Понимание, как проблемы психологии мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Проблема понимания оказалась в центре философской мысли современности. Несомненно, в основании подобного поворота мысли к данной проблеме лежит общее развитие наук - гуманитарных, логических, общественных, естественных, - всего массива знания, - развитие, поведшее к тому, что указанная проблема оказалась в фокусе внимания целого ряда отраслей знания: психологии, лингвистики, истории, искусствоведения, этнографии, семиотики, социологии и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….…….3
Глава 1. психология мышления…………………………………………..7
§1. Понятие мышления………………………………………………………….…..….7
§2. История понимания и разработки предмета психологии мышления….……11
§3. Теории мышления в психологии………………………………………………….15
§4. Психологическая природа мыслительного процесса…………………………..19
Глава 2. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ как компонента мышления………………………………………………………………..…………..24
§1. Проблема понимания в современной психологии………………………………24
§2. Структура понимания………………………………………………………………28
§3. Понимание как один из уровней познания индивидуальности………….……31
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список используемой литературы……………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая ПОНИМАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ.doc

— 193.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..….…….3

Глава 1. психология мышления…………………………………………..7

§1. Понятие мышления………………………………………………………….…..….7

§2. История понимания и разработки предмета психологии мышления….……11

§3. Теории мышления в психологии………………………………………………….15

§4. Психологическая природа мыслительного процесса…………………………..19

Глава 2. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ как компонента мышления………………………………………………………………..…………..24

§1. Проблема понимания в современной психологии………………………………24

§2. Структура понимания………………………………………………………………28

§3. Понимание как один из уровней познания индивидуальности………….……31

Заключение……………………………………………………………………….…35

Список  используемой литературы……………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

Нет психологического процесса, более важного

 и в то же время более трудного для понимания,

чем понимание, и нигде  научная психология

не разочаровывала в  большей степени тех,

кто обращался к ней  за помощью.

(Дж. Миллер)

 

Введение

В данной курсовой работе рассматриваются все аспекты  процесса понимания, одного из самых сложных и наиболее интересных элементов мышления человека.

Понимание, его внутреннее устройство, механизмы и проявления издавна привлекают внимание исследователей из самых разных  областей науки. Важные мысли об устройстве человеческого  понимания  содержатся в работах специалистов по философии, логике, искусственному интеллекту, прикладной лингвистике, лингвистике текста, когнитивной лингвистике, психолингвистике. Эти работы различаются представлениями о том, что лежит в основе понимания и как протекает этот сложный процесс, а также выделением различных типов понимания. Впрочем, следует учитывать, что, как отмечено в эпиграфе, нет психологического процесса более важного и в то же время более трудного для понимания, чем понимание, и нигде научная психология не разочаровала в большей степени тех, кто обращался к ней за помощью.

Проблема понимания  оказалась в центре философской  мысли современности. Несомненно, в  основании подобного поворота мысли  к данной проблеме лежит общее  развитие наук - гуманитарных, логических, общественных, естественных, - всего массива знания, - развитие, поведшее к тому, что указанная проблема оказалась в фокусе внимания целого ряда отраслей знания: психологии, лингвистики, истории, искусствоведения, этнографии, семиотики, социологии и др.

 

В результате отчетливо  обозначился универсальный характер категории «понимание», что стимулировало интерес к ней философской мысли.

Понимание является важнейшей, ключевой проблемой в герменевтике. Исторически герменевтика была тесно  связана с развитием гуманитарных наук и, прежде всего филологии, разрабатывавшей приемы понимания и интерпретации текстов. В философской герменевтике категория «понимание» трактуется предельно широко.

Герменевтика как течение  современной философии пытается через проблему «понимания» дать обоснование методологии всего гуманитарного познания и, больше того, решить общую онтологическую проблему бытия человека в мире.

В начале XXI столетия стало  очевидно, что современной психологии предстоит проделать «работу  понимания», обращенную на свой предмет. Как справедливо указывает В. В. Знаков, «проблема понимания оказывается как бы на стыке двух направлений в науке: анализа гносеологического отношения ученого к объекту познания и изучения методологических принципов отдельных наук, определяющих своеобразие присущих каждой из них способов понимания предмета исследования»1. Второе направление имеет сегодня для научной психологии первоочередную значимость. Нельзя не согласиться также с тем, что понимание является необходимым условием коммуникации ученых2.

Такие глобальные вопросы, привлекающие исследователей из самых  разных  областей науки, и определили актуальность выбранной мной темы.

Степень разработанности  проблемы. Исследованием проблемы понимания занимались многие ученые: Бабушкин В.У., Бахтин М.М., Бибихин В.В., Бодалёв А.А., Горло Е.А., Знаков В.В., Каган М.С., Ковалевская О.В., Малисова И.Ю., Никифоров А.Л., Нишанов А.К.

Методологические  основы исследования мышления заложены в трудах С.Л.Рубинштейна, А.В.Брупшинского, В.Д.Шадрикова, А.М.Матюшкина. Линия теоретического анализа мышления развивается в трудах Д.Н.Завалишиной, Л.М.Митиной, А.К.Марковой, Э.Д.Телегиной, Б.А.Сосновского, А.Б.Орлова, И.А.Шадриковой, Е.К.Осиповой.

Теоретической базой исследования являются фундаментальные работы по психологии мышления Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. Н. Соколова, А. А. Смирнова, А. М. Матюшкина, П. Я. Гальперина, Л. С. Цветковой, по проблеме понимания в контексте теории мышления В. В. Знакова и Л. П. Доблаева.

Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, ее недостаточной разработанности, определены объект и предмет настоящего исследования.

Объект исследования - процесс понимания в психологии мышления.

Предметом исследования в данной работе является понимание как проблема психологии мышления.

Цель курсового исследования - анализ феномена понимания.

Достижение поставленной исследовательской цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить  литературу   по   теме исследования;
  2. Раскрыть смысл понятий понимания и мышления;
  3. Проанализировать и систематизировать значение проблемы, сформировать методологическую базу исследования;
  4. Раскрыть механизмы понимания;
  5. Проанализировать подходы и теоретические концепции в исследованиях проблемы понимания в истории философской мысли;
  6. Исследовать индивидуально-психологические различия в понимании;

  7. Определить понимание  как  компонент, либо этап, либо  один из процессов мышления.

Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы. Основная часть содержит 39 страниц машинописного текста. Библиография включает 35 источников.

В введении сформулирована актуальность темы, определены цель и задачи курсовой работы, обоснована методология, научная новизна и практическая значимость положений, содержащихся в работе.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы исследуемой проблемы, подробно изучена психология мышления, прослежена история понимания предмета психологии мышления.

Во второй главе проведены исследования проблемы понимания как компонента мышления, определена структура понимания, проанализирована проблема понимания в современной психологии.

В заключении проводится анализ данных, кратко подводится итог всей проделанной работы, дается   изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература, Интернет, прочие актуальные источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. психология мышления

§1. Понятие  мышления

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет  ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени.

Все это возможно благодаря процессу мышления3. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования4. Под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

В формировании развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов у разных авторов могут варьировать. Это связано с позицией автора по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее5.    

      В зависимости от содержания решаемой задачи выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (последовательные ступени интеллектуального развития).

Рассмотрим каждое из них подробнее.

Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью6. Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. Ребенок учится делать умозаключения. Наглядно-действенный вид мышления есть и у взрослых (применяют при перестановке мебели) и когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Этот вид мышления ярко проявляется у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не обязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом  смысле), хотя широко используют слова (но слова играют еще роль обозначения  предметов, а не как отражение существенных свойств предметов). Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию7. Взрослые также используют наглядно-образное мышление, оно позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе не видны (изображение атомного ядра, внутреннее строение земного шара).        

 Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. В то же самое время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. Любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая не может отразить всей глубины понятия, но позволяет не отрываться от реального мира8.

В своем становлении  мышление проходит две стадии допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. Большинство суждений – суждения по сходству, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память.

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как нечувствительность к противоречиям, синкретизм (тенденция связывать все со всем), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.     

Информация о работе Понимание, как проблемы психологии мышления