Отношение к себе разведенных женщин:проблема вступления в повторный брак

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы о разведенных женщинах очевидна, так как во всех цивилизованных странах, за исключением исламского мира, – острое неблагополучие в семейных отношениях. Главная причина та, что в новом историческом жизнеустройстве семья старого типа уже нежизнеспособна, а новые формы е еще не прижились.

Содержание

Введение
1 Отношение к себе разведенных женщин
1.1 Как женщина переживает развод
1.2 Влияние переживаний, связанных с разводом, на отношение женщины к себе и к внешнему миру
1.3 Депрессия – от реакции до болезни
1.4 Личность разведенной женщины с точки зрения аналитической психологии К.Юнга
2 Проблемы вступления в повторный брак
2.1 Можно ли полюбить снова?
2.2 Поиски счастья
2.3 Хрупкое счастье повторного брака
2.4 Знание своего характера и умение управлять своими эмоциями помогают строить отношения
3 Секреты счастья
3.1 Реальность создается разумом
3.2 Любовь к себе – созидательное чувство
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Дипл.работа.doc

— 711.50 Кб (Скачать)

В этот период у женщины могут возникать опасения, мучительное ощущение того, что она не стоит любви. Такие переживания связаны не с тем, что к ней плохо относятся другие люди, а с тем, что ей самой трудно принять и любить себя, а значит и других людей. Вина и обида рождают злость на себя и на весь мир. А такие чувства всегда разрушительны для психики.

Развод – это травма, а травма – это боль. Испытывая боль, человек пытается защититься, поэтому появляется агрессия – разрушительная сила самообороны. Она может быть направлена внутрь, и тогда человек думает о том, чтобы лишить себя жизни. Она может быть направлена и вовне, но тогда нужен враг. Если в нас кипит агрессия, которая жаждет вырваться наружу, мозг автоматически создает образ врага – того, на кого эта агрессия будет направлена. Кем бы он ни был на самом деле – он превратится «в исчадие зла». Это происходит само собой, это рефлекторные реакции, с этим почти ничего невозможно поделать. И если у страха глаза велики, то у гнева они одеты в черные очки. Мир, конечно не так уж добр, но гнев, который разъедает изнутри, превращает его в монстра. Страшно, когда на высоте этих чувств женщина решается на какие-то шаги. Они скорее всего будут неправильными и сами по себе опасны, ведь сейчас трудно оценить ситуацию адекватно, а разлад в чувствах – не самый хороший советчик. В общем, здесь нужно использовать все возможности, все силы своего здравого рассуждения, чтобы не натворить непоправимого.

Женщина долго не решается думать о своем будущем без мужа. Она мучительно свыкается с мыслью, что у нее могут быть и другие отношения, и другой брак. Почему же ей сложно представить свою жизнь без этого человека? Она, эта жизнь, неизвестна, пугает своей неопределенностью. Разумеется, но объясняет ли это женскую нерешительность? Ответ на этот вопрос лежит очень глубоко, гораздо глубже психических механизмов, связанных с феноменом привычки, когда одна привычка утрачена, а другой еще нет или никогда не было, а потому и боязно, и страшно, и дискомфортно. Ответ лежит в плоскости, которую можно было бы назвать «самооценкой». Мужчина, покидающий женщину, формально просто уходит к другой женщине. Но ведь этот поступок во многом воспринимается как жест – что он уходит не «к», а «от». В общем, перед нами, тот классический случай, когда природный, биологический эгоцентризм женского начала подводит женщину.

Женщины по природе своей более эгоцентричны (не путать с эгоизмом). Данное утверждение – не  обвинение, а констатация факта. Факта важного и ценного с эволюционной точки зрения. Биологическая задача женщины выносить, родить и вырастить часть себя – своего ребенка. Отсюда и эгоцентризм – так природа  решила,  что  женщина строит мир вокруг себя: она – в центре, а мир – вокруг. Мужчины, напротив, строят башни, уходящие в небо, и меняют насиженные места, чтобы посмотреть – что там еще такого интересненького. Эгоизм, разумеется, мужчинам свойственен, ведь они всегда движутся к своим целям, и с этим ничего не поделать. Но эгоцентризм, то есть ощущение, что все в этом мире с тобой связано и ко всему в этом мире ты причастен, – это чисто женское. И поэтому женщины все с собой сравнивают, все на себя примеряют, во всем себя находят и все под себя организуют.

