Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:54, курсовая работа
Цель исследования – на основании теории и практики рассмотреть отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие восприятия и ощущения.
- рассмотреть виды ощущения;
- проанализировать особенности отличия восприятия от ощущения;
- рассмотреть экспериментальную часть;
- рассмотреть экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки;
- провести эксперимент;
- проанализировать анализ результатов проведенного эксперимента.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………...5
Понятие восприятия и ощущения…………………………………..5
Виды восприятия…………………………………………………...10
Особенности восприятия…………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………..19
Глава 2. Экспериментальная часть………………………………………20
2.1. Экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки………………………………………………...20
2.2. Проведение эксперимента…………………………………………..21
2.3. Анализ результатов проведенного эксперимента………………....23
Выводы по второй главе…………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы……………………………
Еще
одно отличие восприятия в его
развитых формах от ощущений состоит
в том, что итогом возникновения
ощущения является, некоторое чувство
(например, ощущения яркости, громкости,
соленого, высоты звука, равновесия и т.
п.), в то время как в результате восприятия
складывается образ, включающий комплекс
различных взаимосвязанных ощущений,
приписываемых человеческим сознанием
предмету, явлению, процессу. Для того
чтобы некоторый предмет был воспринят,
необходимо совершить в отношении его
какую-либо встречную активность, направленную
на его исследование, построение и уточнение
образа. Для появления ощущения в этом
нет необходимости. Отдельные ощущения
как бы "привязаны" к специфическим
анализаторам, и достаточно бывает воздействия
стимула на их рецепторы, чтобы ощущение
возникло. Образ, складывающийся в результате
процесса восприятия, предполагает взаимодействие,
скоординированную работу сразу нескольких
анализаторов. В зависимости от того, какой
из них работает активнее, перерабатывает
больше информации, получает наиболее
значимые признаки, свидетельствующие
о свойствах воспринимаемого объекта,
различают и виды восприятия. Соответственно
выделяют зрительное, слуховое, осязательное
восприятие. Четыре анализатора - зрительный,
слуховой, кожный и мышечный - чаще всего
выступают как ведущие в процессе восприятия.
Восприятие, таким образом, выступает
как осмысленный (включающий принятие
решения) и означенный (связанный с речью)
синтез разнообразных ощущений, получаемых
от целостных предметов или сложных, воспринимаемых
как целое явлений. Этот синтез выступает
в виде образа данного предмета или явления,
который складывается в ходе активного
их отражения.
Список
литературы
1. Апраксина О.А. Методик развития музыкального восприятия, – М., 2005. 235 с
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Психология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-С.290
3. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. С. 37—44
4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях, – М.: Изд. центр «Академия», 2002. 542 с
5. Блонский П.П. Педагогические и психологические сочинения, – М., 2005. 425 с
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком, – М., 2002. 542 с
8. Брунер Дж. Психология познания, – М., 1977.563 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства, – М., 2000. 143 с.
10. Головинский Г.Л. О вариативности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки: Сб.статей под ред. В. Максимова, – М., 2000.235 с.
11. Гуткина Н.И. О возникновении рефлексивных ожиданий в онтогенезе. // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. Всес. конф., – М., 1979.
12. Дажидарьян И.А. Психология общения и развития личности. // Психология формирования и развития личности, – М.: Наука, 2001. с.
13. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 524.
14. Жинкин Н.И. Мимика больного человека // Вопросы психологии 2008 №3
15. Каргапольцев С.М. Музыкальное воспитание как фактор воспитания: Теория, история, практика. / Южно-Уральский научно-образовательный центр РА образования, – Челябинск: Б.И., 2002
16. Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие, – Оренбург: ООИПКРО, 2002.432 с.
17. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия, – М., 2002. 532 с.
18. Немов Р.С. Психология, – М.: Просвещение, 2005 653 с.
19. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема, – Киев: Муз. Украина, 2005. 463 с.
20. Петрушин В.И. Психология, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. 423 с.
21. Проблемы музыкального образования на современном этапе в контексте истории отечественной музыки. / Межвуз. сборник. Оренбургский гос. институт искусств., Издательство ООИПКРО, 2002.432 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 –С.182
23. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. - С. 73—74
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 –С.182
25. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников // Музыка в школе, 2003 №2 /
26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей, – М., 2007.253 с.
27. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная Психология, – М., 2006.
28. Хрипун В. Феномен музыкального искусства и духовное становление личности / В.Хрипун Оренбургский гос. институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, – Оренбург, 2002. 234 с.
29. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству, – М.: Аквариум, 2007. 146 с
Информация о работе Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия