и используется, в частности, в групповом тренинге общения.
Учение – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте (7-11 л.) – это процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом [2;74]. Оно является необходимым компонентом любой деятельности. Также, как и игра, учение является средством психологического развития. Например, в процессе учения развиваются память, мышление, воображение, восприятие, речь и другие психические процессы. Учение вооружает человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми для различных видов деятельности.
Учение включает в себя такие этапы, как:
Предпосылкой же учения является наличие сознательных мотивов усвоения знаний, умений и навыков.
Процесс же направления деятельности и поведения ребенка на освоение им определенных знаний – обучение.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Труд – это целенаправленная деятельность человека, направленная на изменение, преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создания материальных и духовных ценностей. Трудовая деятельность во многом зависит от потребностей общества. Например, потребность общества в предприимчивых, энергичных людях, способных управлять другими людьми, заниматься коммерческой деятельностью привела к ориентации молодежи в получении высшего образования по специальности – менеджмент. Труд создает предпосылки и условия для формирования и развития высших психических функций человека, например, речи. Труд по природе и по характеру является общественным явлением, потому что производство любого продукта в обществе – это формирование определенных отношений между людьми в процессе труда, распределения и обмена.
Каждая
из названных видов деятельности
сначала усваивается человеком
в элементарном виде деятельности,
например, в виде действий, затем
усложняется и
Таким
образом, игра – это овладение
структурной деятельностью
5. Интериоризация и экстериоризация деятельности.
Культурное развитие можно определить как освоение индивидом всеобщих форм деятельности благодаря использованию особых психологических орудий – знаков, которые становятся средствами саморегуляции личности в процессе интериоризации. Интериоризация (от лат. interior-внутренний) – рассматривается в психологии как переход от внешней реальной деятельности к внутренней (психической); формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами. Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации,знаний,ролей, ценностей т.д.
Понятие интериоризации было введено и разрабатывалось французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже и др.), а также представителями психоанализа. Понятия, сходные с интериоризацией, используют в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей внутрь психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), которая в свою очередь определяет структуру сознания.
Сначала субъект осуществляет внешние действия, которые затем интериаризируются и затем субъект выполняет их в психическом плане знаками. Деятельность приобретает свернутый характер. Например, процесс овладения у детей чтением, которое осуществляется сначала шепотом, проговариванием букв, а затем совершается при помощи внутренней речи.
Интериоризация является основным механизмом психического развития человека: формирование внутренних структур человеческой психики в процессе усвоения индивидом социального опыта.
Экстериоризация (от лат. еxterior – внешний, наружный) – это процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интеллекта [1;668]. Например, рассказывание, пересказ текста; реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной предметно или графически; воспроизведение художником в виде рисунка образов, которые создаются первоначально «внутренним взором».
Экстериоризация осуществляется не только в процессе творчества как завершающий его этап. При решении любой учебной задачи также можно обнаружить тесную связь и чередование внешнего и внутреннего. Так, результаты умственных действий, совершаемых в процессе решения задачи в уме, записываются словесно или изображаются в виде графических схем, реализуются в тех или иных практических действиях.
Как
направление умственной деятельности,
экстрериоризация противоположна интериоризации,
характеризуемой переходом
Задача психологии состоит в том, чтобы изучая внешнюю сторону деятельности, раскрыть ее внутреннюю сторону и понять реальную роль психики в деятельности. В 60-е г. ХХ века понятие интериоризации было распространено П.Я. Гальпериным на теорию поэтапного формирования умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений.
Теория поэтапного формирования умственных действий – учение о процессах и условиях, определяющих формирование умственных действий, а на их основе – представлений и понятий об их объектах.
Основные положения теории:
В теории поэтапного формирования умственных действий различают четыре основные группы условий овладения новым умственным действием: необходимая мотивация; правильное выполнение действия в его исходной внешней форме; планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.); полноценное воспроизведение действия в умственном плане.
При формировании новых действий в процессе обучения школьнику сначала разъясняется их ориентировочная основа, которая тут же в виде схемы записывается на карточке; с помощью этой схемы без предварительного заучивания ее содержания учащиеся немедленно приступают к решению задач. Их целесообразный подбор обеспечивает формирование желаемых свойств действия. Для более полноценного воспроизведения действие сначала формируется во внешней речи, которая затем переходит во внутреннюю речь и далее в «скрытую речь». От последней в сознании остается лишь своеобразное переживание, получившее в психологии название «чистой мысли». Таким образом, на основе предметного действия в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления.
Практическое значение применения этой теории заключается в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования метода (приема) проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче и скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.
Профессиональная деятельность
является одной из основных
форм жизнедеятельности
Рассмотрим стимулирующую
Профессиональный мотив: в наиболее общем
виде он выступает как желание обучать
и воспитывать детей. Характерным для
данного вида мотивации является направленность
инновационной деятельности воспитателя
на детей.
На вопрос: "Что побуждает вас
вводить новшество в
Информация о работе Понятие деятельность. Деятельный подход в психологии