Подростковый возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:59, реферат

Описание работы

17.12.2009 18:52
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называтьотроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.

Работа содержит 1 файл

Подростковый возраст.doc

— 913.00 Кб (Скачать)

Подростковый возраст, в особенности период достижения половой зрелости, характеризуется  быстрыми изменениями в развитии. Хотя семья продолжает иметь важное значение для молодых людей, они постепенно проявляют все большую самостоятельность, утверждая себя как личность. Во время этого перехода от детства к взрослому возрасту, подростки экспериментируют, принимая на себя взрослые роли, взаимоотношения и обязанности. Это экспериментирование включает использование впервые некоторых форм поведения и может быть связано с повышенным риском и принятием такого риска. В то же время уязвимость подростков к неблагоприятным последствиям для здоровья определяется той средой, в которой они росли, их семьей, школой и местным сообществом. На этом этапе жизни, хотя родители продолжают играть важную роль, большое влияние на подростков оказывают их сверстники, такие инициативы, как школы, способствующие укреплению здоровья, и нормы общественного поведения, пропагандируемые, например, средствами массовой информации.

Основными проблемами для здоровья в подростковом возрасте являются травмы, сексуальное и репродуктивное здоровье, нездоровые формы поведения, связанные с использованием психоактивных веществ, рационом питания и физической активностью, а также психическое здоровье. Травмы, в особенности связанные с дорожным движением, являются ведущей причиной смерти среди подростков в странах Европейского региона, при этом показатели смертности среди мальчиков в этой возрастной группе почти в два раза выше, чем у девочек.

Потребление табака подростками, к счастью, снижается во многих экономически развитых странах, хотя продолжает оставаться на намного более высоком уровне в странах Восточной Европы и в России, при этом показатели распространенности курения особенно возрастают среди девочек. Поскольку лишь немногие люди начинают курить после подросткового возраста, этот период дает наибольшие возможности для предупреждения этой привычки.

Чрезмерное употребление алкоголя подростками оказывает  влияние на рост дорожно-транспортных происшествий, практику сексуальных  отношений без защитных мер и  целым рядом факторов риска для  здоровья на последующих этапах жизни. Имеющиеся данные указывают на то, что для осуществления реальных перемен необходим целый комплекс стратегических инициатив. К их числу могут относиться налогообложение, ограничения на приобретение или потребление спиртных напитков по возрасту, ограничения в отношении рекламы, а также борьба с употреблением спиртных напитков в общественных местах вместе с информационно-пропагандистской и просветительной деятельностью средств массовой информации.

Хотя между отдельными странами наблюдаются различия, большинство  молодых людей начинают вести активную половую жизнь в возрасте до 19 лет. Половая активность сопровождается риском заражения ИППП, включая ВИЧ и гепатит В, а также риском незапланированной беременности. Предупреждение беременности у подростков является серьезной стратегической проблемой в большинстве регионов России. Нежелательная беременность может приводить к серьезным последствиям для здоровья у молодых женщин и их детей, включая риски, связанные с небезопасными абортами.

В некоторых частях Европы темпы развития эпидемии ВИЧ являются самыми высокими в мире. Ни одно государство ─ член ЕРБ ВОЗ не может позволить себе испытывать ощущение самоуспокоенности. На долю подростков и молодых людей приходится значительная и все возрастающая доля новых случаев ВИЧ. Имеющиеся риски могут быть уменьшены путем предоставления презервативов, сексуального просвещения и программ, направленных на снижение или борьбу с употреблением инъекционных наркотиков.

В Европейском регионе  в целом постоянно растут показатели заболеваемости и смертности в связи с проблемами психического здоровья. По имеющимся оценкам, от 10% до 20% подростков страдают одной или несколькими психическими или поведенческими проблемами, и бремя психических расстройств и нарушений обычно недооценивается.

Подростковый возраст - это особо уязвимый период, когда повышается частота самоубийств и самоповреждений. В европейских странах отмечаются одни из самых высоких показателей самоубийств среди молодых людей в мире, хотя между странами этого Региона наблюдаются весьма существенные различия. Нерешенные проблемы психического здоровья в молодом возрасте связаны с развитием проблем психического здоровья на более поздних этапах жизни.

Таким образом, основаниями  для выделения подросткового  возраста в медицинских целях  служат следующие его особенности:

  • морфологические;
  • физиологические;
  • психологические;
  • социальные;
  • клинические.

Следует отметить наиболее важные из них.

- Подростковый возраст  чрезвычайно важен в физиологическом,  психологическом, нравственном и  социальном становлении человека. Именно в это время окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма с формированием определенного конституционального типа.

- Завершается созревание  всех морфологических и функциональных  структур. Ключевым и специфическим моментом именно пубертатного периода можно считать становление репродуктивной системы и сексуального поведения. Впервые выявляются связанные с этим проблемы репродуктивного здоровья.

- Смена линейного  поступательного характера биологического созревания, свойственного детству и препубертату, на бурный ростовой скачок, сочетающийся с энергичной нейроэндокринной перестройкой и интенсификацией всех функциональных систем.

- Выраженная гетерохронность  развития органов и систем.

- Вероятность отклонения развития индивидуума от средних темпов развития в популяции. Это требует определения индивидуальной физиологической зрелости, оценки биологического возраста. Крайне важна проблема индивидуальной нормы, индивидуального подхода к оценке нормативов физиологических показателей.

- Нестабильность гормональной, нейрогенной и вегетативной регуляции  внутренних органов, приводящая  к их функциональным расстройствам  (дистонии, дискинезии, рефлюксы).

- Распространенность  пограничных соматических и психических состояний.

- Формирование заболеваний,  специфичных для пубертатного  периода (гиперплазия щитовидной  железы, ювенильный сахарный диабет, синдром Жильбера, остеохондропатии).

- Своеобразие течения  многих хронических заболеваний.

- Формирование характерологических особенностей, стереотипов поведения и вредных привычек, влияющих на здоровье не только в подростковом возрасте, но и в последующей жизни. Существенные изменения претерпевают в этот период рациональная, волевая и эмоциональная стороны личности.

- Социальные особенности,  обусловленные изменением характера  и условий обучения, условий быта, выбором профессии и овладением  ею. Отъезд из родительского дома, расставание с членами семьи  и друзьями существенно изменяют  качество жизни и ее восприятие  самим подростком.

Основные задачи работы персонала при оказании медицинской  помощи ребенку подросткового возраст  возраста должны концентрироваться  на следующих направлениях (рис.5.4).

    ·  Выработка навыков здорового образа жизни - адекватный рацион питания, физическая активность, гигиена полости рта

    ·  Охрана репродуктивного здоровья, включая методы контрацепции и предупреждения незапланированной беременности

    ·  Предупреждение травматизма и профилактику насилия, жестоких форм обращения с детьми

    ·  Формирование среды, способствующей физическому и психосоциальному благополучию

    ·  Обеспечение высокого уровня иммунной прослойки и др.

Важно подчеркнуть, что  от здоровья в подростковом возрасте зависит здоровье человека во все  последующие возрастные периоды, включая  зрелость и старость, а здоровьем отдельного человека определяется здоровье общества в целом. В связи с тем, что здоровье ребенка на всех этапах его развития определяется комплексом факторов наследственно-биологического и социального генеза. Качество процессов развития ребенка, особенности реализации генетически детерминированных потенциалов тесно связаны с состоянием среды развития и реализацией превентивных мер, направленных на смягчение их отрицательного влияния на растущий и развивающийся биологический организм. Следовательно, к неотложным задачам современного периода следует отнести поиск путей повышения эффективности профилактической работы в виде организационного обеспечения санитарно-просветительного блока в области профилактики, организации профилактических осмотров, своевременной консультации у специалистов при выявлении той или иной патологии, контроль и ежегодный анализ эффективности диспансеризации.

Рис. 5.4. Основные задачи работы персонала при оказании медицинской помощи ребенку подросткового возраст возраста

Общая система организации  профилактической работы с детьми состоит  из нескольких уровней.

Первый  уровень представляется системой мер охраны здоровья здорового ребенка. Первичная профилактика пытается предотвратить возникновение заболевания, устраняя либо причины болезни, либо увеличивая резистентность к данному патологическому состоянию. Сюда можно отнести формирование навыков здорового образа жизни у ребенка: гигиеническое обучение, воспитание, рациональное питание и пр.; профилактику функциональных нарушений; формирование групп риска по возникновению той или иной патологии; проведение вакцинации.

Второй  уровень ― это раннее выявление заболеваний, предупреждение их рецидивов, прогрессирования патологического процесса, устранение факторов, влияющих на ухудшение здоровья. Это этап работы с детьми, состоящими во 2 и частично в 3 группе здоровья, у которых выявлены функциональные нарушения и заболевания.

Третий уровень предусматривает работу с детьми, относящимися к 3 и 4 группе здоровья, страдающими хроническими болезнями. Данный этап включает в себя диспансерное наблюдение, профилактику обострений заболеваний, предупреждение детской инвалидности, ограничение последствий, обусловленных заболеванием (инвалидностью).

В реальных условиях организации профилактической работы с детьми имеется необходимость  внесения изменений в стратегию  работы врачей-педиатров первичного звена, приоритетом в работе которых  должно стать профилактическое направление. В основу мероприятий по совершенствованию профилактической работы с детьми необходимо включить два основных направления:

Первое ─ повышение уровня знаний среди медицинского персонала, родителей и по профилактике и воспитанию здорового ребенка;

Второе ─ внедрение современных средств управления здравоохранением, направленных на улучшение результативности медицинских профилактических услуг, путем применения современных маршрутов профилактики.

Реализация мероприятий  по совершенствованию профилактической работы с детьми в амбулаторно-поликлинических условиях осуществляться в виде непрерывного процесса с участием медицинских работников всех структурных подразделений поликлиники, специалистов службы семьи, материнства и детства, родителей, и направлена на восстановление здорового ребенка.

№ п/п Вопросы
1. Какими факторами  определяется развитие ребенка?
2. Какие пять общих  недостатков оказания медицинской  помощи, характерны для современного этапа развития здравоохранения?
3. Какими особенностями отличается организм ребенка от организма взрослого человека по отношению к физическим и химическим агентам окружающей среды?
4. Какое влияние оказывают  экономические, социальные и психосоциальные  факторы на развивающийся организм ребенка?
5. Дайте характеристику основных подходов к формированию периодов детства.
6. Дайте характеристику возрастным периодам ребенка на основании  совокупности факторов.
7. Какова характеристика детского возраста с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?
8. Дайте характеристику периоду жизни с момента зачатия  до рождения и во время родов.
9. Каковы задачи службы ОЗМиР в периоды зачатия, беременности и родового периода?
10. Дайте характеристику особенностям первого года жизни  ребенка.
11. Какие основные задачи стоят перед врачом-педиатром при оказании медицинской помощи ребенку первого года жизни?
12. Дайте характеристику младшему детскому возрасту.
13. Каковы направления  совместных действий врача-педиатра с  родителями ребенка младшего детского возраста?
14. Дайте характеристику старшему детскому возрасту.
15. Каковы основные направления  работы персонала при оказании медицинской  помощи ребенку старшего детского возраста?
16. Дайте характеристику подростковому возрасту.
17. Каковы морфологические, физиологические, клинические и другие особенности характеризуют подростковый возраст?
18. Какие основные задачи стоят перед врачом-педиатром  при оказании медицинской помощи ребенку подросткового возраст  возраста?
19. Дайте характеристику трехуровневой системе организации профилактической работы с детьми.

Информация о работе Подростковый возраст