Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основании теории и практики рассмотреть отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие восприятия и ощущения.
- рассмотреть виды ощущения;
- проанализировать особенности отличия восприятия от ощущения;
- рассмотреть экспериментальную часть;
- рассмотреть экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки;
- провести эксперимент;
- проанализировать анализ результатов проведенного эксперимента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………...5
Понятие восприятия и ощущения…………………………………..5
Виды восприятия…………………………………………………...10
Особенности восприятия…………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………..19
Глава 2. Экспериментальная часть………………………………………20
2.1. Экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки………………………………………………...20
2.2. Проведение эксперимента…………………………………………..21
2.3. Анализ результатов проведенного эксперимента………………....23
Выводы по второй главе…………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия..doc

— 202.50 Кб (Скачать)

      Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, а в тесной связи с ними: с мышлением - осознаем и понимаем воздействующий предмет; с речью - называем его; с чувствами - как-то относимся к нему; с волей - организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.

      Восприятие - это процесс психического отражения предметов и явлений в единстве их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

      Как и в случае с ощущениями, при  восприятии мы имеем дело с процессом, и с его результатом в виде образа воспринимаемого предмета или явления. Эти образы называются перцептивными образами, перцептами (от латинского perceptio - восприятие) или образами восприятия. Вместе с сенсорными образами они составляют группу первичных образов. Этой группе противопоставляется группа вторичных образов, куда входят образы памяти и воображения, формируемые в результате переработки первичной информации, получаемой в ощущениях и восприятиях.3

      При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Например, образ котлеты формируется через взаимодействие вкусовых, зрительных, обонятельных и кинестетических анализаторов. И.М. Сеченов писал: «У человека к таким ассоциациям ощущений очень часто присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет».

      Особое  значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют  практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение  наблюдаемого объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микродвижениями глаз. Многочисленные исследования показали, что если бы глаза были абсолютно неподвижны, то мир воспринимался бы как некое расплывчатое световое пятно, а не многообразная совокупность предметов. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслимо без движений языка. Как отмечал И.М. Сеченов, в процессе приобретения опыта сенсорный и двигательный аппараты соединяется в единую воспринимающую систему.

      Восприятие  как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа − зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

      Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется прежде всего благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

      Каждый  из видов восприятия имеет свои специфические  особенности и механизмы. Их описание представляет задачу как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, кибернетики.

      Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность и обобщенность, структурность, избирательную направленность, апперцепцию, константность.

      Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к реальным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам.

      Целостность восприятия выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Целостность предмета определяется его функциональным назначением в деятельности или жизни человека. Отельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Тенденция сознания к целостности объекта, изображенного на рис. 1, настолько велика, что мы даже видим стороны прямоугольника.

      

      Рис. 1 Иллюстрация целостности восприятия

      Осмысленность и обобщенность. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается.

      Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом. Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки. Восприятие в значительной мере зависит от цели и задач деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

      Наиболее  простая форма осмысливания предметов  и явлений – узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.

      Осмысленность восприятия устраняет некоторые  зрительные иллюзии (рис. 1) . На рис. 2а возникает иллюзия преломления прямой, проходящей через перекрывающие ее объекты. На рис. 2б эта иллюзия исчезает благодаря осмысленности восприятия.4

      

      а)                                   б)

      Рис. 1.1.2.2 Иллюстрация осмысленности  восприятия 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
    1. Особенности отличия восприятия от ощущений
 
 

      Существует  три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения соответствуют отдельным  свойствам предметов, восприятия —  системе свойств предмета (ощущение вкуса яблока и, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия, например ощущения холода, темноты, но восприятия невозможны вне ощущений. Будучи генетической предпосылкой восприятий и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения все же существуют преимущественно как части целостных восприятий. Поэтому если восприятие есть образ внешнего предмета, то и ощущениям должна быть свойственна та или иная степень образности. Более полный образ, что, очевидно, имеется в восприятии.

      Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. В деятельности отдельные ощущения обретают реальную значимость. Осознание соотнесенности цвета каких-либо предметов с самими предметами в онтогенетическом развитии индивида вырабатывается, например, при практическом взаимодействии ребенка с этими предметами, при движении его рук по контуру предмета, при ощущении плотности фигуры предмета. Здесь «исправлению» подвергается ощущение цвета, которое ранее казалось расположенным непосредственно на поверхности глаз, но которое теперь стало восприниматься как связанное с предметом, находящимся на расстоянии от субъекта. В единстве с данным ощущением представлены уже и другие ощущения, дающие информацию о структуре объекта. По своему характеру восприятия оказываются изоморфными объекту.

      Восприятие — осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся; ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны.5

      Отправной точкой в изучении восприятия служит выявление взаимосвязи между  восприятием и ощущением.

      Природа рецепторных аппаратов у различных видов животных весьма различна и позволяет воспринимать звуковые или световые волны более или менее высокой частоты: собака слышит ультра-звуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некоторые животные не различают цветов...

      Человек занимает свое место в этой иерархии, и, хотя диапазон волн, которые он способен воспринять, довольно широк, он улавливает далеко не все. Более того, даже внутри одного вида ощущение варьирует в зависимости от качества сенсорных аппаратов. У одного хорошее зрение, но посредственный слух, другой может похвастаться качеством и остротой обоняния.

      Закон Вернера - Фехтера сформулирован следующим образом:

      абсолютный  порог ощущения - это наименьшая интенсивность стимула, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение;

      дифференциальный порог ощущения - это увеличение интенсивности раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать у субъекта изменение ощущения.

      Именно  Фехтер сформулировал отношение, существующее между ощущением и раздражителем: ощущение увеличивается как логарифм раздражения.

      Ощущение  называется элементарным, если оно физиологически и анатомически точно определено. Оно, следовательно, соответствует конкретному типу рецептора и типу системы передачи.

      Ощущение  называется сложным, если оно связано с различными сенсорными органами и требует их согласованного действия. Большинство наших ощущений -- сложные. Так, например, курильщик ощущает не только вкус табака, его дополняют обонятельные и зрительные ощущения.

      Количество  основных сообщений, которые получает кора головного мозга в течение  жизни человека, можно оценить  в миллион миллиардов. Однако по-прежнему остается открытым вопрос, зарегистрировал ли мозг эти сообщения, как он их истолковал и проанализировал. Именно он, как мы сказали, отбирает информацию и для этого принимает во внимание то, что знает, т.е. прошлый опыт.

      На  уровне коры головного мозга ощущение перестает быть импульсом физико-химического типа и приобретает смысл. Здесь осуществляется переход от ощущения к восприятию.

      Таким образом, ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многом определяются физиологическими функциями.

      Восприятие - явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятия характеризуется как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретация. В целом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает из картины «реальность» чувственного мира.

      Завершающим событием в процессе восприятия может  быть реакция или поведение (явное  или завуалированное), которое необходимо, чтобы восприятие рассматривалось  как поведенческое событие, как  важная составляющая организационного поведения.

      Поведение человека во многом зависит от того, как он воспринимает ситуацию, в которой находится. Восприятие является важным источником объяснения поведения. К тому же, изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить его поведение. Таким образом, изучение восприятия -- одна из основных задач психологии.

      Все люди различны. Эти различия проявляются во всем многообразии характеристик человека. Люди имеют разный возраст, пол, образование, говорят на разных языках и по-разному ведут себя. Это разнообразие существенно расширяет потенциал и возможности организации, и оно же порождает трудности в ее управлении, а также проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением.

      Создавая  роли, организация стремится к стандартизации и унификации. Однако если большинство ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей с трудом вписывается в стандартизированные рамки. Для того чтобы определить противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также между поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что является основополагающим в поведении человека, т.е. необходимо знать, как он воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, чем мотивируются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что само собой разумеется.

Информация о работе Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия