Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить взаимосвязь конфликтов, (влияние) нарушения воспитательной функции и подросткового суицида. Для этого необходимо решить ряд задач:
Анализ литературы по проблеме исследования;
Проведение социологического исследования, по данной проблеме;
Провести статистическую обработку полученных результатов;
Подготовить тренинг по психопрофилактики подросткового суицидального поведения;
Определить перспективы изучения данного направления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
1 ГЛАВА. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СЕМЬЕ И ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДАХ ………………………………………………………………....
1.1 Современное представление о семье ………………………………..
1.2 Нарушения воспитательной функции в семье и их последствия…..
1.3 Подростковый возраст и его особенности…………………………..
1.4 Понятие «суицид». Влияние семейных конфликтов на подростковый суицид и суицидальные попытки……………………
2 ГЛАВА. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………….
2.1 Методы консультирования лиц с суицидальными намерениями…..
2.2 Социологическое исследование предрасположенности подростков к суицидным попыткам …………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..
……

Работа содержит 1 файл

Подростковые проблемы.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

            - Сфера домашнего хозяйства, эмоциональные и сексуально-эротические взаимоотношения теснейшим образом взаимосвязаны и попытки внести в любую другую из них внесет ценную реакцию во все другие функции.

            - В семье индивид более доступен к воздействию со стороны других членов семьи. Слабость и недостаточность проявляется наиболее явно.

Травмирующее  семейное состояние могут быть четырех видов:

  1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности
  2. Семейная тревога - это состояние тревоги у одного из супругов или у обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемая и плохо локализирована (т.е. вызывается в определенном случае).
  3. Нервно-психическое и физиологическое напряжение создается в семье несколькими способами:
      1. Создавая для индивида ситуацию постоянного психического давления, трудного или даже безвыходного положения. Например, алкоголик давит на жену.
      2. Создавая препятствия для проявления членами семьи важных для них чувств.
      3. Создание или поддерживание внутреннего конфликта. Например, жена обвиняет мужа в том, что он не помогает, а потом обвиняет в том, что плохо помог.
  4. Чувство вины -  индивид в этом случае чувствует себя помехой для окружающих, виновником всех семейных неудач, склонен воспринимать поведение другого члена семьи как обвиняющее.

 Таким образом, проанализировав многочисленную литературу и сравнив традиционную семью с современной можно выделит несколько основных отличительных моментов:

- крах экономики отразился и на семейном бюджете.

  • нарушена связь с Землей, большинство семей живет в городах, лишь для пенсионеров стали в нашей стране подспорьем дачные огороды и сады;
  • главную роль при создании семьи стали играть не обычаи и рекомендации старших, а индивидуальный выбор людей;
  • практически исчезли многопоколенные семьи, осталась нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей;
  • исчезла многодетность, чаще всего растят одного - двух детей;
  • распространенно прерывание беременности;
  • количественно растут разводы;
  • усилились отрицательные проявления внутри семьи, такие как алкоголизм и наркомания;
  • резко выросло число неполных семей как следствие развода или рождение внебрачных детей;
  • многие семьи не признают религию.
 

 1.2 Нарушения воспитательной функции в семье и их последствия 

     Рождение  детей в семье — самый важный период, когда супругов объединяют общая любовь и забота о них. Однако дело не только в том, чтобы кормить и одевать ребенка. У Ф.М.Достоевского есть очень точная и глубокая мысль: «Нет в жизни человека ничего важнее, ничего нужнее и полезнее, чем вынесенное из детства светлое и теплое воспоминание, такое ясное и доброе. Оно закладывается в семье и в тяжелые минуты помогает». Только дружная семья может оказать благотворное влияние на личность ребенка. В основном влияние родителей на формирование личности ребенка приходится на первые годы его жизни. К подростковому возрасту, как правило, закладывается стиль взаимоотношений детей с родителями: покровительственный или дружественный, основанный на доверии или на постоянном контроле.

  Демократичные родители ценят в поведении подростка  и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в определенных областях жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

  Авторитарные  родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают необходимым объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, а их отношения с родителями становятся менее близкими. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально-холодным, отстраненным отношением к ребенку. В таких случаях неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжела судьба детей, у кого равнодушные и жестокие родители. Они редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя испытывают потребность в любви.

  Подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются  в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

  Родительская  любовь — совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и подростка, и его мать. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время и др. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, подростки обычно утрачивают былую близость, потому что сами хотят решать, что им нужно, и бунтуют, отвергая навязываемые извне требования.

  Степень психологической близости с родителями резко снижается от 7 к 9 классу, особенно это относится к легкости общения, откровенности, пониманию со стороны родителей. Чувствуя охлаждение со стороны детей, родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и т.д.

  Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого он хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым на новый, специфический для общения взрослых людей. Иначе говоря, в начале подросткового периода в связи с появлением у подростка представления о себе как уже не о ребенке, и потребностью в признании его взрослости окружающими возникает совершенно новая проблема - проблема прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом, проблема равноправия. И после прохождения критического периода эмоциональный контакт, если родители сами не умудрились его испортить, как правило, возобновляется, но уже на качественно иной основе: общение на платформе «взрослый — взрослый».

  Превосходство воспитателя определяется его зрелостью, а не насилием и подавлением личности воспитуемого. Обладать авторитетом значит притягивать силой и обаянием своей личности. В переходном возрасте дифференциация авторитетов становится все более заметной. Взрослеющий ребенок, как правило, ценит и принимает жизненный опыт родителей. В то же время его способность завязывать новые отношения, стремление к автономии, эмоциональная солидарность со сверстниками, созревание познавательных функций приводят к вполне закономерной попытке ослабить «гнет» родительской власти и родительского авторитета.

  С подростковым возрастом связано  также понятие «психологические кризисы», то есть особые исключительные состояния, когда отказывают механизмы нормальной психологической защиты и преодоления и наступает как бы паралич воли, — человек в эти моменты не в состоянии помочь себе.

  В некоторых случаях подростки  оказываются один на один с неразрешимой, как им кажется, ситуацией, выхода из которой они не видят. У них появляется намерение лишить себя жизни. Самоубийство (суицидальное поведение, или суицид) — это покушение на свою жизнь человека, оказавшегося в тяжелом душевном состоянии, не находящего выхода из трудной жизненной коллизии. Один, находясь в тяжелейшей кризисной ситуации, сжимает зубы и борется с обстоятельствами, а другой запутывается, как в трех соснах, теряя силу и веру в себя. Острые кризисные состояния испытывают человека на прочность. Душевная глухота окружающих — частая причина развития подавленного состояния, душевного беспокойства (психологического кризиса), из которого молодые люди не находят выхода. Подростки, по-взрослому ориентирующиеся в бытовых вопросах, увы, еще не умеют найти выход из сложных ситуаций. Они не могут пока соизмерять последствия своего поступка, и их психоэмоциональное состояние представляет угрозу для жизни. В таких случаях они нуждаются в совете и помощи со стороны. Ее может оказать кто-нибудь из родителей, друзей, родственников, однако помощь эта должна быть деликатной, щадящей самолюбие, адекватной. 

1.3 Подростковый возраст и его особенности 

  Переходный  период между детством и взрослостью  называется подростковым или маргинальным и варьируется в зависимости от конкретной культуры. В некоторых культурах освоить взрослые умения легко: более широкая община остро нуждается в новых членах и быстро пополняется ими.

  Из  работ антропологов (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) были вычленены знания о том, что существует два типа перехода от детства к взрослости: непрерывный и дискретный (с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве и теми способами и представлениями которые необходимы для осуществления роли взрослого).

  Первый  тип перехода существует в условиях сходства наиболее значимых норм и требований к детям и взрослым. В этих случаях развитие протекает плавно, так как ребенок не рывком, а постепенно учится способам взрослого поведения, выполнению сценариев взрослого (статусного) поведения.

  При втором типе перехода ребенок оказывается  неподготовленным к выполнению роли взрослого при достижении формальной зрелости.

  В западной культуре успешный переход к статусу взрослого, особенно в профессиональном плане, требует длительной подготовки. Практически 10 лет.

  С одной стороны, этот затянувшийся переходный период неоднократно предоставляет молодому человеку возможность экспериментировать с различными образами взрослой жизни, не связывая себя окончательными решениями. С другой - эти 10 лет порождают свои собственные сложности и конфликты, например потребность выглядеть независимыми и искушенными в житейских делах, оставаясь при этом экономически зависимыми от родителей.

  Маргинальность  положения подростков (т.е. одновременная  принадлежность к двум сообществам, к миру взрослых и детей) приводит к появлению маргинальной личности; эмоционально неустойчивой и напряженной, чувствительной, агрессивной, застенчивой, конфликтной, склонной к крайним суждениям и оценкам.

  Подростковый  возраст может принести как субъективные трудности, вызванные необходимостью быстрой переориентации на нормы поведения взрослого сообщества, так и затруднения для воспитывающих взрослых, среди которых разные формы его непослушания, сопротивления, протеста, упрямства, грубости, негативизма, строптивости, замкнутости и т.д.

  Сами  подростки, а так же родители и  педагоги чаще всего бывают не готовы принять и выдержать их агрессивные и фрустрирующие проявления. Между тем доказано, что подростки особо нуждаются в психологической поддержке со стороны близкого окружения: родителей, учителей, друзей.

  К. Левин считал, что в подростковый период возникает своеобразный когнитивный «дисбаланс», обусловленный изменением групповой принадлежности, т.е. перемещением из сообщества детей в сообщество взрослых, в ту «когнитивно - неструктурированную» область жизненного пространства, которая полна новизны и неясности и не дифференцируется ими. И потому движение подростка к цели (войти в сообщество взрослых) чревато неожиданностями и ошибками, которые им слабо рефлексируются.

  Отсюда  становится понятным неустойчивость поведения подростков и возникновение различных форм девиантности. Чем меньше был ориентирован в социальном окружении подросток на предыдущих этапах своей жизни, тем труднее решается им задача трансформации и расширения жизненного пространства.

  К числу существенных новообразований  подросткового периода относится  изменение временного измерения, появление «будущего» как психологической детерминанты личности. Временная перспектива напрямую связывается с жизненной перспективой. Меняется масштаб восприятия мира и себя в нем, дифференциация будущих реальных и идеальных целей, уточняются понятия и представления о будущей профессии формируется план жизни.

  Каждый  период жизни ставит перед человеком  сложные задачи развития, требующие  для своего решения новых навыков  и иного отношения. Большинство психологов согласны, что подрастающее поколение неизбежно сталкивается с двумя главными задачами:

  1.   Достижение некоторой автономии и независимости от родителей.
  2.   Формированием идентичности, созданием целостного Я, гармонично сочетающего различные элементы личности.

  А. Фрейд использовала для характеристики эмоционального состояния подростков название «буря и натиск». Быть нормальным в период отрочества -само по себе не нормально». Фрейдисты утверждают, что начало биологического созревания и усиливающееся сексуальное влечение вызывают конфликты между подростками и родителями, и сверстниками и с собой.

  Одно  из новообразований подросткового  возраста - чувство взрослости и  реакция эмансипации от родителей.

  Подростки начинают понимать, что они уже  не дети и стремятся совершать  поступки, которые характеризовали их как взрослых. Подростковая взрослость при этом характеризуется избеганием ответственности за свои поступки. Много прав и мало обязанностей.

Информация о работе Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции