Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основании теории и практики рассмотреть отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие восприятия и ощущения.
- рассмотреть виды ощущения;
- проанализировать особенности отличия восприятия от ощущения;
- рассмотреть экспериментальную часть;
- рассмотреть экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки;
- провести эксперимент;
- проанализировать анализ результатов проведенного эксперимента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………...5
Понятие восприятия и ощущения…………………………………..5
Виды восприятия…………………………………………………...10
Особенности восприятия…………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………..19
Глава 2. Экспериментальная часть………………………………………20
2.1. Экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки………………………………………………...20
2.2. Проведение эксперимента…………………………………………..21
2.3. Анализ результатов проведенного эксперимента………………....23
Выводы по второй главе…………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия..doc

— 202.50 Кб (Скачать)

      Еще одно отличие восприятия в его  развитых формах от ощущений состоит  в том, что итогом возникновения  ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения в этом нет необходимости. Отдельные ощущения как бы "привязаны" к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.  
 
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

      1. Апраксина О.А. Методик развития музыкального восприятия, – М., 2005. 235 с

      2. Алексеев П.В., Панин А.В. Психология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-С.290

      3. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. С. 37—44

      4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях, – М.: Изд. центр «Академия», 2002. 542 с

      5. Блонский П.П. Педагогические и психологические сочинения, – М., 2005. 425 с

      6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком, – М., 2002. 542 с

      8. Брунер Дж. Психология познания, – М., 1977.563 с.

      9. Выготский Л.С. Психология искусства, – М., 2000. 143 с.

      10. Головинский Г.Л. О вариативности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки: Сб.статей под ред. В. Максимова, – М., 2000.235 с.

      11. Гуткина Н.И. О возникновении рефлексивных ожиданий в онтогенезе. // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тез. докл. Всес. конф., – М., 1979.

      12. Дажидарьян И.А. Психология общения и развития личности. // Психология формирования и развития личности, – М.: Наука, 2001. с.

      13. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 524.

      14. Жинкин Н.И. Мимика больного человека // Вопросы психологии 2008 №3

      15. Каргапольцев С.М. Музыкальное воспитание как фактор воспитания: Теория, история, практика. / Южно-Уральский научно-образовательный центр РА образования, – Челябинск: Б.И., 2002

      16. Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие, – Оренбург: ООИПКРО, 2002.432 с.

      17. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия, – М., 2002. 532 с.

      18. Немов Р.С. Психология, – М.: Просвещение, 2005 653 с.

      19. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема, – Киев: Муз. Украина, 2005. 463 с.

      20. Петрушин В.И. Психология, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. 423 с.

      21. Проблемы музыкального образования на современном этапе в контексте истории отечественной музыки. / Межвуз. сборник. Оренбургский гос. институт искусств., Издательство ООИПКРО, 2002.432 с.

      22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 –С.182

      23. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. - С. 73—74

      24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 –С.182

      25. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников // Музыка в школе, 2003 №2 /

      26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей, – М., 2007.253 с.

      27. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная Психология, – М., 2006.

      28. Хрипун В. Феномен музыкального искусства и духовное становление личности / В.Хрипун Оренбургский гос. институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, – Оренбург, 2002. 234 с.

      29. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству, – М.: Аквариум, 2007. 146 с

Информация о работе Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия