Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:46, реферат
Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу - необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры. Общепринятые нормы поведения неразрывно связаны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Это признание реализуется в процессе общения с ним, в ходе равноправной и взаимоуважительной беседы.
Введение…………………………………………………………………….3
Психологические особенности проведения деловых бесед………..……4
1. Общение, его виды и формы……………………………………..…4
2. Деловая беседа как основная форма делового общения….…..……4
3. Подготовка к беседе………………………………………………….7
3.1 План подготовки беседы………………………………….……..….8
4. Структура делового общения……………………………….…..…...8
4.1 Основные функции деловой беседы……………………………….12
5. Возможные структуры деловых бесед разных видов……………...12
Заключение……………………………
На первой фазе беседы мы ставим следующие задачи:
Как ни странно, многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться, особенно если собеседники находятся на разных социальных уровнях (по положению, образованию и т.д.). Причина заключается в том, что первые фразы беседы оказываются слишком незначительными. Следует иметь в виду, что именно несколько первых предложений часто решающим образом воздействуют на собеседника, т.е. на его решение выслушать нас или нет. Собеседники обычно более внимательно слушают именно начало разговора — часто из любопытства или ожидания чего-то нового. Именно первые два-три предложения создают внутреннее отношение собеседника к нам и к беседе, по первым фразам у собеседника складывается впечатление о нас.
Приведем несколько типичных примеров так называемого самоубийственного начала беседы и проанализируем их.
Так, следует всегда избегать извинений, проявления признаков неуверенности. Негативные примеры:
"Извините, если я помешал...";
"Я бы хотел еще раз услышать...";
"Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать... ".
Нужно избегать любых проявлений неуважения и пренебрежения к собеседнику, о которых говорят следующие фразы:
"Давайте
с вами быстренько рассмотрим..
"Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам...";
"А у меня на этот счет другое мнение... ".
Не следует своими первыми вопросами вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию. Хотя это логичная и совершенно нормальная реакция, в то же время с точки зрения психологии это промах.
Существует множество способов начать беседу, но практика выработала ряд "правильных дебютов". Вот некоторые из них.
1.
Метод снятия напряженности
2. Метод "зацепки" позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы. В этих целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос.
3.
Метод прямого подхода
Очень важно помнить о нашем личном подходе к беседе. Основное правило заключается в том, что беседа должна начинаться с так называемого "вы-подхода". "Вы-подход" — это умение человека, ведущего беседу, поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять. Зададим себе следующие вопросы: "Что бы нас интересовало, будь мы на месте нашего собеседника?"; "Как бы мы реагировали на его месте?". Это уже первые шаги в направлении "вы-подхода". Мы даем собеседнику почувствовать, что мы его уважаем и ценим как специалиста.
Конечно, трудностей в начале беседы не избежать.
Любой человек, живущий в гуще событий и общающийся со множеством людей, постепенно накапливает опыт, формирует свои представления о приемах общения с людьми. Это следует иметь в виду, если возникают сложности в начале беседы, особенно с незнакомыми собеседниками. Типичным примером является спонтанное возникновение симпатии или антипатии, в основе которых лежит личное впечатление, вызванное тем, что наш собеседник нам кого-то напоминает.
Это
может оказать позитивное, нейтральное
или даже негативное воздействие на
ход беседы. Особенно опасно, если случайное
впечатление подкрепится схематичным
мышлением. Таким образом, возникают предубеждения
и предрассудки. В таких случаях нужно
действовать осмотрительно, не торопясь.
3.
Подготовка к беседе
Подготовка к беседе включает в себя:
1. Планирование:
• предварительный анализ участников и ситуации;
• инициатива проведения беседы и определение ее задач;
•
определение стратегии и
• подробный план подготовки к беседе.
2. Оперативная подготовка:
• сбор материалов;
• отбор и систематизация материалов;
• обдумывание и компоновка материалов;
• рабочий план;
• разработка основной части беседы;
• начало и окончание беседы.
3. Редактирование:
• контроль (т.е. проверка проделанной работы);
• придание беседе завершенной формы.
