Подростковый возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:59, реферат

Описание работы

17.12.2009 18:52
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называтьотроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.

Работа содержит 1 файл

Подростковый возраст.doc

— 913.00 Кб (Скачать)

Необходимо  оберегать девочку от воспалительных болезней половых органов, так как  здоровье женщины закладывается  еще в детском возрасте. Например, из-за перенесенных в раннем детстве  воспалений влагалища может произойти  частичное или полное его заращение, что в будущем делает невозможным выделение крови при наступлении менструации и влечет за собой появление новых болезней.

Заразные  болезни (туберкулез, дифтерия, скарлатина, свинка и др.), перенесенные в детстве, также нередко оказывают отрицательное действие на состояние половых органов девочки. Поражение яичников и других отделов полового аппарата в детском и юношеском возрасте может привести к неблагоприятным последствиям, например, задержать их развитие или формирование всего организма девушки.

В возрасте 8—13 лет у девочек усиливается  рост яичников и начинает проявляться  их гормональная функция. В связи  с этим в определенной мере нарушается равновесие в течение физиологических  процессов; происходящих в организме  девочки. Нервная система ее зачастую теряет устойчивость; прежде спокойная девочка вдруг становится раздражительной, плохо спит, лишается аппетита. Поэтому в этот период при общении с девочкой нужно проявлять особую внимательность, терпение и такт.

Полноценная пища, содержащая достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов, благотворна для растущего организма. Очень важным условием для правильного развития девочки является нормальный сон. В возрасте 7—12 лет сон должен продолжаться не менее 10 часов, в возрасте 12–16 лет – 8–9 часов.

По  мере роста и развития девочки  все большее значение для правильного  ее формирования приобретают физические упражнения, пребывание на воздухе, закаливание  организма. Они усиливают кровообращение, улучшают пищеварение, создают бодрое настроение, укрепляют мускулатуру, нервную систему, повышают трудоспособность. Установлено, что у физически активных женщин реже встречается недоразвитие половых органов и нарушается менструальная функция. Как правило, они легко, быстро и относительно безболезненно рожают, редко имеют осложненное течение беременности и родов. Период полового увядания у них также проходит легко, без особых тягостных ощущений.

Мамам дочерей необходимо помнить, что  для правильного развития внутренних половых органов девочек большое значение имеет регулярное опорожнение мочевого пузыря и кишечника. Однако иногда у девочек создается привычка долго задерживать мочеиспускание и отправления кишечника, что неблагоприятно отражается на состоянии матки и придатков. Хронические запоры, удержание мочеиспускания – одна из частых причин возникновения загиба матки, воспаления придатков. Послабляющий эффект на кишечник оказывают как свежие, так и сухие фрукты, овощи, черный хлеб. Время от времени при запорах можно применять легкие слабительные средства, однако их использование в детском возрасте лучше ограничить.

В школьном возрасте происходит быстрей  рост организма. В это время особенно необходимо следить за осанкой девочки. При неправильном положении тела ребенка или ношении тяжестей могут возникать изменения со стороны костей таза, искривление позвоночника, загибы матки кзади, что в дальнейшем нередко приводит к ее выпадению.

В период полового созревания (примерно с 12 до 16 лет) формируются вторичные  половые признаки женского организма. Под влиянием гормонов яичников, поступающих в кровь, происходит заметный рост тела сначала в длину, а затем в ширину. Начинают развиваться грудные железы, увеличивается матка, появляется оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, наступают менструации. В это же время возникает интерес к противоположному полу.

Появление менструации, а также вторичных  половых признаков раньше десяти лет следует рассматривать как  преждевременное половое созревание. Причинами преждевременного полового созревания чаще всего являются некоторые опухоли (яичников, коры надпочечников или гипофиза). При этом у девочки начинают увеличиваться молочные железы, появляется оволосение на лобке. Девочка по росту и весу обгоняет своих сверстниц, у нее наступают менструации. Умственное же развитие ребенка соответствует его возрасту. После удаления опухоли все эти явления исчезают, и ребенок дальше развивается нормально.

