Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:55, курсовая работа
Проблема понимания оказалась в центре философской мысли современности. Несомненно, в основании подобного поворота мысли к данной проблеме лежит общее развитие наук - гуманитарных, логических, общественных, естественных, - всего массива знания, - развитие, поведшее к тому, что указанная проблема оказалась в фокусе внимания целого ряда отраслей знания: психологии, лингвистики, истории, искусствоведения, этнографии, семиотики, социологии и др.
Введение……………………………………………………………………..….…….3
Глава 1. психология мышления…………………………………………..7
§1. Понятие мышления………………………………………………………….…..….7
§2. История понимания и разработки предмета психологии мышления….……11
§3. Теории мышления в психологии………………………………………………….15
§4. Психологическая природа мыслительного процесса…………………………..19
Глава 2. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ как компонента мышления………………………………………………………………..…………..24
§1. Проблема понимания в современной психологии………………………………24
§2. Структура понимания………………………………………………………………28
§3. Понимание как один из уровней познания индивидуальности………….……31
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список используемой литературы……………………………………...38
Парадигматический способ
Нарративный или
Акцентирование внимания на
Рассматривая понимание как процесс, можно говорить об этапах его протекания. Одним из первых стадии и этапы процесса понимания обозначил П.П. Блонский. Рассматривая проблему понимания в контексте проблем развития мышления школьника, П.П. Блонский выделил следующие основные стадии процесса понимания. Это: стадия узнавания, генерализации, или стадия родового понятия, наименования; стадия понимания смысла или «видового понятия»; стадия объяснения22.
Характеризуя структурные характеристики процесса понимания, можно говорить о том, что итогом понимания выступает образ, отражающий реальный объект, воспринятый субъектом. Совпадение образа с объектом реального мира никогда не бывает полным и абсолютно точным. Отразившись в сознании и зафиксировавшись в вербальном или визуальном изображении, образ сам становится реальностью, влияющей на последующее осознание и понимание субъектом действительности.
В контексте проблем
В целом, представленный материал позволяет рассматривать понимание как один из уровней познания индивидуальности. В отличие от осознания понимание направлено на осмысление содержания знаний, его анализ, интерпретацию, наделение смыслом оцениваемый материал. Обретение смысла, приписываемого знанию, связано с внутренней позицией познающего субъекта, его отношением.
Понимание как уровень познания индивидуальности наиболее отчетливо проявляется в процессе познания человеком себя и индивидуальности других людей. Выявленные в ходе исследования механизмы познания индивидуальности (С.Ю. Жданова, 2005), свидетельствуют о том, что познание индивидуальности другого человека зависит от времени знакомства.
Познание индивидуальности
заключение
Резюмируя все вышеизложенное,
можно сделать следующие
Проблема развития мышления, рассматриваемая в данной работе, волнует умы ученых и общественность с древних времен. Долгое время процесс мышления рассматривался в качестве предмета изучения таких дисциплин как философия, религия, логика. Лишь позднее проблема мышления стала рассматриваться в психологии и стала предметом точного экспериментального исследования.
Мышление всегда имеет определенный смысл, в который входят эмпирические знания, которые существуют в сознании в виде образов представлений или воображения, эмпирических понятий.
Логическим путем человек обогащает свой опыт теоретическими знаниями, которые выступают в форме научных понятий, символов, схем.
Научное понятие - это форма мышления, которая отражает объективно истинное в объектах или явлениях.
Образ - субъективное целостное отражение действительности, в котором одновременно обнаруживаются три формы существования материи, выраженные в категориях пространства, движения и времени.
Представление отличается от понятия тем, что это всегда образ, охватывающий существенные и несущественные признаки, а понятие - это мысль, выраженная в слове, что отражает существенное в объекте познания. Отражение в форме понятий имеет обобщенный характер, а через это приобретает даже обобщение. Следовательно, знания, которые человек получает через органы чувств и логичным путем, составляют содержательную сторону ее мышления.
Обогащение содержательной компонента мышления не может происходить без понимания. Понимание сказывается в общении человека как с предметным миром, так и с другим человеком.
Проблема соотношения понятий "понимание" и "мышление" возникла еще тогда, когда их исследование только начиналось. Г. С. Костюк24 отметил, что понимание - это и есть процессы нашего мышления, направленного на раскрытие тех или иных объектов в их существенных связях с другими объектами.
Г. С. Костюк, описывая процесс понимания, отмечает, что понять объект означает раскрыть его во всех связях и отношениях. В этом процессе важное значение имеет соответствующий опыт. Понять явление означает попытаться классифицировать его, вспомнить, где приходилось иметь дело с ним или ему подобным, каким законам, правилам подчиняются такие явления, и т.п.
Начинается понимание с осознания, что делает этот процесс целенаправленным и предотвращает возникновение в сознании случайных ассоциаций.
Понимание зависит от инициации, т.е. от осознания цели, от ее четкой формулировки и от постановки и осмислености задачи.
Процесс понимания имеет аналитико-синтетичный характер - такой вывод подтверждается многочисленными исследованиями (Н. М. Стадненко - анализ понимания сюжетной картинки; И. А. Синица чтение художественного текста; Л. К. Балацкая, Т. В. Косма - понимание учащимися метафоры, пословицы, басни, художественных описаний природы; А. А. Смирнов - понимание научного текста и т.п.). Исследования доказывают, что процесс понимания включает виризнення основных элементов объекта и объединение их в единое целое.
Много зарубежных и отечественных
психологов склоняются к мысли, что
понимание лучше всего
Понимание - это продуктивный процесс, он всегда связан с познанием нового, неизвестного привлечением к системе ранее приобретенного опыта. Поэтому физиологической основой понимания является активизация образованных ранее временных нервных связей, их применение в новых условиях и формирование новых связей.
Каждый человек на протяжении жизни уверяется в том, что чем сложнее проблема, тем большего опыта, приобретенного ранее, она нуждается. На эту закономерность следует учитывать в педагогическом управлении учебным процессом, в создании учебников, памятуя также, что для понимания нового материала актуализации подлежат лишь соответствующие приобретенные знания, несоответствующие же способны лишь отдалить учеников от понимания, а не приблизить к нему.
Важную роль в этом процессе играет наглядность, однако цель использования ее заключается не только в том, чтобы учащиеся смогли увидеть объект, но и в том, чтобы они выделил в нем существенное, самое существенное.
Мощным орудием понимания является язык и речи. Четкость, последовательность, грамматическая правильность речи способствуют пониманию цели, выделению смысловых единиц в объяснении учителя, прочтено тексте т.д. Слово учителя должно направлять умственную деятельность ученика на создание образа познавательного задачи, переход от него к закону, правила, понятия и т.д.
Успешность понимания зависит не только от знаний человека, но и от мотивов, побуждающих к познавательной деятельности. Основными мотивами являются потребности людей, их интересы, любознательность, жажда к знаниям, потребность понять, осознание необходимости основательно усвоить знания из разных дисциплин, чувство ответственности и т.п.
список литературы
1 Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994. с.35-36.
2 Там же, с.41.
3 Общая психология: курс лекций/ сост. Е. И. Рогов. М., 2003. с. 262
4 Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999. с. 178
5 Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Спб., 2004. с. 142
6 Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999. с. 179
7 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2002. с. 453
8 Общая психология: курс лекций/ сост. Е. И. Рогов. М., 2003. с. 287
9 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М., 2004.с.149-154, 170.
10 Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.с.189.
11 Знаков В. В.Психология понимания.: Проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005.с.20.
12 Маклаков А. Г. Общая психология. Спб., 2006. – с.88
13 Васильев Л.Г. Текст и его понимание /Л.Г. Васильев. Тверь, 1992.с.89.
14 Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.с.77.
15 Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии /И.А. Романова //Психол. журн. 2001. №1. С.102-112.
16 Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия /В.В. Знаков//Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С.92.
17 Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания /Ю.К. Корнилов. Ярославль, 1979.с.7.
18 Климов Е.А. Общая психология /Е.А. Климов. Москва. «Юнити». 1999.с.101.
19 Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия /В.В. Знаков//Психол. журн. 2000. Т. 21. № 2. С. 91
20 Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика /Г.А. Берулава. М., 2001. с.52.
21 Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия /В.В. Знаков //Психол. журн. 2003. Т. 24, №2. С.100-101..
22 Блонский П.П. Развитие мышления школьника /П.П. Блонский. М., 1935.с.57-58.
23 Рубинштейн С.Л. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.с.431.
24 Костюк Г.С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969.с.90.
Информация о работе Понимание, как проблемы психологии мышления