Отличие эмоциональной и интеллектуальной сферы у беременных и небеременных женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы.
Эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом эмоций.
В них (эмоциях) проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции — это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Работа содержит 1 файл

gotovaya.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     2период.До начала ощущений шевеления.

     Этот период охватывает вторую половину первого триместра бе-ременности и начало второго. Физиологически он характеризуется гормональной перестройкой организма и связанными с ней неприят-ными физическими ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии. Появляется симптоматика беременности. В этот период у женщин появляется раздражительность, резкая смена настроений, снижается общая активность.  [7;20]

       Беременные женщины по-разному оценивают и воспринимают свои недомогания и эмоциональные состояния в этот период. В развитии  материнской сферы этот период для женщины весьма существенен. Появление ребёнка становится реальным фактом, хотя ещё нет никаких его конкретных признаков. Материнское чувство ещё свободно от внешней стимуляции, присущей живому ребёнку, но женщина уже имеет возможность почувствовать происходящие из-менения. Появляется возможность реального развития отношения матери к своему ребёнку, т.к. она знает о его существовании и сро-ках его появления. В этот период представления о ребёнке не очень конкретны, описание его затруднено, женщины в основном ограни-чиваются описанием своих эмоций и переживаний.[24]

         Г.Г.Филиппова выделяет 5 вариантов самовосприятия беремен-ности  на данном этапе:

         1.Оптимальный вариант. Соматический компонент выражен чётко, средний по интенсивности, расценивается как неизбежное, вполне терпимое состояние. Активно применяются способы оптимизации самочувствия. Эмоциональное состояние характеризуется немного повышенной раздражительностью, которая интерпретируется как усталость и следствие недомогания. Ребёнок представляется в возрасте около года. Активность по подготовке к родам и материнству слабая, часто в форме планов заняться этим позже. Чаще всего соотносится со 2 и 3 типами идентификации беременности.

         2.Усиленное переживание эмоциональных и соматических состояний. Эмоциональное состояние характеризуется повышенной раздражительностью, требовательностью к окружающим. Физические симптомы переживаются очень тяжело, повышена чувствительность к своим состояниям. Способы оптимизации самочувствия практически не используются, в связи с недоверием к ним. Образ ребён-ка либо отсутствует, либо, напротив, очень конкретен, ребёнок представляется идеальным, «выстраданным матерью». Сочетается со 2, 4, 5 типами идентификации беременности.

         3.Тревожное переживание состояний беременности с прогнози-рованием неблагополучного исхода беременности для себя или для ребёнка. Соматический компонент переживается очень остро, лю-бое изменение в состоянии оценивается как угрожающее. Практи-чески постоянно тревожный фон настроения, периоды нормального настроения кратковременны. Нередка угроза выкидыша. Ориента-ция на неблагоприятные прогнозы, игнорирование благоприятных. Образ ребёнка почти отсутствует, или преследуют представления о возможных врожденных увечьях. Сочетается с 5 и 6 типом иденти-фикации беременности.

          4.Депрессивное состояние. Физические симптомы пережива-ются как тяжёлые, мучающие. Общее переживание беременности как обречённости, на словах нередко отношение к будущему  ребён-ку как к сверхценности. Ребёнок чаще всего вообще никак не пред-ставляется, характерно полное отсутствие содержаний, относящихся к послеродовому периоду. Сочетается часто с 5 и 6, реже с 8 типами идентификации беременности. 

            5. Разные формы отвержения беременности при принятии решения о её сохранении:

           а) почти полное отсутствие всей симптоматики. Иногда сос-тояние даже бодрее чем до беременности. Характерно активное пла-нирование жизни после периода беременности минимально необхо-димого для ухода за ребёнком. Образ ребёнка часто вполне чёткий, ребёнок представляется в связи с его социальным статусом. Обычно сочетается с 5, 6  и 7 типом идентификации беременности.  

            б)аффективно-отрицательное переживание симптомов как не-нужных, мешающих. Необходимость подготовки к послеродовому периоду раздражает, часто не соблюдаются простые правила режи-ма. Ребёнок ещё не воспринимается как человек, состояние часто ин-терпретируется как отношение к беременности, а не к ребёнку. Мо-жет сочетаться с 5и6 реже с7 типами идентификации беременности.

             в) устойчивое отрицательное отношение с попытками преры-вания беременности. Соматический компонент выражен средне, ре-бёнок представляется как нежеланный, наказание. Сочетается с 8 или 7 типом идентификации беременности. 

            «Все эти типы переживания второго периода беременности создают индивидуальные условия для следующего, достаточно серь-ёзного в развитии материнской сферы – начала ощущений шевеле-ния ребёнка.»[23]

   3 период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребёнка.

        Первые ощущения шевелений ребенка начинаются обычно в се-редине второго триместра. Для физического и эмоционального само-чувствия будущей матери этот период наиболее благоприятен. Исче-зают симптомы недомогания, настроение становится более устойчи-вым. Появление шевелений позволяет воспринимать образ ребёнка более конкретным и даёт богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Первые шевеления ребёнка сначала труд-норазличимы. Часто женщины подолгу вслушиваются в своё состо-яние, чтобы ощутить начало шевеления. Ощущения шевеления обы-чно приятны для женщины и хорошо сохраняются в памяти в тече-нии многих лет. [11]

            “Помимо общего отношения к беременности и ребёнку, ощу-щение его шевелений позволяет матери конкретизировать её «стар-товый» стиль эмоционального сопровождения.” [8]

- усиливающийся стиль выражается в переживаниях трево-ги при шевелении, свои ощущения расцениваются как свидетельство недовольства ребёнка, боязни и т.п. Положительное состояние ребё-нка отмечается редко и почти не интерпретируется.

-        осуждающий стиль проявляется в том, что мать часто воспринимает ощущения как мешающие, испытывает неудобство, если ребёнок сильно шевелится в присутствии других людей. Она не может чётко определить, какое её поведение служит причиной хоро-шего или плохого настроения ребёнка. 

                 - игнорирующий стиль эмоционального сопровождения выражается в описании женщиной шевелений, как физиологических ощущений, без адресации к образу ребёнка. Она не может описать динамику или характер шевелений, не представляет себе движения ребёнка.

-        адекватный стиль характеризуется чёткой интерпретаци-ей характера движений ребёнка. Женщина хорошо представляет се-бе, как двигается и что чувствует ребёнок, соотносит его шевеления как с внешними событиями, так и с субъективным состоянием ребё-нка. При обращении к нему интонирует свою речь адекватно пред-ставляемым состояниям ребёнка. Интерпретация шевелений ребёнка в основном положительная, отрицательной она бывает только в свя-зи с конкретными причинами. (Г.Г.Филиппова, 2002)

             В этот период женщины обычно начинают постепенно кон-центрироваться на задачах беременности и подготовке к материнс-тву, посещают курсы, читают специальную литературу.

        4 период. Седьмой  и восьмой  месяцы беременности.

          Третий триместр беременности считается достаточно сложным в том числе и в плане самовосприятия беременности. В этот период у женщин ограничивается физическая активность, несколько ухуд-шается самочувствие, появляется быстрая усталость. Одновременно с этим несколько повышается тревожность по поводу послеродового периода, страх родов. Такое состояние воспринимается женщиной по-разному, одни стараются использовать его чтобы «набраться сил»  перед родами и последующим уходом за ребёнком, другие переживают его как неприятный, остро реагируют на неудобства, связанные с большим животом. «Практически во всех случаях  к концу этого периода возникает чувство, которое можно выразить словами «скорей бы уже всё закончилось», но одни его интерпрети-руют как нетерпение увидеть ребёнка, а другие–как избавление от неудобств беременности.» [23]

           Образ ребёнка в этот период становится более конкретным, женщины достаточно легко представляют себе его внешний вид, ос-обенности поведения, свои действия с ним. В связи с этим повыша-ется активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду, большинство женщин стремятся повысить свою материн-скую компетентность.  Общее повышение беспокойства реализуется в деятельности связанной с подготовкой к рождению ребёнка, такая деятельность способствует проработке образа ребёнка и представле-ний о своих материнских функциях. 

           В последнем триместре беременности практически для всех женщин характерно повышение внешней активности, которая может быть описана как стремление привести в порядок свои дела и окру-жение. В.И.Брутман (1997) называет это время «периодом обустрой-ства гнезда». Разница в том, что приводится в порядок. Как правило это активная подготовка к рождению ребёнка, приготовление вещей, выбор родильного дома и т.д.

           Другим вариантом является повышение активности, напра-вленной на содержания, не связанные с ребёнком. Чаще всего это стремление закончить учёбу, сдать экзамены, защитить диплом, а также произвести ремонт, купить дачу и т.п. Характерно, что часто это интерпретируется как необходимое для будущего ребёнка, хотя обычно объективной необходимости для этого нет. Одним из прояв-лений такой смещённой активности на последних месяцах может считаться поведение женщин, отказывающихся от ребёнка  при иг-норирующем стиле восприятия беременности. Тогда для рождения ребёнка может вообще ничего не делаться.

     Обычно отсутствие или уменьшение интересов, связанных с ребё-нком, сочетается с другими проявлениями свидетельствующими о сниженной ценности материнства и ребёнка для данной женщины. Изменение направленности активности беременной в «период обус-тройства гнезда» отражает динамику, происходящую в содержании её самовосприятия беременности. 

     Таким образом этот период отражает сложную динамику эмоцио-нального состояния во время беременности, подготавливающую всю психику будущей матери к выполнению её функции после родов.

              5 период. Предродовой.

      Этот период является очень важным физиологически. Происхо-дит полная подготовка организма к родам, идёт накопление энерге-тического запаса организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном состоянии это отражается как сниже-ние активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «от-упение». В этот период у женщин обычно снижается страх перед ро-дами, они наиболее адекватно, по сравнению с другими периодами, оценивают свои возможности и представляют ребёнка и свои действия с ним. (Г.В.Скобло, 1992; В.И.Брутман, 1997).

       При неблагоприятной динамике содержаний материнской сферы в беременности, напротив, возрастает тревожность, обостряются физиологические нарушения, женщина практически перестаёт ориентироваться в своих ощущениях, нередко игнорируя их. При игнорирующем стиле переживания беременности у женщин может не наблюдаться снижения активности и эмоциональности, что иногда приводит к преждевременным родам. [8]

        «Содержание материнской сферы в течение беременности претерпевает существенное изменение, которое отражается в переживании женщиной симптоматики беременности, в её внешней активности и психическом состоянии». [24] Всё это определяется общим индивидуальным стилем самовосприятия беременности. В него входят самовосприятие идентификации беременности, динамика переживаний симптоматики по триместрам беременности, восприятие первого и последующих шевелений ребёнка, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Г.Г.Филиппова (2002) выделяет шесть вариантов стилей общего самовосприятия и переживания беременности.

    1.Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций, соматические ощущения выражены хорошо, средней интенсивности. В первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем – повышение тревожности со снижением её к последним неделям, активность в третьем триместре направлена на подготовку к послеродовому периоду. Первое шевеление ребёнка переживается положительно – эмоционально, приятно по соматическому ощущению. Последующие шевеления чётко дифференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными переживаниями.

     2.Тревожный. Идентификация беременности тревожная, с периодически возобновляющимися страхом и беспокойством. Соматический компонент выражен сильно по типу болезненного состояния. В первый триместр эмоциональное состояние повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре оно не стабилизируется, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре они усиливаются, активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период. Первое шевеление ощущается рано, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие шевеления часто связаны с тревогой по поводу здоровья ребёнка и себя, характерны направленность на получение дополнительных сведений, патронаж. 

     3.Эйфорический. Отмечается неадекватная эйфорическая окраска всех характеристик, некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребёнка. Обычно к концу беременности появляются осложнения.

     4.Игнорирующий. Поздняя идентификация беременности сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние лучше чем до беременности. Обычно не наблюдается динамики эмоционального состояния по триместрам. Отмечается повышение активности и третьем триместре,  активность направлена на содержания не связанные с ребёнком. Первое и последующие шевеления интерпретируются как физиологические ощущения, первое шевеление отмечается очень поздно.

      5.Амбивалентный. По симптоматике сходность с тревожным типом. Особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, выражены болевые ощущения. Отрицательные эмоции интерпретируются как страх за исход беременности, родов, характерны ссылки на внешние обстоятельства мешающие благополучному переживанию беременности.

      6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается отрицательными эмоциями, вся симптоматика негативно эмоционально окрашена и резко выражена. Беременность воспринимается как кара, помеха. Шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается брезгливостью, неудобством. В предродовом периоде возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

Информация о работе Отличие эмоциональной и интеллектуальной сферы у беременных и небеременных женщин