Однако  не следует забывать, что в последнее  время в связи с явлением акселерации  у большинства подростков может отмечаться ускоренное половое созревание, что не является патологией.

Наступление менструации в возрасте 16–18 лет  говорит о позднем половом  созревании. При отсутствии менструаций  у девушки, достигшей 15 лет, следует, прежде всего, подумать о задержке полового развития, или инфантилизме. Задержка полового развития может быть обусловлена перенесенными общими заболеваниями либо нарушением функции желез внутренней секреции, в том числе яичников. Иногда может быть задержка развития всего организма в целом. При этом наблюдается не по возрасту детское строение тела, либо нарушение пропорций его (чрезмерно длинные конечности, высокий рост, иногда значительное отложение жира на туловище), недоразвитие половых органов.

При половом инфантилизме отмечается задержка развития половых органов, в том числе матки, маточных труб и влагалища, наблюдается неправильное положение матки. В дальнейшей жизни девушки и женщины инфантилизм способствует нарушению менструальной, половой и детородной функций. Менструации наступают поздно. Они скудные, болезненные или, наоборот, обильные. Ритм менструации длительно не устанавливается. В последствие такие женщины бесплодны или неспособны к вынашиванию беременности. У них чаще наблюдается половая холодность, повышенная раздражительность, головные боли. Поэтому очень важно еще в детстве предупредить и своевременно вылечить это нарушение.

Наряду  с заботами о физическом здоровье ребенка родители несут большую  ответственность за правильное нравственное, в том числе и половое, его воспитание. В воспитании девочки главная роль принадлежит матери. Мать должна постепенно подготовить свою дочь к тому периоду жизни, когда она проститься с детством и вступит в пору юности с ее мечтами, желаниями и поисками. К сожалению, родители не всегда имеют ясное представление о половом воспитании, отчего и избегают бесед с детьми на эту тему. А между тем правильное развитие организма девочки, особенно в период полового созревания, неразрывно связано с правильным половым воспитанием.

Годы  полового созревания – это трудные годы для психики подростка. Появляются новые ощущения, желания, возрастает чувство самолюбия. Неосторожным или не вовремя сделанным замечанием можно легко разрушить тот мир мечтаний и восторженности, в котором живет подросток. При разговоре с дочерью матери не следует говорить в тоне нотаций, поучений, а тем более угроз. Это должен быть совет старшей подруги младшей по возрасту.

 
 

Анатомические и физиологические  особенности

Закономерности  физического развития подростков

Процесс развития организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в детском и подростково-юношеском возрасте. 
 
Каждому возрастному периоду свойственны определенные особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные факторы внешней среды. Поэтому для правильного подхода к воспитанию подростков, оценке их поведения, организации физиологически рационального режима обучения и отдыха подростков необходимо знать и учитывать возрастные закономерности развития организма. 
 
Исходя из биологических и социальных при знаков, различают несколько периодов детства: новорожденности, грудного возраста, пред дошкольного, дошкольного, школьного. В последнем периоде обычно выделяют младший школьный возраст (7 - 10 лет), подростковый (11 - 15 лет) и старший школьный возраст, или ранний юношеский (16 - 17 лет). 
 
На предыдущей странице сайта уже говорилось об условности, стертости возрастных границ между отрочеством и юностью. В специальной медицинской и юридической литературе можно встретить иное определение границ отрочества. Дело в том, что в целях более полного и целенаправленного медицинского обслуживания все молодые люди от 15 до 18 лет включительно, независимо от места обучения, обслуживаются специальными подростковыми врачами в поликлиниках для взрослых. На этот же возраст (15 - 18 лет) распространяются законодательные льготы по охране труда и здоровья подростков. 
 
Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играют изменения в нервной и эндокринной системах. 
 
Большое значение в подростковом возрасте приобретает деятельность так называемого мозгового придатка (гипофиза), расположенного в межуточном отделе головного мозга, щитовидной и половых желез. 
 
В подростковый период происходит быстрый рост тела, всех органов и тканей. Если в детском возрасте основное влияние на рост оказывает гормон роста, выделяемый гипофизом, то теперь бурные темпы роста обусловлены главным образом влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы. Половые гормоны вырабатываются корковым слоем надпочечников и половыми железами (специальными клетками яичек у мальчиков и яичников у девочек). Функции этих желез регулируются гипофизом. Его образно называют дирижером всего оркестра желез внутренней секреции, так как выделяемые им гормоны активируют деятельность надпочечников, половых и щитовидной желез. Поэтому нарушение функции этих желез может влиять на процессы формирования костей подростка, рост организма в целом, вызывая, например, такие отклонения и заболевания, как резкая отсталость физического развития, карликовый рост или, наоборот, гигантизм. 
 
Из сказанного становится понятным, что одним из наиболее важных критериев оценки состояния детского организма, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития. Известно, что на последнее оказывают существенное влияние не только наследственные и некоторые внутренние (например, хроническая очаговая инфекция и др.), но и многие внешние социально-гигиенические факторы, такие, как климатологические и географические условия, режим питания подростка, объем нагрузки, характер отдыха, условия жизни в целом и др. Поэтому состояние физического развития детей и подростков в частности служит одним из важных показателей социального благополучия общества и является предметом постоянного изучения гигиенистов и педиатров. 
 
Знание закономерностей физического развития подростка необходимо для правильной организации режима его жизни. Примерно до 10-летнего возраста развитие происходит одинаково у мальчиков и девочек. К этому времени в кровь начинает усиленно поступать половой гормон, специфичный для данного пола. (До этого у детей обоего пола содержится примерно одинаковое количество обоих половых гормонов, преобладание же специфического для данного пола гормона в детском возрасте весьма незначительно.) Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1 - 2 года раньше (примерно с 10 - 12 лет), чем у мальчиков; с 10 лет девочки начинают расти более интенсивно и обгоняют в росте мальчиков. После завершения процесса полового созревания темп роста девочек резко падает. К 15 - 16 годам он достигает своего максимума и далее почти не увеличивается. Мальчики в 12 - 14 лет продолжают усиленно расти, и к 15 - 16 годам рост их, как правило, значительно выше, чем у девочек Вообще же рост мальчиков продолжается дольше (до 18 - 20 лет), ибо полное завершение полового созревания происходит у них позднее. 
 
Таким образом, рост тесно связан с половым развитием, которое уже с младшего школьного возраста происходит различно у мальчиков и девочек. 
 
Аналогичны и закономерности динамики массы тела: примерно до 11 лет масса тела девочек и мальчиков мало различается, в 11 - 14 лет масса тела девочек превышает массу тела мальчиков, а после 14 - 15 лет наблюдается обратное соотношение: уже к 16 годам масса тела мальчиков превышает массу тела их сверстниц. 
 
Развитие организма - сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными структурными изменениями во многих органах и тканях, в том числе в костной системе, обеспечивающей рост тела в длину. Для каждого возрастного периода характерно определенное состояние костной системы - появление точек окостенения в конечностях, по которым можно определить на основании рентгенологических снимков истинный биологический возраст, его соответствие паспортному, т.е. выявить наличие и степень отклонений в физическом развитии подростка. 
 
Основными внешними показателями физического развития являются длина тела (рост стоя), масса тела и окружность грудной клетки. Важное значение имеют также состояние осанки, степень развития мускулатуры, мышечный тонус, развитие подкожной жировой клетчатки - жироотложение, такие функциональные показатели, как мышечная сила, определяемая по силе сжатия кистью динамометра, жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки - разница в величине ее окружности на вдохе и выдохе. 
 
На основании измерений всех антропометрических признаков (рост, масса тела, окружность грудной клетки) и физиологических показателей у большого числа лиц разного возраста и пола разрабатываются так называемые стандарты (оценочные таблицы), отражающие нормальные показатели физического развития, пределы их колебаний и отклонения от нормы в ту или иную сторону. По ним и производится индивидуальная оценка физического развития каждого подростка, соответствие его средним показателям для данного возраста. Следует иметь в виду, что оценочные таблицы физического развития детей и подростков действительны лишь для той климатологической и географической зоны, по материалам которой они разработаны. 
 
Следует учитывать, что все признаки физического развития взаимосвязаны, при изменении одного из них меняются и величины другого. При гармоничном развитии определенному росту соответствует "своя", "должная" масса тела. Здесь уместно отметить, что оценка физического развития подростка принципиально отличается от таковой у взрослых. Различные индексы для определения должной массы тела у взрослых, в частности довольно распространенная формула, согласно которой масса тела должна соответствовать росту за вычетом 100 (масса тела = рост - 100), для подростков совершенно не применимы. Единственно правильный метод- оценка по таблицам. При этом, однако, не следует считать, что если какой-либо из признаков или даже все признаки несколько отличаются от нормы, то это обязательно связано с болезнью или неблагоприятным развитием; в темпах роста и созревания, их продолжительности возможны очень широкие колебания. Поэтому нельзя исключить, что в каждом отдельном случае ускорение роста наступит несколько позже и показатели развития подростка, оказавшиеся в 12 - 13 лет низкими, к 15 годам могут стать нормальными или даже выше средних. 
 
Кроме того, следует учитывать, что оценка физического развития подростка должна производиться комплексно по всем признакам, а не только по какому-либо одному, как бы он ни был важен, скажем, по росту. Недостаточный рост (ниже среднего) при нормальных показателях массы тела и окружности грудной клетки, нормальном развитии мускулатуры, мышечной силы и, главное, нормальном половом созревании не дает оснований говорить об отставании физического развития подростка. Скорее всего недостаточный рост является генетически обусловленным, что чаще всего бывает при небольшом росте родителей. Однако в случаях отчетливого несоответствия физического развития подростка возрасту, особенно отставании полового созревания, необходима консультация у эндокринолога. 
 
Ускорение темпов роста в подростковом периоде связано с усилением функции половых желез, которое определяет многие стороны перестройки деятельности организма. Поэтому понятие "физическое развитие подростка" тесно связано с половым созреванием, и оценка развития должна проводиться обязательно с учетом степени полового созревания. 
 
Половые гормоны - активные вещества. Они способствуют росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процессов, общей активности организма. Мышечная сила у подростка возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, подкожного жирового слоя. В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. Усиленный рост и развитие всех частей тела, тканей, органов подростка происходят хотя и в определенной последовательности, но неравномерно: раньше и более интенсивно начинают расти конечности, затем увеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше у девочек) и лишь после этого - длина туловища. В этот период у мальчиков начинает отчетливо оконтуриваться мускулатура спины и груди, формирующаяся по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственная раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей. У девочек наряду с ростом и развитием мышечной системы подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается. Определяются также и половые различия в типе дыхания: у мальчиков формируется брюшной, у девочек - грудной тип дыхания. 
 
Подростковый период отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к 14 - 15 годам масса мышц составляет 1/3 общей массы тела, а к 15 - 16 годам уже около 1/2 (44%) массы тела. Мышечная сила достигает у подростка наивысшего уровня через год-полтора после достижения максимального роста, при этом у девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослых женщин, у юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, но и к 18 годам она еще не достигает максимального развития силы взрослых мужчин. 
 
Таким образом, ускорение темпов роста организма у девочек начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. 
 
У подростков в связи с неравномерным ускорением роста, главным образом непропорциональным развитием костей и мышц, наступает временная дисгармония в координации движений, известная неуклюжесть, угловатость, которая с возрастом постепенно проходит. 
 
Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но и даже в пределах одного пола. Как правило, дети с интенсивным ростом в первые годы жизни раньше вступают в период полового созревания и быстрее его проходят. Однако среди детей с высокими показателями роста могут оказаться и лица с отставанием полового созревания. Их форсированный рост связан именно с некоторым запаздыванием половой зрелости. Это чаще наблюдается у подростков 14 - 15 лет. В таких случаях необходимо показать подростка эндокринологу. 
 
Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, чем нормально и мало упитанные, однако чрезмерная масса тела - истинное ожирение - тормозит половое созревание. Задержать наступление половой зрелости у подростка могут и хронические заболевания, частые повторные тяжелые инфекции. 
 
Широкое варьирование сроков и темпов полового созревания подростков затрудняет оценку полового развития (соответствия его возрасту) и выявление отклонений в его течении. Однако существуют специальные шкалы для определения полового развития подростка, включающие количественную оценку развития вторичных половых признаков (оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, степень развития молочных желез у девочек), сроки начала менструации и некоторые другие признаки. Все эти показатели вместе с тем в значительной степени обусловлены генетически, и хотя они связаны со степенью гормональной активности, связь эта может быть невысока. Поэтому не всегда слабая степень развития вторичных половых признаков у подростка действительно отражает замедленное половое созревание. 
 
В случаях длительной задержки появления вторичных половых признаков у подростка для выяснения причин отклонений в половом созревании широко используются методы исследования содержания половых гормонов в крови и моче, которые дают более точное представление о гормональной активности и позволяют исключить эндокринное заболевание подростка. К более глубокому, гормональному исследованию прибегают лишь в случаях ярко выраженных признаков задержки полового созревания. 
 
Считаем целесообразным привести некоторые ориентиры для оценки правильности развития вторичных половых признаков. Так, у мальчиков рост волос на лобке начинается примерно в 12 - 13 лет, в подмышечных впадинах - 14 - 15 лет, пушковые волосы на губе появляются в 14 - 15 лет, изменение тембра голоса - в 16 - 17 лет. 
 
У девочек развитие полового созревания можно определить по следующим показателям: рост костей таза и округление ягодиц начинается у них уже в 8 - 10 лет, увеличение и небольшое приподнимание сосков - в 9 - 10 лет, рост молочных желез - в 11 - 12 лет, рост волос на лобке - в 10 - 12 дет, в подмышечных впадинах - в 13 - 14 лет. Первые менструации, являющиеся основным критерием наступившего полового созревания, возникают в 12 - 14 лет. От начала полового созревания до его полного завершения, как правило, проходит 5 лет, однако возможен и более быстрый темп созревания, когда оно заканчивается в течение 3 дет, либо более медленный - в течение 7 лет. 
 
В случаях, когда первые признаки полового созревания девочек возникают в возрасте до 9 либо после 13 лет, а у мальчиков - до 10 либо после 14 - 15 лет, это может быть связано с эндокринными нарушениями или заболеваниями подростков. Такие дети и подростки подлежат наблюдению эндокринолога. 
 
Как известно, в последние десятилетия во всех экономически развитых странах отмечается ускорение темпов физического и полового развития детей, получившее название акселерации. Причины акселерации сложны, многообразны и до конца еще не изучены; среди них несомненную роль играют такие факторы, как улучшение общих условий жизни, питания, медицинского обслуживания населения, развитие физической культуры, и другие, действующие на фоне измененных механизмов наследственности, генетически измененной чувствительности к стимуляторам роста и развития. 
 
Акселерация нередко проявляется уже внутриутробно, что приводит к увеличению роста и массы тела новорожденных. Последующее развитие таких акселерированных новорожденных оказывается ускоренным. В связи с акселерацией за последние 50 лет резко возросли показатели физического развития детей. Особенно бурные акселерационные сдвиги отмечены, начиная с середины прошлого века, в результате чего показатели роста, массы тела, полового созревания современных детей значительно превосходят эти показатели у их сверстников тех лет. 
 
В результате увеличения темпов роста детей дошкольного и особенно школьного возраста в последние 15 - 20 лет значительно возросло число школьников с максимально высокими показателями роста - до 180 и даже до 190 см. 
 
Важная особенность физического развития современных детей и подростков - относительное отставание размеров окружности грудной клетки, т.е. относительная узкогрудость. Эта дисгармония в развитии более выражена у подростков с максимальной скоростью роста, что указывает на ее связь с акселерацией. Таким образом, акселерация способствовала некоторому увеличению числа дисгармонично развитых подростков. 
 
Другая особенность физического развития современных подростков - тенденция к тучности. Она не имеет отношения к акселерации, а является результатом усиленного питания детей с раннего возраста. 
 
Ускорение роста подростков сопровождается и более ранним началом и завершением полового созревания, что особенно характерно для девочек. Это одно из наиболее ярких проявлений акселерации. Средний возраст начала менструаций в большинстве европейских стран составляет в настоящее время 12,5 лет, т.е. немалая часть девочек начинает менструировать еще до 12 лет. У мальчиков сдвиги полового созревания несколько меньшие, но также значительно выражены. 
 
Весьма важным является вопрос о том, как расценивать акселерацию с точки зрения функционального состояния организма в целом, его работоспособности, жизнедеятельности. Достаточно убедительными и полными данными для ответа на этот вопрос наука еще не располагает, однако уже накоплен некоторый фактический материал, свидетельствующий о том, что у акселерированных детей, особенно с дисгармоничным развитием, выносливость к продолжительным физическим нагрузкам меньшая, чем у их сверстников со средними показателями развития. Этот факт имеет очень большое значение. Его следует учитывать при отборе подростков в спортивные секции, особенно для "тяжелых" видов спорта. Менее приспособлены к значительным физическим нагрузкам также подростки с избыточной массой тела. Таким образом, сами по себе высокие показатели физического развития еще не свидетельствуют о больших физических возможностях подростка. 
 
Имеются данные о большей частоте некоторых заболеваний и отклонений в состоянии здоровья у детей с повышенными темпами физического и полового созревания. Так, в дошкольном возрасте у таких детей чаше развиваются тонзиллиты, дети и подростки с избыточной массой тела чаще заболевают диабетом. В подростковом возрасте у таких лиц значительно чаще появляются функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной системы, проявляющиеся в повышении артериального давления, нарушении ритма сердечной деятельности, вегетативными расстройствами, возникновением различных неврозов. 
 
Закономерная особенность акселерации - ускорение умственного развития детей, которое вместе с тем сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, что при определенных ситуациях может быть источником невротических состояний. 
 
Таким образом, особенности физического развития подростков в связи с акселерацией требуют пристального внимания родителей, педагогов, медицинского персонала и учета этих особенностей при организации режима обучения, выборе спортивных занятий подростка.

Александр ИЛЬИН, 
кандидат медицинских наук

Особенности подросткового возраста

Подростковый  возраст, согласно классификации  ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда  завершается созревание организма.

Нервная система

Состояние нервной  системы у подростков иное, чем  у взрослых и детей. Это проявляется  в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. 
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость...

Эндокринная система

Биологические особенности  подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных  желез. 
Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению гормонального статуса. 
Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков. 
С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и за-крепления других социально значимых условных рефлексов. 
Половое созревание, формирование и становление репродуктивной функции в подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов гипофиза, которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы, могут влиять на половое поведение. 
Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка... 
Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков повышена, и это может вызвать “рабочее” увеличение щитовидной железы, которое чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. К так называемому возрастному увеличению щитовидной железы следует относиться с большим вниманием, потому что оно может маскировать различные болезни этого органа. Многолетний перерыв в йодной профилактике, нарастание экологического неблагополучия, усиление стрессов привели в последние годы к значительному росту болезней щитовидной железы.

Половое созревание

Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом  и является его отличительной  чертой. Созревание репродуктивной системы  достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам. 
Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. 
У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их. 
Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к ше-стнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц. 
Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы. 
У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.

Иммунная  система

Другой важнейшей  системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и  обеспечивающей устойчивость организма  к 
внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и становление иммунной системы – это процесс, который зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы, пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать. 
Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского наблюдения, при определении объема и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях.

Информация о работе Подростковый возраст