Как же проявляет себя женский эгоцентризм в классической ситуации развода? В сознании женщины звучит фраза-приговор: «Он ушел от меня». Возможно, она так и не думает, но она так чувствует. Хотя почти наверняка – он на самом деле ушел «к» ней, то есть к другой женщине, а уж потом, во вторую очередь, «от» своей прежней жены. В общем, мужчина уходит «к» другой женщине. А оставленная жена, как правило, уверена в том, что ушли «от» нее. Но на этом рассуждения женщины не заканчиваются, они идут дальше: «Он ушел от меня, значит, я не хороша собой». Вот, собственно, в этом следствии и состоит самая большая проблема. Женщина ощущает себя ущербной. Начинается долгая экзекуция самобичевания. Более того, формируется целая идеология своей физической ущербности. Начинается долгий и деструктивный рассказ самой себе о том, какая она – «никуда не годящаяся», «никому не нужная». Женщина сомневается, ей кажется, что она что-то не так делает, или просто постарела и стала страшной. Вообще снижение самооценки, самоуничижение – это один из классических симптомов депрессии. Какое-либо сравнение с «другой», с той, которой он ее предпочел, в принципе проигрышное, ведь он предпочел ее. Следовательно, вердикт вынесен, приговор озвучен. И это замкнутый круг.

 

1.3 Депрессия – от реакции до болезни

 

«Депрессия – состояние дистресса и эмоционального расстройства, препятствующее социальному функционированию, продуктивности  и возникающее в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому жизненному событию. Стрессовый фактор может поражать интегральность социальной сети больного (потеря близких, переживание разлуки), а также более широкую систему социальной поддержки и социальных ценностей. Проявления различны и включают в себя депрессивное настроение, тревогу, беспокойство (или их смешение); чувство неспособности справляться, планировать или продолжать оставаться в настоящей ситуации; а также некоторую степень снижения продуктивности в ежедневных делах. Индивидуум может чувствовать склонность к драматическому поведению и вспышкам агрессивности».2

Коротко можно сказать, что депрессия – это острая реакция на стресс или расстройство адаптации. С этого, собственно говоря, все и начинается – с острой реакцией на стресс и последующей дезадаптации. Объявление о разводе – это как раз тот самый дистресс. Дальше, как правило, депрессивные ноты берут верх. И через пару-тройку недель от начала бракоразводной истории, то есть состояния острого стресса, мы узнаем, что такое депрессия. Депрессивная реакция постепенно превращается в болезнь – депрессию. Симптомы депрессии:

– сниженное настроение, чувство уныния, подавленности, тоски на протяжении более двух недель;

– утрата интереса к жизни, способности испытывать удовольствие;

– общая слабость, снижение активности, энергичности, повышенная утомляемость, быстрая истощаемость;

– трудно сосредоточиться, удерживать внимание, рассеянность;

– снижение самооценки, возникновение чувства неуверенности в себе, идеи виновности и самоуничижения;

– мрачное и пессимистичное видение будущего;

– идеи или действия по самоповреждению и суициду;

– нарушение сна – трудно заснуть, поверхностный сон, ранние утренние пробуждения;

– изменение  аппетита  может  возникнуть  полное  отвращение  к пище

(женщины теряют за первый месяц до десяти килограммов), иногда, напротив, может начаться неконтролируемый жор;

_________________________

2Болльшой толковый психологический словарь Т.1 (А – О); Пер. с англ. / Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2001. – с.225.

 

– ощущение физического недомогания.

Чем же реакция отличается от болезни? Депрессивная реакция – просто реакция. Настроение снижается, есть ощущение подавленности, тоски. В общем, несчастье и себя жалко. Но это не все. Вместе с этим человек, как правило, испытывает сильное чувство тревоги. Правда, часто мы тревожимся, а чувства этого не осознаем; это вообще характерно для тревоги: быть в нас инкогнито. Депрессия и тревога стартуют одновременно, но пока бегут по разным дорожкам: человек подавлен, потому что все в его жизни теперь не так, и одновременно с этим начинает тревожиться: «А как жить дальше?!» Когда человеку больно, он плачет, но еще не пытается бежать в укрытие, под чью-нибудь защиту. Так вот, слезы – это депрессия, бегство – тревога.

Итак, пренеприятнейшее известие, стресс – отчего депрессивная реакция и чувство тревоги. И вот женщина грустит-грустит, печалится. А тревога тем временем становится все больше и больше – ведь чем дальше, тем отчетливее ты понимаешь, что определенности  все меньше и меньше, а «неизвестных», напротив, все больше, все более уязвимой и незащищенной становится жизнь. Тревога нарастает, депрессия идет вниз. Отсюда может возникать ложная бодрость, внутри колотит – хочется куда-то бежать, что-то делать. Но все это активность пустая, бессмысленная и беспощадная. Короче говоря, в какой-то момент напряжение начинает зашкаливать и наша психика оказывается перед угрозой: долго терпеть неопределенность она не может, постоянно находиться в состоянии стресса и напряжения невозможно. Психика должна найти какое-то решение, какой-то способ совладать с этой внутренней ситуацией, спасти жизнь. И она это делает. Депрессивная реакция превращается в болезнь. Депрессия является защитным механизмом. Она защищает психику от избыточной тревоги. Депрессивные мысли, депрессивное состояние – это что-то вроде пены из огнетушителя. Чтобы от тревоги, образно выражаясь, мозги не закипели, депрессия начинает заливать их классическими своими утверждениями – «все плохо», «все пропало», «я никуда не гожусь», «будущего нет». Когда же женщине удается убедить себя в том, что все, конец, надеяться больше не на что, жизнь погибла, утрачена безвозвратно, то ей на какой-то миг становится легче. Конечно, если все пропало, то ведь можно больше и не стремиться ни к чему, никуда не бежать, ни о чем не переживать, не мучиться. Зачем, если все кончено?!

