Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить взаимосвязь конфликтов, (влияние) нарушения воспитательной функции и подросткового суицида. Для этого необходимо решить ряд задач:
Анализ литературы по проблеме исследования;
Проведение социологического исследования, по данной проблеме;
Провести статистическую обработку полученных результатов;
Подготовить тренинг по психопрофилактики подросткового суицидального поведения;
Определить перспективы изучения данного направления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
1 ГЛАВА. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СЕМЬЕ И ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДАХ ………………………………………………………………....
1.1 Современное представление о семье ………………………………..
1.2 Нарушения воспитательной функции в семье и их последствия…..
1.3 Подростковый возраст и его особенности…………………………..
1.4 Понятие «суицид». Влияние семейных конфликтов на подростковый суицид и суицидальные попытки……………………
2 ГЛАВА. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….
2.1 Методы консультирования лиц с суицидальными намерениями…..
2.2 Социологическое исследование предрасположенности подростков к суицидным попыткам …………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..
……

Работа содержит 1 файл

Подростковые проблемы.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

  Подросткам  свойственно отделяться от родителей, противоречить им не принимать давление с их стороны, т.к. считают себя взрослыми. Реакция протеста. Однако исследования показали, что отделение не обязательно ведет к бунту или непринятию родительских ценностей. Тем не менее, это отделение необходимо для формирования своего мировоззрения и ответственности за свою жизнь. Что особенно важно в юношеском возрасте, т.к. делаются жизненно важные выборы (чему учиться, на ком жениться и т.п.). Важно, чтобы эти выборы человек делал сам, а не родители.

  Конфликты и бунты возникают тогда, когда  родители не принимают взрослость подростка, препятствуют расширению его самостоятельности и не дают достаточно поддержки (подросткам она крайне необходима). В процессе развития подростки учатся сочетать независимость, способность делать что-то самому с взаимозависимостью — выполнением обязательств перед другими.

  Из  перечисленного видно: в значительной степени психологические конфликты подростка - это конфликты не только с самим собой, но практически всегда с непосредственным окружением. В этот период отмечается повышенная утомляемость подростка, при этом не благоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а не правильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.

  Именно  в этом возрасте появляется первый пик суицидальной активности, возникает  риск негативных зависимостей, связанных  с осознанием и переживанием психологического кризиса. 

1.4 Понятие  «суицид». Влияние семейных конфликтов 

на подростковый суицид и суицидальные попытки

                Суицидальный  человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких.

        Эдвин Шнейдман 

  3. Фрейд в свое время ввел  понятие "инстинкт смерти" - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы — если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно. Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

  Термин  «суицид» сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед за 3. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения. К «саморазрушительному поведению» относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.

  В последнее время растет число  детей и подростков, имеющих тенденцию  к саморазрушению личности. Помочь им можно, лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. (Аверин В.А. Психология детей и подростков. - С.-П., 1994.).

  Суицид - осознанный акт устранения из жизни  под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Внутренние  суицидальные проявления включают в  себя:

  • суицидальные мысли: фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
  • суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
  • суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним  формам суицидного поведения относятся:

  • суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
  • завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

      Причины,  предпосылки  и  условия  проявления  суицида.  Общей  причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

 Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

 Предпосылкой  саморазрушительного поведения  и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и жизненной активности в результате психической травмы,

 Однако  наличие психотравмирующеи ситуации - недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности человека, совершающего самоубийство. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят:

1)  напряжение потребностей и желаний;

2)  неумение найти способы их удовлетворения;

  1.   отказ от поиска выхода из сложных ситуаций;
  2.   низкий уровень самоконтроля;
  1.   неумение ослабить нервно-психическое напряжение;
  1.   эмоциональная нестабильность;
  2.   импульсивность;
  1.   повышенная внушаемость;
  1.   бескомпромиссность;
  2.   отсутствие жизненного опыта.

  В возрасте до 19 лет процент умерших  от суицида составляет 4% от других возрастных групп. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

  У подростков склонных к суициду есть отягощенное социальное окружение: 1)  неблагополучная семья, 2)  одиночество и заброшенность, 3)  отсутствие опоры на взрослого.

  Мотивы  суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п. Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.

  Психологический смысл подросткового суицида - конфликт, крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. Характерные черты подросткового суицида. Суицид подростков имеет следующие черты:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
  • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки  игры на публику ;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
  • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

  Иногда  родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка - это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить? Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийство казалось возможным единственным выходом из создавшейся ситуации. Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит вполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать, воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери - и в результате долгие беседы с психиатром. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

  Согласно  данным этого исследования главный  источник негативных переживаний - семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно. Важная причина подростковых переживаний - частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных,  тогда как среди «благополучных»   21%  мальчиков и 2%

девочек. Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы "трудных" подростков. Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек (Арнольд О. Дар редчайший, дар бесценный// Vita. - 1999, №3 - с. 22-24).

  В повседневной жизни самоубийство чаще всего - просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольно покидать их не может и не должен. 

 

2 ГЛАВА.

МЕТОДЫ  ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ 

СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ 

2.1 Методы  консультирования лиц с суицидальными намерениями1 

  Человек в состоянии депрессии часто  представляет опасность для самого себя, потому что склонен к саморазрушению в явной и скрытой формах. Когда мы встречаемся с депрессивными клиентами, нельзя забывать, что слабовыраженная депрессия может перерасти в острую с суицидными намерениями.

  Самоубийство  считается ужасным, постыдным делом, и некоторые консультанты, работая с депрессивными клиентами, невольно пренебрегают такой возможностью и полагают, что их клиенты не могут даже подумать об этом. Если консультант проявляет такого рода слепоту, возникает большая опасность для благополучия и даже жизни клиента. Проблема состоит, как правило, не в сокрытии самоубийцей своих намерений, а в том, что он не будет услышан, когда говорит о них.

  Обычно  различают попытку самоубийства (парасуицид) и реализованное самоубийство. По данным Davis (1968: цит. по: Kennedy, 1977), женщины в четыре раза чаще, чем мужчины, пытаются покончить жизнь самоубийством, а мужчины в четыре раза чаще кончают жизнь самоубийством. Иногда утверждается, что неудавшаяся попытка самоубийства означает, что намерение было несерьезным. Это довольно опасное заблуждение, ибо немало людей, пытавшихся совершить самоубийство, повторяют попытку. По данным Shocket (1970; цит. по: Kennedy, 1977), в 12% случаях повторная попытка предпринимается в течение трех лет.

 Важен вопрос, кто именно и в каких  ситуациях чаще совершает самоубийство. Уже упоминалось, что не все люди в состоянии депрессии намереваются совершить самоубийство, но вне депрессии самоубийство совершается очень редко. Предпринимаются попытки дать более полную характеристику группе потенциальных самоубийц. Kennedy (1977) указывает несколько критериев риска:

1. Одинокие мужчины (разведенные и не имеющие близких друзей) старше 40 лет.

  1.   Лица, живущие одни.
  2.   Алкоголики.
  3.   Люди, перенесшие большую утрату.
  4.   Люди преклонного возраста, имеющие соматические заболевания.

Информация о работе Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции