Понимание, как проблемы психологии мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Проблема понимания оказалась в центре философской мысли современности. Несомненно, в основании подобного поворота мысли к данной проблеме лежит общее развитие наук - гуманитарных, логических, общественных, естественных, - всего массива знания, - развитие, поведшее к тому, что указанная проблема оказалась в фокусе внимания целого ряда отраслей знания: психологии, лингвистики, истории, искусствоведения, этнографии, семиотики, социологии и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….…….3
Глава 1. психология мышления…………………………………………..7
§1. Понятие мышления………………………………………………………….…..….7
§2. История понимания и разработки предмета психологии мышления….……11
§3. Теории мышления в психологии………………………………………………….15
§4. Психологическая природа мыслительного процесса…………………………..19
Глава 2. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ как компонента мышления………………………………………………………………..…………..24
§1. Проблема понимания в современной психологии………………………………24
§2. Структура понимания………………………………………………………………28
§3. Понимание как один из уровней познания индивидуальности………….……31
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список используемой литературы……………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая ПОНИМАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

 Понятийное  мышление приходит не сразу, а через ряд промежуточных этапов. Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка  возникают в школьном возрасте. Эти  сдвиги выражаются в познании все  более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслительных операций. Эти мыслительные операции еще недостаточно обобщены, мышление детей младшего школьного возраста является понятийно-конкретным.

В среднем и старшем  школьных возрастах ученикам становятся доступны более сложные познавательные задачи, мыслительные операции обобщаются, формализуются, расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, где каждая предыдущая стадия подготавливает последующие.

 

 

 

§2. История понимания и разработки предмета психологии мышления

Прояснение вопроса  о предмете психологии мышления предполагает рассмотрение ряда аспектов этой проблемы. Во-первых, изучение истории  разработки ключевых проблем психологии мышления и формирования ее понятийного  аппарата; во-вторых, проведение сравнительного анализа исследования мышления в психологии и других науках; в-третьих, выявление особенностей понимания мышления в разных психологических школах и направлениях.

Категория мышления в  психологии не имеет однозначного определения. Изучение данной проблемы психология унаследовала от философии; от нее же  она восприемствовала и определение мышления как опосредованного и обобщенного познания объективной реальности. Сформулированное С.Л. Рубинштейном в 1946 году,  это определение представлено  и сегодня во всех авторитетных отечественных изданиях по психологии. Согласно такой трактовке, мышление, во-первых, отождествляется с процессом познания; во-вторых, рассматривается как опосредованное и обобщенное познание.

В научной литературе выделяются два вида  познания: общественное и индивидуальное. Очевидно, что мышление связано с индивидуальным познанием, в которое оно включено непосредственно, поэтому нельзя говорить в точном смысле этого слова о мышлении общественного субъекта. 

Второй сущностной характеристикой  мышления, согласно определению С.Л. Рубинштейна, является «обобщенность» и «опосредованность». Обобщенное познание предполагает выделение в объекте общих и существенных признаков. В отличие от этого восприятие является непосредственным познанием, в ходе которого происходит целостное отражение объекта в его существенных и несущественных свойствах.

 

Поиск узко научного определения  предмета психологии мышления привел специалистов к его пониманию  как процесса постановки и решения задачи (проблемы). Таким образом, объектом изучения в психологии мышления становится задача, а субъектом – мыслящий индивид. Но и  это определение не признается  бесспорным. Ряд исследователей полагает, что мышление не тождественно решению задач. Например, К.А. Абульханова-Славская  и    А.В. Брушлинский отмечают, что функциональное предназначение мышления шире, чем только решение задач: оно проявляется  также  в усвоении знаний,  в ситуации понимания текста в процессе чтения (Абульханова-Славская, 1968;   Брушлинский, 1996).  

 П.Я. Гальперин,  наоборот, считает такое определение  чрезмерно общим, так как не только мышление, но и любое психическое явление (например, восприятие, память) связано с решением задач (Гальперин, 2002). Вместе с тем, несмотря на все аргументы «против», исследователи соглашаются, что именно в процессе решения задачи лучше всего формировать и изучать мышление.

Особенно близко с  понятием  «мышление» связано понятие «интеллект». Ряд исследователей утверждает, что понятие «интеллект» шире, чем понятие «мышление», так как  охватывает всю систему познавательных способностей индивида: от ощущений до мышления (Общая психология, 1998). Другие ученые подчеркивают,  что эти понятия выражают  явления, связанные  друг с другом: интеллект – способность к мышлению, а мышление – процесс, в котором реализуется интеллект (Когнитивная психология, 2002).

В отечественной психологической литературе мышление характеризуется как высший познавательный процесс, а интеллект – как относительно устойчивая структура способностей индивида. Выделяются общие, специальные и творческие способности (Шадриков, 1991).

Мышление  является  предметом  изучения  и в  других науках: философии, логике, социологии, физиологии, кибернетике.

В философии мышление изучается как общественно-исторический процесс, как родовое мышление человечества. В отличие от этого психология изучает индивидуальное мышление, обусловленное историческим развитием. Философы изучают главным образом высшие формы  мышления – понятийное, абстрактное, в то время как психологи исследуют и более простые его виды, например, наглядно-действенное мышление.

В логике накоплен огромный запас знаний об основных формах мышления – понятиях, суждениях, умозаключениях – критериях их систематизации и классификации. Психологи, активно используя данные логики, в свою очередь, изучают процесс формирования понятий, суждений, умозаключений, их усвоение и понимание. Так, Л.С. Выготский впервые в психологии показал, что понятия развиваются, выделив этапы их формирования (Выготский, 1981).

В социологии осуществляется анализ исторического развития мышления в зависимости от социальной структуры общества. В психологии изучением психологических особенностей мышления людей различных эпох (архаической, античной, средневековой) занимается относительно новая область науки – историческая психология (Барская, 1998; Кликс, 1983; Шкуратов, 1994). 

В физиологии мышление рассматривается как функция мозга, поэтому в основном изучаются мозговые механизмы, обеспечивающие  функционирование мышления. Особую важность для объяснения механизмов мышления имеет учение о двух сигнальных системах, изучение влияния функциональной ассиметрии головного мозга на проявление интеллектуальных способностей.

Изучение мышления животных – общая сфера интересов физиологов и психологов, но существует отличие  в подходах к изучению данного  феномена в этих областях знания. Физиологи  на основе учения об условных рефлексах исследуют формирование навыка в ситуации пошагового подкрепления.

В работах психологов, например, В. Келлера (Келлер, 1998)   интеллект человекообразных обезьян исследуется при решении новых для приматов задач без пошагового подкрепления.

В кибернетике мышление изучается как информационный процесс; фиксируется общее и особенное в работе ЭВМ и мышлении человека.

В отечественной психологии мышление изучалось в ряде научных  школ: в школе Л.С. Выготского  – как высшая психическая функция, речевое мышление; в школе А.Н. Леонтьева – как деятельность; в школе С.Л. Рубинштейна – как внутренний процесс9.

Таким образом,  мышление – это процесс, обусловленный со стороны объекта исследования типом задачи, ее структурой, презентацией условий и требований;  а стороны субъекта – мотивацией, степенью выраженности свойств, видов, стилей, типов мышления.

Перспективной линией развития исследований мышления на современном  этапе может являться изучение индивидуальных особенностей его субъекта.

Резюмируя, можно констатировать, что   изучение мышления основывалось на разных принципах и подходах. Представители разных школ по-разному определяли роль субъекта в процессе решения задачи: пассивная (ассоцианизм, бихевиоризм), активная (Вюрцбургская школа, школа Рубинштейна и др.). 

Представители разных психологических  школ и направлений по-разному  представляли процесс мышления и  в соответствии с этим использовали разный методический аппарат для  его изучения: от субъективных методов (аналитическая интроспекция, ретроспективная интроспекция) до объективных (эксперимент, метод рассуждения вслух и др.).

 

§3. Теории мышления в психологии

Теории мышления можно  разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Концепции, согласно которым  интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания, составляют одну группу теорий мышления. Считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь.

Эта идея априорно существующих интеллектуальных способностей – задатков – характерна для многих работ  в области мышления, выполненных  в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальттеории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено, что мышление, если оно не связано с какой-либо конкретной, внешне детерминированной задачей, внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой.

Предполагается, что схема  рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Мысль без схемы обычно называют аутичной мыслью, ее особенности уже  были нами рассмотрены. Схема не есть нечто раз и навсегда заданное. Она имеет свою историю развития, которое происходит за счет усвоения логики, средств управления мыслью.

Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.

Своеобразные концепции  мышления представлены в следующих  направлениях психологических исследований: в эмпирической субъективной психологии, ассоциативной по характеру и интроспективной по основному методу; в гештальтпсихологии, которая отличалась от предыдущей только признанием доминирования  целостности психических процессов над составом этих элементов, в том числе и в мышлении; в бихевиоризме, сторонники которого пытались заменить процесс мышления как субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, умственное); в психоанализе, который мышление, как и все другие процессы, подчинил мотивации.

Активные психологические  исследования мышления ведутся начиная  с XVII в. В это время и в течение  следующего довольно длительного периода  истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а  в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление, которое иногда не совсем правильно называют логическим (неправильно потому, что логика присутствует в любом другом виде мышления не в меньшей степени, чем в данном).

Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития. К числу интеллектуальных способностей в то время относили созерцание (некоторый аналог современного абстрактного мышления), логические рассуждения и рефлексия (самопознание).

Операциями мышления в свою очередь считались обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификация.

Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Активность мышления, его творческий характер были основной проблемой, которую (как и избирательность восприятия и памяти) не смогла решить данная теория. Поэтому ее сторонникам не оставалось ничего другого, как объявить умственные творческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций с врожденными способностями разума.

В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач. В гештальтпсихологии оно понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры.

Нельзя сказать, что  оба последних направления в  психологии не дали ничего полезного  для понимания мышления. Благодаря бихевиоризму в сферу психологических исследований вошло практическое мышление, а в русле гештальттеории стали обращать особое внимание на моменты интуиции и творчества в мышлении.

Определенные заслуги  в решении проблем психологии мышления есть и у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека.

В отечественной психологической  науке, основанной на учении о деятельностной природе. психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым для конкретного исследования открылась новая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления.

Информация о работе Понимание, как проблемы психологии мышления