И от этого инсайта, от этого внезапного прозрения вдруг наступает столь желанное облегчение. Напряжение резко идет вниз, а психика, смирившись с фатальным исходом, переживает чувство тихой радости – счастье-счастье. Странно, конечно, но это приятное чувство, очень! И оно становится тем положительным подкреплением, которое заставляет мысли двигаться теперь только так, а не иначе. Теперь все думы только о том, что все плохо, что все кончилось, что она сама никуда не годится и поэтому рассчитывать ей не на что. Она повторяет это внутри своей головы как священную мантру с одной единственной целью – только бы снова не начать тревожиться, только бы снова не испытывать того страшного чувства тревоги, паники перед неопределенностью, перед необходимостью действовать, предпринимать какие-то шаги, двигаться в неизвестное. Все, об этом можно забыть. И таким образом печальная депрессия становится счастливой избавительницей.

По мнению доктора Андрея Курпатова, женщина, идущая по этому пути, то есть от стресса и тревожно-депрессивной реакции к болезни, к депрессии, делает это неосознанно. Это происходит само собой, природа защищает ее таким образом от психологического стресса, останавливает в тревожном метании, как бы замораживает.3 С одной стороны, это вроде бы и хорошо, поскольку, конечно лучше в депрессии быть, чем помереть от тревоги. Но, с другой стороны, хорошего в этом нет ничего абсолютно, потому что если вовремя это безобразие не пресечь, то быть беде. Эти мысли настолько укореняться в ее сознании, что женщина станет верить в то, что она действительно свое отжила, никому она не нужна, ни чего собой не представляет и ни на что, соответственно, рассчитывать

_________________________

3Курпатов А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод. – 2-е издание. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – с.232.

не может. Все это, разумеется, неправильно, еще пару месяцев назад она так не и близко думала, но сейчас депрессия, а у нее свои правила.

Если не принять меры, есть риск ввалиться в тяжелую, серьезную, затяжную депрессию, выйти из которой крайне сложно. Понятно, что легче отрешиться от всего и погрузиться в тоску, жалея себя. Тоже вариант, конечно, но плохой. На самом деле нет ни чего хуже, чем приучить себя быть депрессивным человеком. А жизнь тем временем проходит мимо. А ведь можно эти силы, а тревога – это именно силы, инвестировать в жизнь, потратить с пользой.

Прежде всего, употребить силы своей тревоги следует в профессиональной сфере. Не складывается личная жизнь, ну так надо заняться работой. Желательно, правда, не новой, потому что новизны в этот период и так хватает. Но если неновой нет, то и новая подойдет, а там опять же люди, общение. То, что нужно. Общение с людьми лучшее лекарство от депрессии. Необходимо обретать самостоятельность, нужно поднимать и поддерживать самооценку.

И главное – на фоне всего этого ни в коем случае не потакать своей раздражительности, не позволять несчастьям превращаться в некую догму, довлеющую над жизнью, и ни в коем случае нельзя думать, что люди плохи: что все мужчины предают, а женщины – разлучницы. В общем, не надо обобщать. Ведь любое обобщение, в такой ситуации – это прямая дорога в депрессию. «Все плохо», «ничего не получится», «все кончилось», «я никуда не гожусь» – это обобщения и это депрессия. Поэтому, как бы не было тяжело, нужно поставить этому «гению пропаганды» заслон, подвергать жесткой цензуре его установки, разрушающие жизнь. И делать это изо всех сил, потому что депрессия – это худшее из последствий развода.

Нужно относиться к своим проблемам с выраженным и категоричным антагонизмом. Иначе есть вероятность, что человек, которому выпали на долю психологические проблемы, срастется с ними, привыкнет к ним, как к своим старым вещам.

 

1.4 Личность разведенной женщины с точки зрения аналитической

психологии К.Юнга

 

Аналитическая теория Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных сил для поддержания психического здоровья.

По теории К.Юнга личность состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. В Эго представлено все, что человек осознает.

К Эго примыкает индивидуальное бессознательное – сфера личности, состоящая из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты или проигнорированы. В него входят и те чувственные впечатления, которым не достает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Содержание индивидуального бессознательного может быть осознано; между ним и Эго осуществляется интенсивный двусторонний обмен.

Индивидуальное бессознательное содержит в себе множество комплексов. Комплекс – это связанная группа чувств, мыслей, образов, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. Комплекс имеет ядро, притягивающее различные переживания. Чем больше исходящая из ядра сила, тем больше переживаний оно привлечет. Комплекс мешает дышать, беспокоит, ведет себя как отдельная личность. Когда человек хочет что-то сказать или сделать, но сталкивается с комплексом, он говорит или делает нечто отличное от того, что намеривался.

Информация о работе Отношение к себе разведенных женщин:проблема вступления в повторный брак