Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:42, контрольная работа
Основные принципы деятельностного подхода: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественноисторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.)
Введение..................................................................................................................... 4
1. Теория деятельности в отечественной психологии........................................... 6
2. Деятельность, ее характеристики. Деятельность и развитие психики человека..................................................................................................................... 9
3. Структура деятельности: мотив, действие, цель.............................................. 11
4. Характеристика различных видов деятельности (труд, учение, игра)........... 14
5. Интериоризация и экстериоризация деятельности.......................................... 16
6. Описание мотивов своей трудовой деятельности............................................ 18
Заключение.............................................................................................................. 20
Литература............................................................................................................... 21
Министерство образования и науки РФ
ГОУ СПО Архангельский
педагогический колледж
ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
В ПСИХОЛОГИИ.
Содержание
Введение......................
1. Теория деятельности
в отечественной психологии....
2. Деятельность,
ее характеристики. Деятельность
и развитие психики человека...
3. Структура
деятельности: мотив, действие, цель..........................
4. Характеристика различных видов деятельности (труд, учение, игра)........... 14
5. Интериоризация
и экстериоризация деятельности..................
6. Описание мотивов
своей трудовой деятельности...
Заключение....................
Литература....................
Введение.
Деятельность — одна из центральных категорий психологии и ключевое понятие так называемого деятельностного подхода, ставшего фундаментом отечественной психологической науки XX века [1;456].
В отечественной психологии
Как отмечают многие
Первые очерки деятельностного
подхода появились
Словосочетание «деятельностный подход» требует расшифровки. Деятельностный подход – это не только теория деятельности….. Вообще термин «подход» в методологии не применяется. Это рабочий термин, который характеризует некоторое состояние знания. Методологи критически
относятся к этому термину и говорят, что он не достаточно определен. Лучше говорить о той или иной интерпретации изучаемой реальности на эмпирическом и теоретическом уровне [4;93].
Психика как объект психологии изучается в любом подходе. «Реальность» объект изучения. Предметы изучения, как стороны объекта многообразны при любом подходе, в том числе и деятельностном. На эмпирическом уровне «реальность» описывается, систематизируется, а на теоретическом – объясняется и интерпретируется. Строго говоря, идеи деятельностного подхода – это не только идеи отечественных психологов. Есть целый ряд зарубежных психологов, работавших параллельно с нашими отечественными психологами, у которых тоже мелькают позиции деятельностного подхода. Один из таких психологов Ж.Пиаже. Так что не нужно думать, что деятельностный подход – это прерогатива и компетенция отечественной психологии. Хотя конечно именно отечественная психология в период советского времени сделала очень
существенный вклад в развитие идей этого подхода силами конечно же Алексей
Николаевича, Сергея Леонидовича и их коллег, соратников, сотрудников и т.д. Будем говорить в основном про советскую школу и, естественно, прежде всего
про Леонтьевский
вариант Деятельностного
Основные принципы
1.Теория деятельности в отечественной психологии.
Деятельностный подход в
Предпосылки
деятельностного подхода
1)
необходимость новой
2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований абстрактных законов сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности;
3)
исторически обусловленное
В 1930-е г.г. складываются два наиболее проработанных варианта деятельностного подхода, представленных исследованиями психологических школ С.Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А.Н. Леонтьева – с другой. В настоящее время оба варианта деятельностного подхода развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.
Большую роль в методологическом обосновании деятельностного подхода (д.п.) сыграли работы Рубинштейна 1930-х г., где он сформулировал основополагающий теоретический принцип д.п. – единство сознания и деятельности.
По Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности; вообще внешние причины действуют через внутренние условия.
По Леонтьеву, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, а потребность – предметной: как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», и становится мотивом, который может и не осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности.
В отличие от Л.С. Выготского, анализировавшего, прежде всего, орудийную природу психики, С.Л. Рубинштейн исследовал роль трудовой деятельности в становлении сознания. Им, так же как и Леонтьевым, выдвигалась идея о том, что изучение деятельности может стать основой опосредованного (через внешнюю активность) исследования психики, внутреннего мира человека. Связь деятельности с потребностями и мотивами открывает перед психологией возможность, не отвергая сознание (как бихевиоризм), объективного, экспериментального исследования мотивации, реализующейся в поведении субъекта.
Параллельно
Леонтьевым и другими членами
Харьковской школы теоретически
и экспериментально разрабатывается
проблема общности строения внешней
и внутренней деятельности. Различия
между двумя вариантами деятельностного
подхода отчетливо
1.
Проблема предмета
2.
Споры касались соотношения
Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий. Связывающих человека с миром человеческих предметов.. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деятельности Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же самим дихотомии: сознание по прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстает как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает только как постулируемое единство, но недоказываемое.
Леонтьев предлагал свой вариант «снятия» этой дихотомии: действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и во внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущий в этом единстве - процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью. Отсюда введение Леонтьевым понятий «сознание-образ» и «сознание-процесс», рассмотрение отношений между которыми еще дело будущего[7;117].
В
рамках исследований деятельностный подход
был разработан ряд важнейших
теоретических проблем
Информация о работе Понятие деятельность. Деятельный подход в психологии