4. Тренировка:
• мысленная репетиция;
• устная репетиция;
• репетиция беседы в форме диалога с собеседником.
Планирование беседы сводится к следующим действиям:
• составление и проверка прогноза деловой беседы;
• установление основных, перспективных задач беседы;
• поиски подходящих путей для решения этих задач (стратегии);
• анализ внешних и внутренних возможностей для осуществления плана беседы;
• определение и разработка среднесрочных и краткосрочных задач беседы, их взаимосвязи и очередности;
• разработка мероприятий для реализации указанных задач (разработка программы работы, плана по отдельным элементам беседы) и др.
Система планирования важных деловых бесед включает:
а) стратегический план — пути и программу действий по достижению целей;
б) тактический план — перечень способов поэтапного достижения целей;
в) план информации и сбора материалов;
г) план систематизации и отбора рабочих материалов — определение организации собранного материала и критерии его отбора;
д) план изложения по времени определяет рамки рабочего плана;
е) рабочий план устанавливает структуру изложения и беседы в целом с учетом имеющегося времени;
ж) план приспособления к собеседникам и обстановке учитывает потенциальные требования и намерения наших "оппонентов" а также особенности обстановки, в которой будет проходить беседа;
з)
план тренировки.
3.1
План подготовки
беседы
I. Планирование беседы (25% времени, предусмотренного в целом на подготовку) — 30 минут:
• 10 минут — в общих чертах ознакомиться с ситуацией и обдумать ее, провести предварительный анализ возможной позиции в сложившейся ситуации;
• 5 минут — определить цели (записать) и задачи беседы;
• 5 минут — подумать, какую пользу могли бы извлечь из беседы Ваши собеседники;
• 10 минут — разработать подробную структуру беседы и план
выступления.
II. Оперативная подготовка (50% времени) — 60 минут:
• 15 минут — собрать материалы, данные и информацию;
• 5 минут — отобрать и систематизировать материалы;
• 10 минут — изучить и увязать материалы, подготовить выводы, найти аргументы;
• 10 минут — написать рабочий план беседы, некоторые вопросы и критические моменты изложить на бумаге;
• 10 минут — стилизовать главную часть беседы (передача информации, аргументации, ответы на замечания);
•
5 минут — подготовить ответы
на возможные замечания и
• 5 минут — разработать начальную и завершающую части беседы.
III. Техническая подготовка (5% времени) — 10 минут.
IV. Контроль и проверка (10% времени) — 12 минут:
• 5 минут — еще раз просмотреть свое выступление;
• 7 минут — внести поправки и придать беседе окончательную
форму.
V. Отработка (10% времени) — 10 минут:
• 5 минут — отрепетировать выступление (в уме);
•
5 минут — прорепетировать и
согласовать ход беседы.
4.
Структура делового
общения
Состоит из пяти основных фраз:
I. Начало беседы.
II. Передача информации.
III. Аргументирование.
IV. Опровержение доводов собеседника.
V. Принятие решений.
Фаза /. Начало беседы
Задачи:
• установление контакта с собеседником;
• создание приятной атмосферы для беседы;
• привлечение внимания;
• побуждение интереса к беседе;
• "перехват" инициативы.
Правильное начало беседы предполагает: точное описание целей беседы, взаимное представление собеседников, название темы, представление лица, ведущего беседу, объявление последовательности рассмотрения вопросов.
При завершении беседы порядок действий должен быть обратный: слово берет ведущий беседы и завершает ее обращением к собеседнику.
На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником?
Во-первых, на ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения.
Во-вторых, обязательно обращение к собеседникам по имени и отчеству.
В-третьих, важен соответствующий внешний вид (одежда, подтянутость, выражение лица).
Проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам является неотъемлемой частью любого общения, а деловой беседы — тем более….
Беседа
должна строиться в форме диалога,
для построения которого как можно
чаще апеллируйте к мнению и ответам
собеседника.
фаза //. Передача информации
Цель этой части беседы заключается в решение следующих задач:
• сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника;
• выявление мотивов и целей собеседника;
• передача запланированной информации;
•
анализ и проверка позиции собеседника.
Пять основных групп вопросов при передаче информации: