Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа
Актуальность работы.
Эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом эмоций.
В них (эмоциях) проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции — это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
В результатах выполнения интеллектуального теста Джексона (МАВ) между экстравертами и интровертами не было различий ни по одному из субтестов. В 1969 году Айзенк и Коксон провели сравнительные исследования уровня общего интеллекта (IQ) у экстравертов и интровертов.
Д. Роулинг и М. Карни [], анализируя корреляции между шкалами опросника EPQ и четырьмя субтестами WAIS («Арифметический», «Осведомленность», «Шифровка», «Последовательность картинок») в условиях ограниченного и неограниченного времени решения тестов, выявили достоверную связь между экстраверсией и продуктивностью. Согласно Айзенку, интроверты должны сильнее реагировать на дефицит времени, чем экстраверты. Это предположение подтвердилось. Кроме того, при ограничении времени тестирования экстраверты лучше справились с субтестом «Общая осведомленность», а интроверты — с субтестом «Шифровка» По Айзенку, экстраверты выполняют все задания быстрее интровертов, но менее аккуратно. И действительно, при решении лабиринтных задач выявлено, что экстраверты характеризуются большей быстротой, меньшей аккуратностью и меньшей рефлексивностью (особенно в условиях недостатка информации). При нарастании дефицита информации экстраверты ускоряют свои действия и становятся менее рефлексивными, а интроверты наоборот [].
Есть данные, поддерживающие теорию Робинсона: немецкие психологи выявили, что интроверты, в отличие от экстравертов, показывают по всем субтестам более высокие баллы, хорошо выполняют вербальные тесты, более способны осмысленно интерпретировать бессмысленный рисунок, а экстраверты более успешно выполняют моторные тесты.
Многочисленные аналитические исследования дали самые противоречивые результаты. Корреляция между экстраверсией и интеллектом изменяется с позитивной для возраста 11 лет (0,22 — у девочек и 0,27 для мальчиков) на негативную к возрасту 14 лет (-0,25 — для девочек и -0,10 — для мальчиков).
Исследование Кэттелла, другого лидера факторной психологии личности, также было направлено на выявление зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16 PF.
Были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q «сила суперэго» (0,18) и фактором I «сензитивность» (0,12). Но данные других исследований иные. Так, в исследовании военнослужащих армии США выявились отрицательные корреляции вербального интеллекта с фактором А (-0,25), фактором F (-0,35) и фактором I (-0,35). Получена отрицательная корреляция экстраверсии (факторы А и F) и интеллекта.
На сегодняшний день в пределах факторной теории личности ответа на вопрос о связи интеллекта и личностных черт нет.
А. Кепалайте провела тестирование студентов с помощью шкалы WAIS и выявила, что более оптимистичные и жизнерадостные студенты лучше решают вербальные субтесты, а пессимистичные лучше справляются с невербальными заданиями.
Наиболее развитое направление отечественной дифференциальной психологии — психофизиология индивидуальных различий. Исследователи, принадлежащие к школе Б. М. Теплова, реализуют программы определения связей свойств темперамента и общих способностей. К числу последних по времени работ такого рода относится исследование В. М. Русалова и С. И. Дудина. Авторы опираются на разработанную В. М. Русаловым восьмимерную структуру темперамента. В своем исследовании они использовали опросник EPI (в модификации В. М. Русалова), опросник ОСТ (опросник структуры темперамента Русалова), а также тесты WAIS, тест структуры интеллекта Амтхауэра и тест ШТУР («Школьный тест умственного развития»).
Результаты Робинсона можно объяснить на основе представлений К. Юнга об экстраверсии и интроверсии. Экстраверты предпочитают стратегию расширения контактов с окружающим миром — с «объектом». Интроверты, испытывая страх перед «объектом», предпочитают максимально сужать диапазон взаимодействий с миром и взаимодействовать с «субъектом» (самим собой), развивая рефлексию. Экстраверты наращивают невербальный интеллект, его «связанную часть» (по Кэттеллу) — интеллектуальные навыки. Интроверты меньше взаимодействуют с объектами и, следовательно, ограничены в возможностях развития невербального интеллекта. Вербальный интеллект, на который они могли бы опереться, в большей мере зависит от наследственности. Овладение вербально-знаковой культурой, наращивание «связанного интеллекта» за счет вербального и числового фактора труднее дается личности, чем развитие невербального интеллекта (при прочих равных условиях).
