Память и пути ее развития и совершенствования в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Актуализация темы. Значение памяти трудно недооценить, особенно для менеджера, которому постоянно приходится работать с большим количеством людей, получать от них информацию, передавать им информацию, запоминать их лица и т. д. Поэтому целями данной курсовой работы, будет понять процессы памяти человека, ее свойства и разработать рекомендации по улучшению памяти. Задачами будет изучить процессы памяти людей и найти способы улучшения памяти.

Содержание

Введение 5
1. Общая часть 6
Память и пути ее развития и совершенствования в управленческой деятельности 6
1.1 Память в системе психологических процессов и свойств личности 6
1.2 Характеристика процессов памяти 7
1.2.1 Запоминание 7
1.2.2 Сохранение 8
1.2.3 Воспроизведение и узнавание 9
1.2.4 Забывание и борьба с ним 11
1.3 Свойства памяти 13
1.4 Способы развития памяти 16
2.Исследовательская часть 18
Исследование памяти у работников магазина «Спортмастер» 18
2.1 Характеристика организации 18
2.2 Формирование батареи тестов 19
2.3 Анализ результатов тестирования 27
Выводы и предложения 28
Литература: 29
Приложения:

Работа содержит 2 файла

Приложения.doc

— 94.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

 

 
 
Содержание:

Приложения:

    А- Тест: «Объем памяти», - 1 экз., на 1л.;

    Б- Тест: «Память на числа», -1 экз., на 1л.;

    В- Тест: «Помните ли Вы?», - 1 экз., на 1л.;

    Г- Тест: «Оперативная память», - 1 экз., на 2л.;

    Д - Тест: «Память на образы», - 1 экз., на 1л.;

    Е - Тест: «Продуктивность запоминания», - 1 экз., на 3л.;

    Ё- «Результаты тестирования на объем кратковременной памяти»; «Результаты тестирования на долговременную память», - 1 экз., на 1л.;

 

Введение

 

     Память  — форма психического отражения реальности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о памяти, что особенно актуально для менеджера.

     Все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

     Актуализация темы. Значение памяти  трудно недооценить, особенно для менеджера, которому постоянно приходится работать с большим количеством людей, получать от них информацию, передавать им информацию, запоминать их лица и т. д. Поэтому целями данной  курсовой работы, будет понять процессы памяти человека, ее свойства и разработать рекомендации по улучшению памяти. Задачами будет изучить процессы памяти людей и найти способы улучшения памяти.

 

1. Общая часть

Память  и пути ее развития и совершенствования  в управленческой деятельности

1.1 Память в системе психологических процессов и свойств личности

 

     Память  является основой психической жизни  личности. Без сохранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде.

     Создание  образов в воображении невозможно без запаса представлений, преобразуя которые можно создать нечто новое. Для того чтобы оперировать представлениями и понятиями, необходимо хранить их в памяти. Целостность человеческого «я», осознание себя как личности с определенным отношением к миру, с устойчивыми интересами, мотивами, потребностями невозможно без памяти.

     Оценивая  память как основу психической жизни, нельзя ошибочно представлять ее как, пассивную предпосылку психической деятельности. Память - ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент. Можно дать следующее определение памяти. Память - запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни в деятельности личности.

 

1.2 Характеристика процессов памяти

1.2.1 Запоминание

 

       Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:

  • непреднамеренное (или непроизвольное) - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
  • преднамеренное (или произвольное) характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания, например заучивание. Произвольное запоминание – это особая  и сложная умственная деятельность, подчиненную задаче запомнить.

       Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

       По  другому признаку — по характеру  связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,— запоминание делится  на механическое и осмысленное запоминание. Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности, в отличие от этого осмысленное запоминание основанного на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней.

1.2.2 Сохранение

 

     Сохранение  — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

     Иногда  при сохранении наблюдается явление  реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной памяти. 

     Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и  предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно.

 

1.2.3 Воспроизведение и узнавание

 

       Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

       Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

       Качества  памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и  сохранения. Судить о запоминании  и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, то есть мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

       Формы воспроизведения:

    • узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
    • воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
    • припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в долговременной памяти информации;
    • реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

       Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а, следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

 

1.2.4 Забывание и борьба с ним

 

     Забывание — это естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

     Основные  формы забывания: невозможность припомнить или узнать; неверное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

     Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. 

     Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

     Отрицательное влияние предшествующей запоминанию  деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

     Важным  фактором забывания обычно считают  степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости.

Информация о работе Память и пути ее развития и совершенствования в управленческой деятельности