Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:59, реферат
17.12.2009 18:52
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называтьотроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.
Необходимо оберегать девочку от воспалительных болезней половых органов, так как здоровье женщины закладывается еще в детском возрасте. Например, из-за перенесенных в раннем детстве воспалений влагалища может произойти частичное или полное его заращение, что в будущем делает невозможным выделение крови при наступлении менструации и влечет за собой появление новых болезней.
Заразные болезни (туберкулез, дифтерия, скарлатина, свинка и др.), перенесенные в детстве, также нередко оказывают отрицательное действие на состояние половых органов девочки. Поражение яичников и других отделов полового аппарата в детском и юношеском возрасте может привести к неблагоприятным последствиям, например, задержать их развитие или формирование всего организма девушки.
В возрасте 8—13 лет у девочек усиливается рост яичников и начинает проявляться их гормональная функция. В связи с этим в определенной мере нарушается равновесие в течение физиологических процессов; происходящих в организме девочки. Нервная система ее зачастую теряет устойчивость; прежде спокойная девочка вдруг становится раздражительной, плохо спит, лишается аппетита. Поэтому в этот период при общении с девочкой нужно проявлять особую внимательность, терпение и такт.
Полноценная пища, содержащая достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов, благотворна для растущего организма. Очень важным условием для правильного развития девочки является нормальный сон. В возрасте 7—12 лет сон должен продолжаться не менее 10 часов, в возрасте 12–16 лет – 8–9 часов.
По мере роста и развития девочки все большее значение для правильного ее формирования приобретают физические упражнения, пребывание на воздухе, закаливание организма. Они усиливают кровообращение, улучшают пищеварение, создают бодрое настроение, укрепляют мускулатуру, нервную систему, повышают трудоспособность. Установлено, что у физически активных женщин реже встречается недоразвитие половых органов и нарушается менструальная функция. Как правило, они легко, быстро и относительно безболезненно рожают, редко имеют осложненное течение беременности и родов. Период полового увядания у них также проходит легко, без особых тягостных ощущений.
Мамам дочерей необходимо помнить, что для правильного развития внутренних половых органов девочек большое значение имеет регулярное опорожнение мочевого пузыря и кишечника. Однако иногда у девочек создается привычка долго задерживать мочеиспускание и отправления кишечника, что неблагоприятно отражается на состоянии матки и придатков. Хронические запоры, удержание мочеиспускания – одна из частых причин возникновения загиба матки, воспаления придатков. Послабляющий эффект на кишечник оказывают как свежие, так и сухие фрукты, овощи, черный хлеб. Время от времени при запорах можно применять легкие слабительные средства, однако их использование в детском возрасте лучше ограничить.
В школьном возрасте происходит быстрей рост организма. В это время особенно необходимо следить за осанкой девочки. При неправильном положении тела ребенка или ношении тяжестей могут возникать изменения со стороны костей таза, искривление позвоночника, загибы матки кзади, что в дальнейшем нередко приводит к ее выпадению.
В период полового созревания (примерно с 12 до 16 лет) формируются вторичные половые признаки женского организма. Под влиянием гормонов яичников, поступающих в кровь, происходит заметный рост тела сначала в длину, а затем в ширину. Начинают развиваться грудные железы, увеличивается матка, появляется оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, наступают менструации. В это же время возникает интерес к противоположному полу.
Появление
менструации, а также вторичных
половых признаков раньше десяти
лет следует рассматривать как
преждевременное половое
Однако не следует забывать, что в последнее время в связи с явлением акселерации у большинства подростков может отмечаться ускоренное половое созревание, что не является патологией.
Наступление менструации в возрасте 16–18 лет говорит о позднем половом созревании. При отсутствии менструаций у девушки, достигшей 15 лет, следует, прежде всего, подумать о задержке полового развития, или инфантилизме. Задержка полового развития может быть обусловлена перенесенными общими заболеваниями либо нарушением функции желез внутренней секреции, в том числе яичников. Иногда может быть задержка развития всего организма в целом. При этом наблюдается не по возрасту детское строение тела, либо нарушение пропорций его (чрезмерно длинные конечности, высокий рост, иногда значительное отложение жира на туловище), недоразвитие половых органов.
При половом инфантилизме отмечается задержка развития половых органов, в том числе матки, маточных труб и влагалища, наблюдается неправильное положение матки. В дальнейшей жизни девушки и женщины инфантилизм способствует нарушению менструальной, половой и детородной функций. Менструации наступают поздно. Они скудные, болезненные или, наоборот, обильные. Ритм менструации длительно не устанавливается. В последствие такие женщины бесплодны или неспособны к вынашиванию беременности. У них чаще наблюдается половая холодность, повышенная раздражительность, головные боли. Поэтому очень важно еще в детстве предупредить и своевременно вылечить это нарушение.
Наряду с заботами о физическом здоровье ребенка родители несут большую ответственность за правильное нравственное, в том числе и половое, его воспитание. В воспитании девочки главная роль принадлежит матери. Мать должна постепенно подготовить свою дочь к тому периоду жизни, когда она проститься с детством и вступит в пору юности с ее мечтами, желаниями и поисками. К сожалению, родители не всегда имеют ясное представление о половом воспитании, отчего и избегают бесед с детьми на эту тему. А между тем правильное развитие организма девочки, особенно в период полового созревания, неразрывно связано с правильным половым воспитанием.
Годы полового созревания – это трудные годы для психики подростка. Появляются новые ощущения, желания, возрастает чувство самолюбия. Неосторожным или не вовремя сделанным замечанием можно легко разрушить тот мир мечтаний и восторженности, в котором живет подросток. При разговоре с дочерью матери не следует говорить в тоне нотаций, поучений, а тем более угроз. Это должен быть совет старшей подруги младшей по возрасту.
|
Анатомические и физиологические особенностиЗакономерности физического развития подростковПроцесс
развития организма
происходит в течение
всей жизни человека,
но наиболее интенсивен
он в детском и подростково-юношеском
возрасте. |
Состояние нервной
системы у подростков иное, чем
у взрослых и детей. Это проявляется
в усиленной работе тех ее отделов,
которые обеспечивают энергозатраты
и адаптацию различных систем организма
к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных
процессов преобладает над торможением:
реакция на словесную, устную информацию
бывает замедленной или неадекватной,
что необходимо учитывать при построении
учебных программ и контроле за их соответствием
возрастным особенностям. Неустойчивость
нервной системы может вызывать изменения
в работе жизненно важных органов и систем.
Внешние признаки этого – повышенная
возбудимость, выраженные эмоциональные
реакции на минимальные стрессовые ситуации,
потливость...
Биологические особенности
подросткового возраста в значительной
мере зависят от функции эндокринных
желез.
Основной особенностью эндокринной перестройки
в подростковом периоде является активация
системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет
к изменению гормонального статуса.
Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими
рост и развитие организма в подростковом
периоде, являются гормоны его передней
доли. Гормон роста отвечает за развитие
и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение,
активизирует биосинтез белка, усиливает
обменные процессы. Выработка гормона
роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати
годам. Именно с этим связан максимальный
ростовой скачок у подростков.
С другим гормоном гипофиза – стимулятором
выработки гормонов корой надпочечников
– связаны важнейшие физиологические
функции интенсивно растущего организма.
Вырабатываемые под его воздействием
вещества влияют на рост костной и мышечной
ткани, на приспособительные реакции организма
к стрессовым воздействиям. В подростковом
возрасте это в определенной мере обеспечивает
биологические основы усвоения знаний,
трудовых и жизненных навыков, выработки
и за-крепления других социально значимых
условных рефлексов.
Половое созревание, формирование и становление
репродуктивной функции в подростковом
возрасте в основном зависят от уровня
тех гормонов гипофиза, которые влияют
на функцию половых желез. Эти гормоны
совместно с гормонами половых желез,
воздействуя на структуры центральной
нервной системы, могут влиять на половое
поведение.
Важную роль в растущем организме играют
гормоны щитовидной железы. Нет ни одного
органа, работа которого не зависела бы
от них. Они участвуют во всех видах обмена
веществ, в развитии мозга, определяют
уровень интеллекта, физического развития,
созревания репродуктивной системы, адаптационных
возможностей. Функция щитовидной железы,
в свою очередь, “управляется” гипофизарным
гормоном, который регулирует обмен йода,
углеводный обмен, стимулирует синтез
белка...
Потребность организма в гормонах щитовидной
железы у подростков повышена, и это может
вызвать “рабочее” увеличение щитовидной
железы, которое чаще встречается у девочек,
чем у мальчиков. К так называемому возрастному
увеличению щитовидной железы следует
относиться с большим вниманием, потому
что оно может маскировать различные болезни
этого органа. Многолетний перерыв в йодной
профилактике, нарастание экологического
неблагополучия, усиление стрессов привели
в последние годы к значительному росту
болезней щитовидной железы.
Половое созревание
занимает особое место в развитии
ребенка. Наступление полового созревания
совпадает с подростковым возрастом
и является его отличительной
чертой. Созревание репродуктивной системы
достигает уровня взрослого человека
к семнадцати-восемнадцати годам.
Существует определенная связь между
гормональной активностью половых желез
и физическим и половым развитием подростков.
Так, ускорение роста у мальчиков и девочек
начинается в разном возрасте.
У мальчиков наиболее интенсивный рост
происходит в тринадцать–пятнадцать
лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать.
Девочки начинают обгонять мальчиков
в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати
лет, с наступлением первой менструации,
темп роста девочек резко падает, и мальчики
начинают вновь обгонять их.
Нарастание веса также имеет определенные
закономерности: до одиннадцати лет вес
девочек и мальчиков примерно одинаков:
с одиннадцати до четырнадцати лет вес
девочек превышает вес мальчиков, но к
ше-стнадцати годам вес юношей значительно
превосходит вес их сверстниц.
Уровень полового созревания отражает
состояние нейро-эндокринных механизмов
регуляции организма в целом и является
одним из главных показателей зрелости
репродуктивной системы.
У некоторых подростков ростовой скачок
и наступление полового созревания происходят
раньше или позже, чем у большинства сверстников.
В таких случаях принято говорить о несовпадении
биологического и паспортного возраста,
общей задержке или ускорении полового
и физического развития. Эти особенности
следует учитывать при построении учебных
программ.
Другой важнейшей
системой, определяющей адаптационные,
приспособительные реакции и
обеспечивающей устойчивость организма
к
внешним воздействиям, является иммунная
система. Формирование и становление иммунной
системы – это процесс, который зависит
от наследственной предрасположенности
и влияния факторов внешней среды. Согласно
современным представлениям, существует
пять критических периодов развития иммунной
системы, пятый из них совпадает с подростковым
возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать–тринадцать
лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать.
Гормональная перестройка, а также факторы
внешней среды могут приводить к снижению
адаптационных возможностей иммунной
системы у подростков, что является причиной
возникновения многих хронических заболеваний.
Это необходимо учитывать при организации
медицинского наблюдения, при определении
объема и спектра оздоровительных мероприятий,
проводимых в образовательных учреждениях.