Понятие деятельность. Деятельный подход в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Основные принципы деятельностного подхода: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественноисторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.)

Содержание

Введение..................................................................................................................... 4

1. Теория деятельности в отечественной психологии........................................... 6

2. Деятельность, ее характеристики. Деятельность и развитие психики человека..................................................................................................................... 9

3. Структура деятельности: мотив, действие, цель.............................................. 11

4. Характеристика различных видов деятельности (труд, учение, игра)........... 14

5. Интериоризация и экстериоризация деятельности.......................................... 16

6. Описание мотивов своей трудовой деятельности............................................ 18

Заключение.............................................................................................................. 20

Литература............................................................................................................... 21

Работа содержит 1 файл

контрольная заказ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта;

    2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующая идеальными (понятийными и семантическими) конструктами и моделирующая познаваемый мир;

    3) эстетическая деятельность, заключающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности;

  1. идеологическая или мировоззренческая деятельность, связанная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия и т.д.

           Для каждой деятельности характерно наличие цели, можно предвидеть результат деятельности, который достигается некоторыми способами. Все эти элементы связаны друг с другом. Однако цели предшествуют некоторые детерминанты, такие как нужда, потребности, мотивы.

    Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Характеристика различных  видов деятельности (труд, учение, игра)

           Различают три генетически сменяющих  друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности) , по организации, по особенностям мотивации.

         Основным видом деятельности  человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.

         Игра не создает общественно  значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. 

    А.В. Петровский и другие психологи выделяют три ведущих деятельности (игра, учение и труд). По этому критерию различают: игру, учение и трудовую деятельность. Каждый из данных видов деятельности становится ведущим на определенном этапе социализации личности: игра преобладает на этапе дошкольной социализации, учение и труд — соответственно на этапах школьной и трудовой социализации.

    Игра, это, прежде всего, осмысленная деятельность или совокупность осмысленных действий, объединенных общим мотивом. Она  является выражением определенного  отношения личности к окружающей действительности. Заключается в  воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающего мира и его преобразование. Игра тренирует ребенка в овладении значениями вещей и явлений и оперировании ими. Игра учит выполнению операций, развивает самосознание ребенка, происходит перестройка психических образов, развивается способность создавать обобщенные образы, развиваются психические процессы: память, мышление, речь. Суть человеческой игры, в способности отображая преобразовывать мир. Для взрослых игра служит средством общения и разрядки и используется, в частности, в групповом тренинге общения.

    Учение  – ведущий вид деятельности в  младшем школьном возрасте (7-11 л.) –  это процесс приобретения и закрепления  знаний и способов деятельности индивидом  [2;74]. Оно является необходимым компонентом любой деятельности. Также, как и игра, учение является средством психологического развития. Например, в процессе учения развиваются память, мышление, воображение, восприятие, речь и другие психические процессы. Учение вооружает человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми для различных видов деятельности.

    Учение  включает в себя такие этапы, как:

  1. Усвоение информации;
  2. Овладение приемами и операциями деятельности;
  3. Результат – научение.

    Предпосылкой  же учения является наличие сознательных мотивов усвоения знаний, умений и навыков.

    Процесс же направления деятельности и поведения  ребенка на освоение им определенных знаний – обучение.

    Особое  место в системе человеческой деятельности занимает труд. Труд –  это целенаправленная деятельность человека, направленная на изменение, преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создания материальных и духовных ценностей. Трудовая деятельность во многом зависит от потребностей общества. Например, потребность общества в предприимчивых, энергичных людях, способных управлять другими людьми, заниматься коммерческой деятельностью привела к ориентации молодежи в получении высшего образования по специальности – менеджмент. Труд создает предпосылки и условия для формирования и развития высших психических функций человека, например, речи. Труд по природе и по характеру является общественным явлением, потому что производство любого продукта в обществе – это формирование определенных отношений между людьми в процессе труда, распределения и обмена.

    Каждая  из названных видов деятельности сначала усваивается человеком  в элементарном виде деятельности, например, в виде действий, затем  усложняется и совершенствуется. Например, общение взрослого человека с окружающими людьми также мало похоже на общение младенца или младшего школьника с другим человеком, как и трудовая деятельность взрослых людей на игровую деятельность детей.

    Таким образом, игра – это овладение  структурной деятельностью человека; учение – это процесс получения ЗУН; труд – это деятельность, направленная на производство материальных или духовных ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Интериоризация и  экстериоризация  деятельности.

    Культурное  развитие можно определить как освоение индивидом всеобщих форм деятельности благодаря использованию особых психологических орудий – знаков, которые становятся средствами саморегуляции личности в процессе интериоризации. Интериоризация (от лат. interior-внутренний) – рассматривается в психологии как переход от внешней реальной деятельности к внутренней (психической); формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами. Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации,знаний,ролей, ценностей т.д.

    Понятие интериоризации было введено и разрабатывалось  французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже  и др.), а также представителями  психоанализа. Понятия, сходные  с интериоризацией, используют в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей внутрь психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), которая в свою очередь определяет структуру сознания.

    Сначала субъект осуществляет внешние действия, которые затем интериаризируются и затем субъект выполняет их в психическом плане знаками. Деятельность приобретает свернутый характер. Например, процесс овладения у детей чтением, которое осуществляется сначала шепотом, проговариванием букв, а затем совершается при помощи внутренней речи.

    Интериоризация  является основным механизмом психического развития человека: формирование внутренних структур человеческой психики в  процессе усвоения индивидом социального  опыта.

    Экстериоризация (от лат. еxterior – внешний, наружный) – это процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интеллекта [1;668]. Например, рассказывание, пересказ текста; реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной предметно или графически; воспроизведение художником в виде рисунка образов, которые создаются первоначально «внутренним взором».

    Экстериоризация осуществляется не только в процессе творчества как завершающий его этап. При решении любой учебной задачи также можно обнаружить тесную связь и чередование внешнего и внутреннего. Так, результаты умственных действий, совершаемых в процессе решения задачи в уме, записываются словесно или изображаются  в виде графических схем, реализуются в тех или иных практических действиях.

    Как направление умственной деятельности, экстрериоризация противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних  практических действий в план операций, осуществляемых в уме. В ходе психического развития ребенка совершенствуются оба эти процесса. Таким образом, интериоризация и экстериоризация – это две стороны деятельности.

    Задача  психологии состоит в том, чтобы  изучая внешнюю сторону деятельности, раскрыть ее внутреннюю сторону и  понять реальную роль психики в деятельности. В 60-е г. ХХ века понятие интериоризации было распространено П.Я. Гальпериным на теорию поэтапного формирования умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений.

    Теория  поэтапного формирования умственных действий – учение о процессах и условиях, определяющих формирование умственных действий, а на их основе – представлений и понятий об их объектах.

    Основные  положения теории:

    1. выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия;
    2. среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки);
    3. образование действий происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план.

    В теории поэтапного формирования умственных действий различают четыре основные группы условий овладения новым умственным действием: необходимая мотивация; правильное выполнение действия в его исходной внешней форме; планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.); полноценное воспроизведение действия в умственном плане.

    При формировании новых действий в процессе обучения школьнику сначала разъясняется их ориентировочная основа, которая  тут же в виде схемы записывается на карточке; с помощью этой схемы без предварительного заучивания ее содержания учащиеся немедленно приступают к решению задач. Их целесообразный подбор обеспечивает формирование желаемых свойств действия. Для более полноценного воспроизведения действие сначала формируется во внешней речи, которая затем переходит во внутреннюю речь и далее в «скрытую речь». От последней в сознании остается лишь своеобразное переживание, получившее в психологии название «чистой мысли». Таким образом, на основе предметного действия в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления.

    Практическое  значение применения этой теории заключается  в процессе обучения формирование новых  действий, представлений и понятий  происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования метода (приема) проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче и скорее и становится  доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения.

  1. Описание мотивов своей трудовой деятельности.

   Профессиональная деятельность  является одной из основных  форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает  и оценивает свою работу, свои  достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности.

        Рассмотрим стимулирующую мотивацию  к моей работе: 
           Профессиональный мотив: в наиболее общем виде он выступает как желание обучать и воспитывать детей. Характерным для данного вида мотивации является направленность инновационной деятельности  воспитателя на детей.

          На вопрос: "Что побуждает вас  вводить новшество в педагогический  процесс?" я ответила бы так:

Информация о работе Понятие деятельность. Деятельный подход в психологии