Память и пути ее развития и совершенствования в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Актуализация темы. Значение памяти трудно недооценить, особенно для менеджера, которому постоянно приходится работать с большим количеством людей, получать от них информацию, передавать им информацию, запоминать их лица и т. д. Поэтому целями данной курсовой работы, будет понять процессы памяти человека, ее свойства и разработать рекомендации по улучшению памяти. Задачами будет изучить процессы памяти людей и найти способы улучшения памяти.

Содержание

Введение 5
1. Общая часть 6
Память и пути ее развития и совершенствования в управленческой деятельности 6
1.1 Память в системе психологических процессов и свойств личности 6
1.2 Характеристика процессов памяти 7
1.2.1 Запоминание 7
1.2.2 Сохранение 8
1.2.3 Воспроизведение и узнавание 9
1.2.4 Забывание и борьба с ним 11
1.3 Свойства памяти 13
1.4 Способы развития памяти 16
2.Исследовательская часть 18
Исследование памяти у работников магазина «Спортмастер» 18
2.1 Характеристика организации 18
2.2 Формирование батареи тестов 19
2.3 Анализ результатов тестирования 27
Выводы и предложения 28
Литература: 29
Приложения:

Работа содержит 2 файла

Приложения.doc

— 94.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     Забывание может быть обусловлено  работой защитных механизмов нашей  психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем  более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

     Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому материалу. Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

 

1.3 Свойства памяти

 

     Личностные  особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти. Важной чертой является также профессиональная направленность памяти и ее место в структуре психических процессов и свойств личности.

     Виды  памяти. Существует общий уровень развития памяти человека. Говорят о людях с хорошей или плохой памятью, имея в виду общую недифференцированную характеристику памяти. Кроме этой общей характеристики, можно выделить уровень развития у каждого человека отдельных видов памяти.

По  характеру психической  активности:

  • Эмоциональная память - фиксирует чувства, переживания, эмоции
  • Двигательная память – Фиксирует преимущественно совершенные действия
  • Образная память - характеризуется преимущественно запоминанием изображений, цвета, лиц.
  • Словесно память - логическая – фиксирует слова, понятия определения, логику материала

По  характеру целей  деятельности:

  • Произвольная память – основана на запоминании с  специфической установкой запомнить.
  • Непроизвольная память – запоминание без произвольной установки
 
 

По  продолжительности  сохранения материала:

  • Долговременная память - характеризуется длительным хранением информации, чаще всего после многократного повторения
  • Кратковременная память – запоминается на короткий срок после однократного или краткого восприятия
  • Оперативная память – запоминание в деятельности, включающее элементы кратковременной и долговременной памяти

По  осмысленности:

  • Механическая память -  основана на повторении материала без его осмысления
  • Смысловая память – предполагает осмысленное запоминание материала

       Соотношение уровней развития запоминания и сохранения. Запоминание может быть измерено количеством повторений, которое необходимо для воспроизведения того или иного материала. Забывание измеряется временем, протекающим от момента заучивания до забывания. По этим параметрам встречаются следующие типичные особенности памяти:

  • Быстрое запоминание и быстрое забывание. Здесь необходима своевременная организация повторений материала.
  • Медленное запоминание и медленное забывание. В этом случае необходимо обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями.
  • Быстрое запоминание и медленное забывание. Это самое удачное сочетание особенностей процессов памяти.
  • Медленное запоминание и быстрое забывание -  это наименее удачное сочетание процессов памяти. Следует постоянно работать над развитием памяти.

     Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения. Эти параметры также характеризуют индивидуальные особенности мнемической функции личности.

     Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины), равен числу Мегллера 7±2. Число Миллера указывает на количество единиц информации, которое люди обычно удерживают в памяти.

     Объемная  характеристика памяти человека должна учитываться в общении с людьми. Число положений в выступлении следует согласовывать с объемом кратковременной памяти слушателей.

     Точность  памяти - способность без искажения, в тех же самых словах, воспроизвести информацию. Дискуссия требуют точного запоминания слов оппонента. Воспроизведенные своими словами высказывания часто не передают всей глубины и всех оттенков мысли.

     Мобилизационная готовность памяти - умение припомнить нужный материал в данный момент. Мобилизационная готовность памяти развивается в общении, в воспроизведении запомненного материала в новом для него контексте. Опытный менеджер, подготовив доклад, может воспроизвести его иначе: привести другие факты, выразить мысль иными словами, если видит, что у него в ранее продуманной форме сообщения не устанавливается контакт с аудиторией.

     Уверенность в правильности воспроизведения  также связана с широким комплексом личностных качеств человека. Уверенность связана с уровнем развития наблюдательности. Наблюдательный человек обычно более уверен в точности воспроизведения воспринятого, чем невнимательный. Уверенность зависит от внушаемости. Целенаправленное запоминание с установкой на долгое сохранение также способствует уверенному воспроизведению.

 

1.4 Способы развития  памяти

 

     Чем больше умственных усилий мы прилагаем  к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную  структуру, тем легче она потом припоминается. Осмысление материала достигается разными приемами, и, прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана.

     Полезным  приемом осмысления материала является сравнение, то есть нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями.

     Важнейшим методом осмысленного запоминания  материала и достижения высокой  прочности его сохранения является метод повторения. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого повторения некоторым промежутком. Исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.

       Очень близок к методу распределенного  заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя способами:

      • ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность, что он выучен;
      • прочитать материал один - два раза, затем попытаться его произнести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т. д.

       Эксперименты  показывают, что второй вариант намного  продуктивнее и целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.

       Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т. п.

       На  вспоминание материала влияют и  связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

       Способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание, поэтому приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат совершенствованию образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную память.

     Следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.

 

2.Исследовательская часть

Исследование  памяти у работников магазина «Спортмастер»

2.1 Характеристика организации

 
 

       Магазин «Спортмастер». 

       Сфера деятельности организации:

  • Спортивное оборудование
  • Спортивный инвентарь
  • Спортивная одежда и обувь
  • Снаряжение для туризма и отдыха

 

2.2 Формирование батареи тестов

Тест: «Объем памяти» (Приложение А)

Определяет объем  кратковременной памяти. 

       Прочитайте по одному разу каждые ряд слов и цифр и постарайтесь их запомнить. Сначала прочитайте первый ряд, закройте его рукой, запишите запомненное, затем так же второй ряд и т.д.

    1. Крот, стена, пальто, окно, книга, туча, воображение, крючок, нос, лист.
    2. Стул, танк, беда, еж, карандаш, кольцо, ток, лист, газ, ведро.
    3. 1732549068
    4. 3175428096

Результат:

       Подсчитайте количество запомненных слов и цифр после одного прочтения. У большинства  людей объем кратковременной  памяти составляет 7 ± 2 единицы (слова, цифры буквы, изображения и т.д.). Какой объем памяти у Вас? 

Тест: «Память на числа» (Приложение Б)

       Методика  представлена для оценки кратковременной  зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что  обследуемым демонстрируется в  течение 20 секунд таблица с 12 двухзначными числами, которые нужно заполнить и после того как таблица убрана, записать на листе бумаги.

       Инструкция. «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключена в том, чтобы  за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и Вы должны будете записать все числа, которые Вы запомнили. 
 
 

Информация о работе Память и пути ее развития и совершенствования в управленческой деятельности