Следовательно, по мере приобретения жизненного опыта:
1) средний уровень «свободного интеллекта» (по Кэттеллу) у экстравертов и интровертов должен быть одинаков;
2) средний уровень «связанного интеллекта» (по Кэттеллу), а также общий IQ (сумма «связанного» и «свободного») должен быть несколько выше у экстравертов (не все интроверты склонны к волевым усилиям, направленным на получение новых знаний);
3) уровень вербального интеллекта должен быть несколько выше в группе интровертов, а уровень невербального интеллекта — значительно выше в группе экстравертов;
4) разброс значений уровня вербального интеллекта в группе интровертов (дисперсия) должен быть значительно больше, чем разброс значений невербального интеллекта в группе экстравертов;
5) эти различия должны увеличиваться с возрастом.
1. Проверке этой гипотезы было посвящено исследование Н. И. Михалчук.
С возрастом средняя величина невербального интеллекта возрастает. Это согласуется с концепцией большей тренируемости невербального интеллекта.
Интеллект и индивидуально-психологические особенности не являются независимыми факторами, но их взаимодействие опосредуется биологическими факторами (полом) и, возможно, условиями школьного обучения.
Заключение
Целью курсовой работы было изучение теоретических аспектов эмоциональной и интеллектуальной сферы у беременных и небеременных женщин.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
Итак, эмоции – это свойственные каждому из нас психологические реакции на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию поддерживают интерес к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической деятельности, часть нашего «я».
Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. А всеобщее стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального состояния - это залог здоровья, бодрости и счастья. Т. о. ключи к здоровью и счастью находятся в наших собственных руках.
Факторный анализ показал независимость интеллектуальных и темпераментных характеристик личности. Авторам, однако, удалось выявить значимую зависимость между отдельными проявлениями темперамента и интеллекта у беременных и практически полное их отсутствие у небеременных. Более того, у небеременных испытуемых, показатель интеллекта которых ниже среднего уровня значения, 4 параметра темперамента по вопроснику ОСТ оказались связанными с оценками умственного развития по тестам Векслера и Амтхауэра. У беременных картина аналогичная: чем ниже уровень интеллекта, тем больше положительных связей между особенностями темперамента и интеллектом, в первую очередь — вербальным. При этом у беременных эмоциональная чувствительность положительно коррелирует с вербальным интеллектом, а у небеременных — отрицательно.
Список используемой литературы:
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд//Вопросы психологии. – 1995. – Номер 1. – С.111-131.
2. Кепалайте А. знак эмоциональности и особенности интеллекта//Психологический журнал. – 1982. – Т.3 – Номер 2. – С.120-126.
3. Додонов Б. И. В мире эмоций: Киев, 1987. – 48 – 52 с.
4. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.440 с.
5. Никифоров А. С. Эмоции вашей жизни. – М.: Советская Россия, 1974.
6. Рейковский Ян. Экспериментальная теория эмоций. (стр. 133 - 151.)
7. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Прогресс, 1987.
8. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург,1998 .
9. Баженова О.В, Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для буду-щего развития ребёнка. //Синапс,1993, №4
10. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности.//Вопросы психологии,1997, №7.
11. Завялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод её формирования. М., 2000
12. Коваленко Н.П. Психологические особенности коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности. Спб.,1998.
13. Кошелёва А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. М.,1997.
14. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству.// Вопросы психологии, 200, №5
15. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребёнка. М.,1997.
16. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.,1999.
17. Филиппова Г.Г. Материнство, сравнительно психологический подход. //Психологический журнал, 1998, №5.
18. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2002.