Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основании теории и практики рассмотреть отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие восприятия и ощущения.
- рассмотреть виды ощущения;
- проанализировать особенности отличия восприятия от ощущения;
- рассмотреть экспериментальную часть;
- рассмотреть экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки;
- провести эксперимент;
- проанализировать анализ результатов проведенного эксперимента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………...5
Понятие восприятия и ощущения…………………………………..5
Виды восприятия…………………………………………………...10
Особенности восприятия…………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………..19
Глава 2. Экспериментальная часть………………………………………20
2.1. Экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки………………………………………………...20
2.2. Проведение эксперимента…………………………………………..21
2.3. Анализ результатов проведенного эксперимента………………....23
Выводы по второй главе…………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия..doc

— 202.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

      Введение…………………………………………………………………….3

      Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………...5

    1. Понятие восприятия и ощущения…………………………………..5
    2. Виды восприятия…………………………………………………...10
    3. Особенности восприятия…………………………………………..15

      Выводы  по 1 главе………………………………………………………..19

      Глава 2. Экспериментальная часть………………………………………20

      2.1. Экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки………………………………………………...20

      2.2. Проведение эксперимента…………………………………………..21

      2.3. Анализ результатов проведенного эксперимента………………....23

      Выводы  по второй главе…………………………………………………26

      Заключение……………………………………………………………….27

      Список  литературы……………………………………………………....30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.

      В образах восприятия фиксируются  многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление  движения, длительность воздействия  внешнего раздражителя на субъекта восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.

      Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: наблюдательности, восприятия времени и характера влияния  познавательного контроля на зрительное восприятие.

      Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность  и категориальность (осмысленность  и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

      Объект  исследования – восприятие и ощущение.

      Предмет исследования – отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.

      Цель  исследования – на основании теории и практики рассмотреть отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.

      Исходя  из цели поставлены следующие задачи:

      - рассмотреть понятие восприятия  и ощущения.

      - рассмотреть виды ощущения;

      - проанализировать особенности отличия восприятия от ощущения;

      - рассмотреть экспериментальную  часть;

      - рассмотреть экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки;

      - провести эксперимент;

      - проанализировать анализ результатов  проведенного эксперимента. 

      Глава 1. Теоретическая часть 

      
    1. Понятие восприятия и ощущения
 

      Традиционно принято использовать термины «ощущение» и «восприятие» для обозначения  разных явлений. Термином «ощущение» обозначаются начальные процессы обнаружения и кодирования энергии физического мира. Отсюда следует, что ощущения связаны с начальной стадией контакта организма с окружающей его средой. Потенциальными энергетическими сигналами, которые может послать среда, являются свет, давление, тепло, химические вещества и т. д., и наши органы чувств — окна в окружающий мир — получают эту энергию и трансформируют ее в биоэлектрический нейронный сигнал, который отправляется в мозг. В реализации этой первой стадии познания мира участвуют специальные нейронные единицы, или рецепторные клетки (они будут описаны ниже в этой же главе), реагирующие на тот или иной вид энергии. Так, например, клетки сетчатки глаза реагируют на световую энергию, а столь же избирательно действующие вкусовые рецепторы языка реагируют на молекулы химических соединений. Изучение ощущения включает изучение всех этих биологических событий, но не исчерпывается ими. Психолог, изучающий зрительные ощущения, не ограничится рассмотрением физического строения глаза и его реакции на световую энергию, но попытается также понять, как именно сенсорный опыт связан и с внешним стимулированием, и с функционированием глаза.

      Под ощущениями как таковыми понимают непосредственные, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определенного рода, иными словами, они относятся к осознанному знанию о качестве или характеристических признаках окружающих нас предметов, таких как «тяжелый», «теплый», «громкий» и «красный», и это знание, как правило, является результатом воздействия простого, изолированного раздражителя.

      Что же касается восприятия, то оно является результатом психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память. В соответствии с этими различиями между ощущением и восприятием наши глаза могут вначале зафиксировать ряд быстро сменяющих друг друга на телевизионном экране цветных изображений (это есть работа ощущения), но то, что мы видим на экране или воспринимаем благодаря ему, представляет собой изображение зрительных событий, в которых люди и предметы осмысленно взаимодействуют между собой в пространстве. Точно так же типичный внешний звуковой раздражитель заставит наши барабанные перепонки вибрировать определенным образом, создавая мгновенно узнаваемую его особенность, в частности громкость, но мы слышим или воспринимаем разговор или мелодию. Следовательно, восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление информации, поступающей от сенсорных систем. Иными словами, восприятие представляет собой результат упорядочения ощущений и их превращение в знания о предметах и событиях физического мира.1

      Определив эти различия, следует отметить, что они имеют скорее историческое, нежели практическое или функциональное значение. Говоря о многих значимых контактах с внешним миром, трудно, если вообще возможно, провести границу между ощущением и восприятием. Слушая музыку, мы разве отдаем себе отчет в том, каковы особенности отдельных нот, в частности какова их абсолютная высота и громкость? Беря в руки знакомый предмет, будь то книга или карандаш, можем ли мы почувствовать давление, оказываемое ими на наши пальцы или ладони, независимо от того, каков предмет на ощупь? В обоих случаях ответ отрицательный. В общем, ощущение и восприятие представляют собой взаимосвязанные и неразделимые процессы. Как правило, лишь в контролируемых лабораторных условиях можно инициировать изолированные ощущения, не имеющие ни смысловой, ни контекстуальной нагрузки и не связанные с предшествующим опытом испытуемого. Следовательно, хоть эти термины и станут частью нашего словаря, в данной книге мы, как правило, будем избегать четкого разграничения ощущения и восприятия и будем придерживаться интегрированного подхода. Иными словами, мы согласны с теми, кто считает, что результатом воздействия окружающей среды обычно является полезная для организма информация, часть которой — сравнительно простая информация общего характера (например, яркость предмета), а часть — более сложная (например, информация, связанная с идентификацией предмета).

      Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие, конечно же, вправе спросить, зачем нужно изучать его. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, как вскоре станет ясно из представленной ниже информации, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности. Роль чувств в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как именно мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию.

      Во-вторых, еще одна причина, тесно связанная  с первой и побуждающая изучать ощущение и восприятие, — их важность для получения системных знаний о самих себе и об окружающем нас мире. Это справедливо, ибо все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений и восприятия. Наши чувства — это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность. Иными словами, наши знания о мире и наше внутреннее ощущение физической реальности проистекают из полученной нами сенсорной информации. Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, подумайте о том, как вы получаете информацию о происходящем вокруг вас. Вы постоянно в курсе сенсорных событий — зрительных образов, звуков, осязательных ощущений и, вероятно, запахов. Восприятие внутренней, и особенно внешней, среды есть нечто такое, что мы испытываем почти постоянно. А теперь подумайте о том, во что превратилась бы ваша повседневная жизнь, если бы вы внезапно лишились одного или нескольких чувств. Учитывая уровень современных технологий, вы, скорее всего, приспособились бы и научились обходиться без того, что потеряли. Однако очевидно и то, что ваша осведомленность о среде обитания соответственно уменьшилась бы, и в зависимости от обстоятельств ваше благополучие, а возможно, и сама жизнь оказались бы под угрозой.

      Есть  также немало практических причин для  изучения ощущения и восприятия. Этот раздел психологии имеет дело с важными, если не с решающими, аспектами нашего повседневного взаимодействия с внешней средой. Вы только представьте себе, как часто вам приходится иметь дело с огромным количеством разных приспособлений, созданных для того, чтобы поставлять информацию через сенсорные системы человека: светофоры, автомобили, часы, телефоны, стереосистемы, видеодисплеи (например, компьютеры и телевизоры). Подумайте также о некоторых важных практических последствиях наших контактов с физическим миром при помощи сенсорных раздражителей. Например, какие звуки и цвета с наибольшей вероятностью будут восприняты как сигналы опасности? Правда ли, что лучше всего для этой цели подходит красный цвет? Является ли вой сирены эффективным звуковым сигналом? Следует ли вообще избегать природных веществ, обладающих неприятным, прежде всего горьким, вкусом? Какие акустические характеристики поступающего извне раздражителя позволяют нам безошибочно локализовать его источник? Что происходит с чувствительностью нашего зрения, когда мы переходим из освещенного помещения в темноту? Является ли врожденным восприятие глубины? Каков порог чувствительности каждой данной сенсорной модальности, оптимально исполняющей возложенные на нее функции? Как интенсивное стимулирование — например, оглушительный шум или ослепительный свет — влияет на способность к восприятию?

      Если  говорить о практической целесообразности, то изучение ощущения и восприятия вооружает ученых умением выявлять и лечить людей с нарушениями  сенсорно-перцептивной системы. Например, психологи, изучающие слух, считают, что его характерное понижение связано с длительным воздействием сильного шума. Как правило, исследователи связывают снижение уровня ощущений и восприятия со специфическими внешними событиями, такими как недостаток опыта, травма, болезнь или возрастные изменения. Старение оказывает глубочайшее влияние на эффективность сенсорных систем. Рассмотрим следующий пример, связанный со слухом: поскольку верхний слуховой порог (имеется в виду абсолютная высота того или иного звука, т. е. насколько высоким или низким он кажется) с возрастом понижается, использование высокого звука в качестве сигнала тревоги стало бы опрометчивым поступком, ибо пожилые люди вполне могут не услышать его.2  
 
 
 
 
 
 

      1.2. Виды восприятия 

      Взаимодействие  анализаторов подготавливает почву  к переходу в чувственном познании на более высокий по сравнению с ощущениями уровень - уровень восприятия или иначе к переходу от сенсорного на перцептивный уровень познания. Этот уровень, однако, нельзя рассматривать как некое суммирование ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. В итоге мы получаем не некоторый набор из нескольких ощущений, а комплекс информации, дающий общее представление о воспринимаемом предмете, обладающем помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств еще и соотношением этих свойств между собой и некими обобщающими характеристиками. Все это дает человеку сведения о биологической и социальной значимости для него этого предмета.

Информация о работе Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия