Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:59, реферат
17.12.2009 18:52
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называтьотроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.
Деятельность сердца
и сосудов в подростковом периоде
также имеет свои особенности, в
значительной мере связанные с изменением
гормонального статуса и
Меняются уровни артериального и венозного
давления, ритм сердечных сокращений.
Во всех возрастных группах у девушек
отмечается более частый сердечный ритм,
чем у юношей. Подростки часто испытывают
неприятные ощущения в области
сердца (боли, чувство давления, сердцебиение),
они страдают повышенной утомляемостью,
склонностью к обморочным состояниям.
Один из важнейших показателей состояния
сердечно-сосудистой системы – артериальное
давление (АД). Уровень АД, как известно,
находится в определенной зависимости
от возраста, пола, показателей физического
развития, наследственно-
ется в тринадцать–четырнадцать лет.
Повышение уровня АД в период полового
созревания нельзя однозначно рассматривать
как плохой прогноз на будущее. В то же
время подростки с повышенным АД, в сочетании
с наследственной отягощенностью, ожирением
и другими признаками, имеют высокий риск
заполучить в дальнейшем гипертониче-скую
болезнь.
В период полового
созревания в основном завершается
формирование костной ткани. Для нормального
роста костей скелета необходимо поддерживать
достаточный уровень кальциевого обмена,
то есть подросток должен получать более
значительное, чем взрослый и ребенок,
количество кальция – это важно для пропорционального
увеличения массы и плотности кости.
Кроме того, обмен кальция в подростковом
возрасте зависит от функционального
состояния органов пищеварения, мочевыделения
и других систем, с которыми связаны поступление
и выделение этого минерала из организма.
Изменения гормональной регуляции, хронические
заболевания органов пищеварения, почек,
недостаточное употребление высококалорийных
продуктов, а также продуктов, содержащих
витамин D, кальций, фосфор, белки – могут
привести в подростковом возрасте к нарушениям
обмена кальция и ухудшению формирования
костной и хрящевой ткани, замедлению
или ранней остановке роста костей скелета,
возникновению заболеваний костей, суставов
и позвоночника (сколиозы), а в будущем
– к раннему и быстрому снижению минеральной
плотности кости. Исследование костной
плотности у московских школьников (НЦЗД
РАМН, 1977–1999 гг.) показало, что более чем
у 40% подростков десяти–семнадцати лет
она снижена, и это является серьезным
симптомом глубоких нарушений обмена
кальция.
Костная ткань очень чувствительна к воздействию
биологических и средовых факторов риска.
Этим определяется высокий риск формирования
специфической для подросткового возраста
патологии костной ткани – остеохондропатий,
а также деформаций позвоночника и грудной
клетки, число которых ежегодно возрастает.
Патология костной ткани, возникшая в
юности, в дальнейшем может способствовать
формированию специальной недостаточности,
в том числе вести к ограничению в выборе
профессии, трудоустройстве, годности
к службе в Вооруженных Силах и т.д. Вот
почему надо использовать все возможности
для профилактики нарушений формирования
костного скелета (в том числе элементы
оздоровительной гимнастики во время
уроков и контроль за адекватностью нагрузок
на уроках физкультуры).
Мышечная ткань в период полового созревания
подвергается значительным преобразованиям,
при этом отмечается интенсивное увеличение
мышечной массы. У девушек показатели
мышечной силы достигают уровня взрослых
женщин в возрасте четырнадцати–пятнадцати
лет.
У юношей мышечная сила значительно увеличивается
в возрасте четырнадцати лет, но уровень
ее достигает уровня взрослого значительно
позже, чем у девушек. В подростковом возрасте
недостаточность кальция и витамина D
может отражаться на силовых возможностях
мышц. На фоне быстрого роста может отставать
развитие координации движений, поэтому
подростки выглядят угловатыми, неповоротливыми
при движении и в играх.
Ряд особенностей характерен
и для системы органов дыхания.
Происходит интенсивное развитие грудной
клетки, дыхательных мышц, рост легких.
Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются
половые различия в его типе (у
юношей – брюшной, у девушек – грудной).
Интенсивная перестройка органов дыхания
должна обеспечить бурно растущий организм
кислородом, недостаток которого при интенсивной
физической нагрузке особо чувствителен.
Как правило, девушки хуже адаптируются
к недостатку кислорода, чем юноши. У подростков,
когда они находятся в душных помещениях
или испытывают большие физические нагрузки,
могут случиться обмороки. Это необходимо
учитывать как при проведении обычных
уроков в классе, так и при занятиях физкультурой.
В подростковом возрасте
завершается развитие пищеварительной
системы. К десяти–одиннадцати годам
– желудок, к одиннадцати–тринадцати
– слюнные железы и пищевод становятся
такими же, как у взрослого человека. Подросткам
свойственны усиленное выделение желудочного
сока и повышенная эвакуаторная активность
желудка. Эти особенности создают предпосылки
для формирования различных нарушений
функции желудка.
Секреторная функция поджелудочной железы
у подростков также усиливается. К концу
подросткового периода завершается созревание
желчевыделительной системы, в то время
как ее моторная функция нестабильна:
она может повышаться или снижаться.
Особенностью функции желез пищеварительной
системы у подростков является высокая
ее ранимость при длительном эмоциональном
и физическом напряжении, нарушении режима
питания, труда и отдыха, что приводит
к увеличению частоты гастроэнтерологических
заболеваний, склонных к прогрессированию,
особенно при несвоевременной диагностике
и лечении. Это необходимо иметь в виду
при организации учебно-воспитательного
процесса в средних и старших классах
школы, в беседах с родителями по вопросам
режима труда и отдыха детей.
Конкретное, образное
мышление, характерное для детей,
в подростковом возрасте все больше
уступает место абстрактному, становится
более самостоятельным, активным, творческим.
Эти особенности важно учитывать, поскольку
они влияют на качество получаемого общего
и профессионального образования, на усвоение
основных практических навыков, определенных
стереотипов поведения, образа жизни.
Подростковый возраст характеризуется
выраженной эмоциональной неустойчивостью.
Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать
лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать.
В старшем подро-стковом возрасте настроение
становится более устойчивым, эмоциональные
реакции – более дифференцированными,
хотя могут сохраняться их непредсказуемость
и неадекватность.
Подростки, по сравнению с детьми, более
целеустремленны, настойчивы. Однако проявления
этих качеств часто бывают односторонними.
Для них характерно попеременное проявление
полярных свойств психики: целеустремленность
и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью
и неустойчивостью; повышенная самоуверенность
и безапелляционность в суждениях – сменяться
легкой ранимостью и неуверенностью в
себе; возвышенность чувств может уживаться
с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью
и даже жестокостью. Становление характера,
переход от опекаемого взрослыми детства
к самостоятельности – все это обнажает
и
заостряет слабые стороны личности подростка,
делает ее особенно уязвимой и чувствительной
к неблаго-приятным влияниям среды.
От семи до двенадцати лет усложняются
механизмы субъективных эмоциональных
переживаний, возрастает роль таких явлений,
как страх и повышенная возбудимость.
Эти особенности созревания психики должны
быть знакомы не только психиатру и педиатру,
но и педагогу, психологу.
Развитие психических функций осуществляется
в определенном порядке, последовательно
усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие
высших уровней находит свое отражение
в растормаживании влечений, инстинктов,
низших эмоций. Влияние этого механизма
достаточно часто обнаруживается в клинической
картине нарушений психического развития
в детском и подростковом возрасте.
Формирование всех психических функций
еще не завершено, и различные нарушения
в этот период без должного компенсирующего
воздействия могут привести к серьезным
проблемам у взрослого человека.
Наиболее частой формой нарушений психического
здоровья у подростков является умственная
отсталость. Как правило, выраженные ее
формы диагностируются в раннем возрасте,
но у современных подростков достаточно
часто встречаются стертые, клинически
слабо выраженные варианты. Могут быть
и нарушения синхронности психического
развития, которые приводят к возникновению
патологических типов личности (психопатии).
Физическое развитие
является важнейшим параметром физиологических
процессов, происходящих в организме,
и часто используется как показатель
состояния здоровья детей. Индивидуальная
оценка уровня физического развития должна
основываться на антропометрических данных,
в первую очередь показателях роста, веса
и окружности грудной клетки.
За двадцатилетний период наблюдений
(1970–90-е годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и
с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось
число лиц с нормальным соотношением роста
и веса. Сократилось количество подростков
с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей
и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же время
заметно выросло число юношей и девушек
с низким весом (соответственно с 7,0 до
13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы стало больше
подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции
в равной степени наблюдаются и среди
юношей, и среди девушек.
Все это свидетельствует об астенизации
(ослаблении) подростков. Наряду с уменьшением
параметров роста и веса отмечается и
снижение функциональных возможностей.
Об этом говорят данные динамометрии (показатели
мышечной силы) правой кисти. За период
школьного обучения (с восьми до семнадцати
лет) у мальчиков показатель динамометрии
сейчас увеличивается всего в 2,8 раза,
у девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы – соответственно
в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у семнадцатилетних
юношей абсолютные значения динамометрии
снизились на 10 кг, у девушек – на 7 кг.
Подростковый возраст, по мнению экспертов ВОЗ, охватывает период жизни от 10 до 17 лет включительно. На этом этапе завершается становление морфологических, физиологических и психологических функций, существенно отличающих подростка от детей и взрослых. Этот период в процессе созревания организма является переломным. Происходят интенсивный рост и увеличение размеров тела, рост и дифференцировка органов и тканей. Половой диморфизм проявляется в особенностях обменного процесса, темпа роста и развития отдельных функциональных систем и всего организма в целом.
До начала полового созревания (13 лет) мальчики имеют более высокие антропометрические показатели, чем девочки. В период полового созревания девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков опять увеличивается, и по своим антропометрическим показателям они вновь опережают девочек. Продолжается формирование позвоночника. Изгибы в основном сформировываются, но не заканчивается оссификация, что создаёт опасность возникновения сколиозов. Окостенение костей запястья заканчивается к 12—13 годам. Значительное развитие мышечного аппарата и усиленный рост мышечных волокон не только приводят к увеличению мышечной силы и выносливости, но и делают возможным длительное выполнение тонких дифференцированных движений. Значительный прирост мышечной силы отмечается у мальчиков в 15—16 лет. При этом, например, сила кисти руки или мышц-разгибателей спины у мальчиков всех возрастов выше, чем у их сверстниц. К 13—14 годам развитие двигательного анализатора достигает высокого уровня. В основном завершается возрастное развитие координации движений, однако мышечная сила и выносливость не достигают совершенства. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозирована, особенно с учётом половых особенностей подростков.
В 15-18 лет совершенствование координации движений происходит уже не столько за счёт биологически обусловленных изменений, сколько за счёт тренировки. Приобретается способность к выполнению длительной интенсивной нагрузки. Одной из наиболее важных особенностей подросткового возраста является деятельность эндокринной системы. Это центральные железы (гипоталамус и гипофиз) и периферические (щитовидная железа, кора надпочечников, семенники у мальчиков и яичники у девочек). Продукция гормона роста гипофиза увеличивается с 10-летнего возраста, достигая максимального уровня к 12—14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков. Далее выработка этого гормона постепенно уменьшается, что связано с усилением активности половых гормонов.
Рост половых желёз у подростков продолжается с 10—11 до 17 лет, причём масса их и у мальчиков, и у девочек в период пубертата возрастает в 6—7 раз. На подростковом этапе в силу ускоренного развития большое значение имеет нормальная внутрисекреторная деятельность щитовидной железы, которая в этот период удваивает свою массу. Повышенная потребность в гормонах щитовидной железы в подростковом возрасте часто ведёт к увеличению её размеров, развитию ювенильной струмы. У девочек пубертатное увеличение щитовидной железы наблюдают чаще, чем у мальчиков.
Деятельность сердца и сосудов в подростковом возрасте имеет свои особенности. В этот период происходит интенсивный рост сердца в длину и ширину, увеличивается объём его полостей: к 16 годам масса сердца увеличивается в 11 раз по сравнению с таковой при рождении. Рост артериальной системы отстаёт от темпов роста сердца. Особенности роста и развития сердца во многом определяются полом и возрастом подростков. Быстрое увеличение объёма сердца у девочек, отмечающееся в 10—15 лет, заканчивается раньше, чем у мальчиков (16 лет). У юношей рост сердца происходит менее стремительно и продолжается до 17-18 лет. С возрастом уменьшается ЧСС, составляя 68-75 в минуту в 15-18 лет против 80—85 в 8—11 лет и 75-80 в 12—14 лет. Уровень АД находится в определённой зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, национальности и т.д. Начало полового созревания является мощным фактором, влияющим на уровень АД. У юношей с возрастом наблюдается равномерное увеличение АД до 18 лет, и в 15-18 лет уровни АД у юношей выше, чем у девушек. У девушек наибольший уровень АД наблюдается в 13—14 лет. Показатели АД у юношей устанавливаются к 21 году, у девушек — к 15 годам. Эти различия указывают на необходимость использования нормативов АД с учётом пола подростков.
В подростковом возрасте завершается структурное и функциональное развитие пищеварительной системы. Особенности пищеварительной системы у подростков обусловливают высокую её ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда, отдыха, что способствует увеличению частоты желудочно-кишечной патологии.
Нервная система, функционируя
в неразрывной связи с
Моторика подростков может характеризоваться порывистостью движений, повышенной двигательной активностью, склонностью к преодолению препятствий при отсутствии достаточной осторожности в оценке своих сил и возможностей.
Психика в подростковом возрасте также имеет ряд особенностей, определяемых своеобразием физиологических процессов, протекающих в ЦНС и определяющих своеобразие поведенческих реакций в этом возрасте. До 17—18 лет происходят существенные изменения нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе реализации высших психических функций и имеющих прогрессивную направленность. Однако в 12-14 лет (период полового созревания) поступательный ход развития временно нарушается. Ослабевает контроль со стороны коры за эмоциональной сферой. Этот возрастной период считается критическим, представляющим особые трудности как для подростка, так и для воспитателей.
Для подростков характерны повышенная эмоциональная возбудимость, реактивность, проявляющиеся в психической неуравновешенности, резких сменах настроения, переходах от экзальтации к депрессии и обратно, нарастании всеобщего возбуждения и ослаблении всех видов торможения. Это самый трудный период психологического развития, формирование воли, сознательности, гражданственности, нравственности. Нередко это драматический пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, к сверстникам и обществу в целом. А здесь и крайние суждения и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам; особенно при нарушении физического и полового развития при неустойчивости вегетативной регуляции с возникновением иногда тяжело переносимых расстройств сосудистого тонуса, а также заболеваний щитовидной железы. Эмоциональное напряжение более выражено проявляется у девочек, у которых особенные трудности возникают в период, предшествующий приходу менструаций, во время так называемого «предменструального напряжения».
Старший школьный возраст (с 12 до 18 лет) иногда называют отрочеством. Происходит резкое изменение функции эндокринных желез. Для девочек - это период бурного полового созревания. Для юношей – его начало. Это препубертатный ростовой скачок, который может протекать с дисгармоничностью.