Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:53, курсовая работа
Цель работы: выявить взаимосвязь конфликтов, (влияние) нарушения воспитательной функции и подросткового суицида. Для этого необходимо решить ряд задач:
Анализ литературы по проблеме исследования;
Проведение социологического исследования, по данной проблеме;
Провести статистическую обработку полученных результатов;
Подготовить тренинг по психопрофилактики подросткового суицидального поведения;
Определить перспективы изучения данного направления.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
1 ГЛАВА. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СЕМЬЕ И ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДАХ ………………………………………………………………....
1.1 Современное представление о семье ………………………………..
1.2 Нарушения воспитательной функции в семье и их последствия…..
1.3 Подростковый возраст и его особенности…………………………..
1.4 Понятие «суицид». Влияние семейных конфликтов на подростковый суицид и суицидальные попытки……………………
2 ГЛАВА. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….
2.1 Методы консультирования лиц с суицидальными намерениями…..
2.2 Социологическое исследование предрасположенности подростков к суицидным попыткам …………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..
……
Pretzel (1972) отмечает два условия, способствующие попыткам самоубийства. Первое - увеличение стресса до трудно переносимого индивидом уровня. Второе - неспособность преодолеть стресс ни в одиночку, ни с помощью других. Обычно решение о самоубийстве не возникает внезапно. Часто ему предшествует серия попыток поделиться своими намерениями с другими людьми. Наибольшая вероятность попытки самоубийства приходится на вершину экзистенциального кризиса. Coleman (1972) отмечает три фактора, сильно повышающие риск при предрасположенности к самоубийству: межличностные кризисы, падение уровня самооценки, утрата смысла жизни и перспективы. Shneidman (1969) указывает четыре условия, способствующие возможности самоубийства:
Очень важная черта потенциального самоубийцы - амбивалентность. Она затрудняет распознание действительных намерений. Поэтому о пытавшихся совершить самоубийство иногда можно услышать: «Не похоже на депрессию. Вчера вечером у него было хорошее настроение».
Консультант, встречающийся с клиентами, имеющими суицидные намерения, прежде всего обязан проанализировать собственные установки и чувства по отношению к самоубийству, знать их заранее. В работе никогда не следует скрывать свои подлинные чувства. Хороший контакт с консультантом может быть крепчайшей нитью, связывающей потерявшего надежду человека с жизнью.
Иногда полагают, что обсуждение с клиентами возможности самоубийства только усиливает их намерения. Однако, как правило, беседа о чувствах, подталкивающих к самоубийству, уменьшает вероятность реализации побуждений. Поэтому консультант не должен уклоняться от обсуждения с депрессивными клиентами проблемы самоубийства. Тем самым он показывает клиенту, что мысли о самоубийстве могут быть восприняты и поняты другим человеком.
Рассматривая очень серьезно любое намерение самоубийства, все же нельзя забывать о возможности манипулятивной угрозы с целью убедить консультанта в важности своей проблемы и претендовать на максимум его времени. Большинство симулянтов являются истерическими личностями. Некоторые клиенты говорят о самоубийстве из желания отомстить тем, кто якобы их недостаточно любит. Вообще элемент враждебности присутствует почти в каждом самоубийстве.
Встретившись в консультировании с депрессивным клиентом, высказывающим суицидные намерения, очень важно оценить риск их реализации. От правильного прогноза может зависеть жизнь клиента. По мнению Pretzel (1972), "замысел самоубийства имеет три составляющих: выбор средства, убийственная мощь средства и его доступность. Если человек уже выбрал способ самоубийства, наверняка обеспечивающий смерть, и средство легко доступно, риск становится очень большим.
Степень вероятности самоубийства консультант может выяснить, задавая клиенту косвенные вопросы (Bird, 1973). Прямо спрашивать: «Не намереваетесь ли Вы совершить самоубийство?» — неприемлемо, потому что такой вопрос побуждает клиента к отрицанию. Эффективна тактика «постепенного» расспроса:
Консультант: Как идут дела?
Клиент: (пожимает плечами).
Консультант: Не все хорошо?
Клиент: (трясет головой).
Консультант: Грустно?
Клиент: (кивает головой).
Консультант: Все кажется безнадежным?
Клиент: Да.
Консультант: Жизнь иногда кажется бессмысленной?
Клиент: Иногда.
Консультант: Часто ли Вы думаете, что хотели бы умереть?
Клиент: Большую часть времени.
Консультант: Возникает желание покончить с жизнью?
Клиент: Иногда.
Консультант: Обсуждали ли Вы, как это сделать?
Клиент: Еще не зашел так далеко.
Такая постепенность опроса дает возможность точнее узнать, как далеко зашел клиент в своих мыслях о смерти. В данном случае клиент имеет явные суицидные намерения, однако прямой угрозы самоубийства пока нет.
Основатель логотерапии V. Frankl предлагает оценивать вместо вероятности самоубийства величину жизненного потенциала и спрашивать клиента не о причине нежелания жить, а о смысле жизни для него. Чем больше находится нитей, связывающих клиента с жизнью, тем менее вероятно самоубийство. Существуют определенные правила консультирования лиц, намеревающихся совершить самоубийство:
Консультант не может полностью и единолично отвечать за клиента. Он лишь профессионально ответственен за пресечение реализации суицидных намерений. Однако неопровержима аксиома — если клиент действительно хочет покончить с жизнью, никто не способен остановить его. Как отмечает Kennedy (1977), мы говорим «да» жизни клиента, но должны быть готовы к тому, что некоторые клиенты все-таки скажут своей жизни «нет».
9. Консультант обязан подробно, в письменной форме, документировать свои действия, чтобы в случае несчастья он смог доказать себе и другим, что действовал профессионально и принял все меры для избежания катастрофы.
Консультант
должен знать специфику
Во время первого контакта после неудавшегося самоубийства на первый план выступают уникальность ситуации и самочувствие «самоубийцы-неудачника». Человек, испытавший максимальное напряжение духовных сил, понимает, что не умер, но обстоятельства, приведшие к попытке уйти из жизни, у него остались. Момент «пробуждения» - начало нового этапа жизни этого лица. Поэтому важно, какое «воздействие» будет вписано в «чистый лист» сознания клиента. Время первого контакта не должно ограничиваться, клиенту надо позволить выговориться. От консультанта, встречающегося с таким клиентом, требуется неподдельная искренность, сосредоточение и отдача всех своих духовных сил. Имеется в виду нечто большее, чем обязанность консультанта. После попытки самоубийства клиент максимально обнажен и очень раним, он ясно чувствует внутреннее состояние консультанта. В первой фазе не следует начинать обсуждение основного конфликта и лишь постепенно можно перейти к причинам и психосоматическому смыслу самоубийства. Само консультирование должно быть направлено на уменьшение тревоги и безнадежности.
Фаза выздоровления начинается, когда клиент может возвратиться в свое прежнее окружение. Во время второй фазы, как, кстати, и после полного восстановления, возможно повторение суицидных побуждений. Провоцирующее влияние оказывает именно окружение, непосредственно связанное с травмирующим фактором. Поэтому на втором этапе очень важна работа консультанта с семьей клиента. Помощь семье нередко разрешает проблематичные обстоятельства. Вообще попытка самоубийства - существенная причина для изменений в семейной жизни, точнее говоря, такие изменения становятся неизбежными. Только перемена условий жизни по-настоящему целебна.
Попытка клиента совершить самоубийство, а тем более осуществленное самоубийство представляют для консультанта очень тяжелую психическую травму. Collins описывает свои переживания после самоубийства пациента: "Вначале тяготило острое чувство вины и не осознавалась неприязнь к пациенту за совершенное самоубийство. Лишь постепенно пришло осознание озлобленности из-за утраченной перспективы. Озлобленность в свою очередь провоцировала вину. Одновременно довлело чувство стыда перед коллегами. Процесс скорби переплетался с повторяющимися воспоминаниями и снами. В первые дни после несчастья покончивший с собой пациент не выходил из головы, черты пациента виделись у большинства встреченных людей. Все это время ощущалась обязанность объясняться с коллегами - рассказывать им о своей последней беседе с пациентом и выражать сожаление, что не заметил признаков надвигающегося самоубийства. Collins так обобщает свой опыт: «Моей самой большой поддержкой был эмпатичный слушатель».
Руководитель известной в США клиники W. Menninger (1991) предлагает советы специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдает из-за самоубийства пациента.
1. Мировоззренческие установки:
2. Тактика при консультировании пациентов с суицидными намерениями:
3. Как реагировать на самоубийство пациента:
4. Преодоление последствий самоубийства пациента:
Jones
(1987), вспоминая, что китайский иероглиф,
означающий кризис, составляют символы
«опасности» и «возможности», обобщает:
«Когда пациент совершает самоубийство,
над терапевтом нависает угроза. Помимо
личных и профессиональных переживаний
из-за утраты он может подвергнуться увольнению
вследствие халатности. Однако трагедия
самоубийства пациента предоставляет
и возможность профессионального роста
в смысле навыков преодоления суицидных
кризисов. Расширяется и углубляется поддержка
коллег и наша самоотдача, мы начинаем
больше ценить дар жизни и помогать полноценно
жить другим. Все работающие с людьми,
отягощенными серьезными проблемами,
должны быть готовы принять на себя ответственность
за их самоубийство. Если случается такое
несчастье, всегда легче перенести его
с помощью других".
2.1 Социологическое
исследование
подростков
к суицидным попыткам
В исследовательской части нашей курсовой работы, приняли участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет, в количестве 24 человека: 12 мальчиков и 12 девочек. Для исследования подросткам была предложена анкета, предварительно составленная нами. В анкете всего 8 вопросов и несколько вариантов ответов, которым необходимо было выбрать. Часть составленных вопросов, направлены на выявление представлений подростка о суициде, а часть вопросов на предрасположенность к суицидальным намерениям. В результате чего у нас получилось (таб. №2)
Таблица №2
Результаты тестирования подростков
№ | Вопрос и варианты ответов | Мальчики, % | Девочки, % | |
1 | Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь? | |||
«Да» | 66,6 | 41,6 | ||
«Нет» | 16,6 | 16,6 | ||
«Не совсем» | 33,3 | 41,6 | ||
2 | Какие чувства у вас вызывают мысли о будущем? | |||
«С чувством надежды и оптимизма» | 58,3 | 75 | ||
«Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду» | 33,3 | 8,3 | ||
«С тревогой и не уверенностью» | 8,3 | 16,6 | ||
«Скорее со страхом и отчаянием» | 0 | 0 | ||
3 | Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов? | |||
«Скорее, Да» | 75 | 91,6 | ||
«Скорее, Нет» | 0 | 0 | ||
«Затрудняюсь ответить» | 25 | 8,3 | ||
4 | Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит? | |||
«Материальные трудности» | 33,3 | 8,3 | ||
«Равнодушие/Жестокость» | 25 | 8,3 | ||
«Вич и Спид, гепатит, др.» | 16,6 | 0 | ||
«Личностные проблемы» | 0 | 33,3 | ||
«Семейные проблемы» | 25 | 50 | ||
5 | Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)? | |||
«Да» | 58,3 | 83 | ||
«Нет» | 41,6 | 16,6 | ||
6 | Встречались ли вы с такой проблемой как суицид? | |||
«Да» | 8,3 | 58,3 | ||
«Нет» | 91,6 | 41,6 | ||
7 | Что может толкнуть человека на самоубийство? | |||
«Личностные проблемы» | 75 | 83,3 | ||
«Равнодушие со стороны окружающих» | 8,3 | 8,3 | ||
«Другое» | 16,6 | 8,3 | ||
8 | Какие пути решения проблем вы видите? | |||
«Разговор с другом» | 25 | 8,3 | ||
«Разговор с родителями» | 58,3 | 25 | ||
«Беседа с психологом» | 0 | 41,6 | ||
«Употребление алкоголя и наркотиков» | 0 | 0 | ||
«Другое» | 16,6 | 25 |