Отличие эмоциональной и интеллектуальной сферы у беременных и небеременных женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы.
Эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом эмоций.
В них (эмоциях) проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции — это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Работа содержит 1 файл

gotovaya.doc

— 264.50 Кб (Скачать)


18

 

Введение

 

Тема нашего исследования «Отличие эмоциональной и интеллектуальной сферы у беременных и небеременных женщин».

Актуальность работы.

Эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом эмоций.

В них (эмоциях) проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции —   это и своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.

Своеобразие эмоций определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Но, несмотря на обширные экспериментальные данные, в современной науке тема взаимосвязи интеллекта и эмоций у беременных и небеременных женщин мало разработана, данные, полученные разными исследователями, зачастую противоположны.

Недостаточная изученность данной проблемы послужила предпосылкой проведения данного исследования.

Цель исследования. Целью настоящего исследования явилось изучение отличие эмоциональной и интеллектуальной сферы у беременных и небеременных женщин.

Задачи исследования:

1.       Изучить теоретические аспекты интеллектуальной и эмоциональной сферы у беременных и небеременных женщин.

2.       Выявить взаимосвязь упомянутых выше сфер.

Гипотеза исследования: существует множество отличий между интеллектуальными и эмоциональными сферами у беременных и небеременных женщин.

Данная работа состоит из введения,  двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Интеллектуальная и эмоциональная сфера у беременных женщин

 

1.1.         Эмоциональная сфера  беременной женщины.

 

Психология материнства одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физио-логии, социологии, психологии. Психология беременности является одной из наиболее значимых частей психологии материнства. Исследования в русле психологии беременности стали  проводиться только в последние два десятилетия, и количество работ посвященных данной проблеме  пока очень ограничено. В зарубежных исследованиях эта проблема представлена более обширно и подробно чем в отечественных. [23]

В данной работе исследуется проблема самовосприятия беременности, которая является немаловажной составляющей  психологии беременных женщин и всей психологии материнства.

Самовосприятие беременности может определяться как восприятие женщиной своих переживаний различных этапов беременности, идентификация этих переживаний, которая ведет к выработке определённых действий и стереотипов поведения, адекватных этим переживаниям. [24]

Беременность в психологии рассматривается, прежде всего, как этап развития материнской сферы женщины подготавливающий её к дальнейшему выполнению материнских функций в постнатальном периоде, т.е. этап психологической подготовки к материнству. [7;20]

С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том, что психологическая готовность к материнству может рассматриваться с двух основных позиций: [14]

1.     готовность к материнству как готовность к обеспечению благоприятных условий для развития ребёнка. С этой позиции она рассматривается  как специфическое личностное образование, «стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку»[14].

2.     готовность к материнству как к переходу к новой стадии личносной и половозрастной идентификации. С этой позиции она рассматривается в аспекте удовлетворённости женщины своей материнской ролью.

Проблема самовосприятия беременности занимает особое место среди аспектов психологической готовности к материнству. От самовосприятия беременности в большей степени зависит отношение матери к своему ещё не родившемуся ребёнку, создание правильных или неправильных условий для его развития, образование позитив-ных или негативных установок на его воспитание и т.п. – т.е. «непосредственная реализация матерью своих функций во взаимодействии с ребёнком.» [24] Следовательно, в рамках самовосприятия беременности психологическая готовность к материнству может рассматриваться с первой позиции.

С позиций самовосприятия беременности психологическую готовность к материнству можно рассматривать и как переход к новой стадии личностной и половозрастной идентификации, можно говорить об удовлетворённости или неудовлетворённости женщины своей материнской ролью на данном этапе, т.е. своей беременностью.

Г.Г.Филиппова (2002) говорит о том, что беременность является критическим периодом жизни женщины, стадией полоролевой идентификации, особой ситуацией для адаптации. «В этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, лич-ностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей матерью, в переживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своей матери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышение зависимости, уровня тревожности».  Н.П.Коваленко(1998) пишет также, что беременность понимается как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяются сознание женщины и её взаимоотношения с миром. Необходимой является перемена образа жизни, вживание в роль матери. Для многих женщин исход беременности может быть громадным сдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для других наоборот, это может быть «патологическим разрешением потенциально нагруженных чувством вины материнско-детских отношений».  [24]

Особенно стрессовой является первая беременность, т.к. она означает окончание независимого первично целостного существования и начало «безвозвратных» материнско-детских отношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанными с запросами беспомощного и зависимого существа. Беременность можно считать критической точкой в развитии женской идентичности.

Другое направление исследований (В.И.Брутман, М.И.Шму-рак) рассматривает беременность как подготовительную фазу в развитии взаимной привязанности матери и ребёнка, которая связана с возникновением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины в этот период. В.И.Брутман считает центральным в формировании привязанности к ребёнку возникновение первичного интрацептивного ощущения в ходе беременности, совпадающее обычно с началом шевеления, которое вызывает у будущей матери чувство «сроднённости» с собственным ребёнком. Наблюдения показывают, что с момента начала шевеления у большинства беременных происходит своеобразное вслушивание в свою телесность, фиксация на своих ощущениях. Данный психологический механизм позволяет осуществить подготовку самосознания беременной к принятию реального ребёнка. Под воздействием этого особого состояния постепенно формируется образ ребёнка, который включается в самосознание беременной. [4;5]

Таким образом, в результате успешного завершения этого критического периода осуществляется переход к новой личностной половозрастной идентификации, женщина достигает внутренней и внешней интегрированности и обретает новый социальный статус.

В психологии выделяются разные стадии родительствования: принятие решения о рождении ребёнка, беременность, период зрелого родительства, период «постродительства» (для бабушек и дедушек)[22]. В актуальном материнстве выделяются стадия принятия решения о сохранении беременности, период беременности до шевеления плода, период после шевеления, роды, послеродовой период [7]. В гинекологии и акушерстве выделяются три триместра беременности, предродовой период, роды, послеродовой период. Любая периодизация связана с конкретными задачами исследования. Задачей данной работы является отражение особенностей самовосприятия женщиной своей беременности. В связи с этой задачей можно выделить пять периодов беременности: идентификация беременности, до начала ощущений шевеления, появление и стабилизация ощущений шевеления ребёнка, седьмой и восьмой месяцы беременности, предродовой период (Г.Г. Филиппова, 2002). Рассмотрим самовосприятие женщиной беременности на этих этапах подробнее: 

1период. Идентификация беременности.

Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивается ещё до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности.

Обычно предположение о возможности беременности появляется у женщины через 2-3 дня после задержки менструации. В обычных случаях возникновение первого подозрения уже вызывает определённые переживания. Пока не подтверждён факт беременности эти  переживания почти всегда носят оттенок беспокойства, причиной которого является либо страх наступления беременности, либо страх её не наступления. «Положительная» тревога обычно ведёт к наиболее раннему и точному установлению факта беременности. В случаях нежелательной беременности в сочетании с затруднениями её прерывания, возможно, напротив длительное затягивание её подтверждения. Сроки идентификации беременности составляют примерно одну неделю. В большинстве случаев за это время принимается решение о сохранении беременности или её прерывании.

Г.Г. Филиппова (2002) выделяет 8 вариантов самовосприятия идентификации беременности:

1.Тревожное. При подозрении на беременность возникает сильная тревога, которая сохраняется до подтверждения факта беременности и после него, часто даже усиливаясь. Характерно яркое сохранение в памяти всех обстоятельств идентификации беременности, их высо-кая эмоциональность.

2.Первая эмоция отрицательная (страх, тревога, ужас, растерян-ность, разочарование и др.) Она достаточно явно выражена и про-должается до уточнения факта беременности. После этого происхо-дит смена эмоционального состояния на положительное: удовлетво-рение, приятное удивление, радость. Первые ощущения чаще всего не возвращаются.

3.Слабо выраженные отрицательные эмоции перемежаются с бо-лее выраженными положительными. Общая оценка своего состоя-ния явно положительная, хотя периодически возникают озабочен-ность и сожаление. После подтверждения факта беременности про-исходит сосредоточение на задачах, связанных с беременностью. Это наиболее благоприятный вариант переживания идентификации беременности, который свойственен зрелым, готовым к материнству женщинам, которые понимают всю важность происходящих в их жизни перемен и принимающих свою беременность как желатель-ную. Они готовы перестроить свою жизнь в ориентации на ребёнка.

4.Эйфорическое состояние. Ярко выраженные радостные пережи-вания, абсолютно отсутствуют какие-либо признаки тревоги, озабо-ченности, сожаления. Чаще всего такое состояние характерно при общей личностной незрелости женщины, неприятии на себя ответ-ственности. Любое нарушение «идеального течения беременности» ведет к появлению страха, резкой смене эмоционального состояния. Эти женщины часто не готовы к проблемам послеродового периода.

5.Амбивалентное отношение. Характеризуется периодической сменой полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. Обычны раннее проявление соматических ощущений, связанных с беременностью, их сильная выраженность.

6.Слабо выраженое амбивалентное отношение с неоправданным затягиванием решения о сохранении беременности. Причинами, мешающими это сделать, могут быть недостаток денег, заболевание типа простуды или просто «некогда было». Такое отношение можно выразить фразой : «Когда хватилась, уже поздно было». Последст-вия зависят от конкретной ситуации: от благополучной коррекции до отказа от ребёнка.

      7.Неправдоподобно длительная интенсификация беременности. Признаки беременности интерпретируются как недомогания. Сома-тические ощущения часто бывают смазаны. Подозрения на беремен-ность возникают, но активно подавляются. Такое состояние чаще всего бывает у женщин, впоследствии отказывающихся от ребёнка.

      8. Аффективно-отрицательное переживание идентификации бе-ременности. Устойчиво сохраняется вне зависимости от решения о её сохранении. В дальнейшем первые негативные эмоции могут пе-реходить либо в игнорирование факта беременности, либо в депрес-сивное состояние, либо сохраняется аффективно отвергающее отно-шение. Идентификация беременности обычно происходит вовремя.

Информация о работе Отличие эмоциональной и интеллектуальной сферы у беременных и небеременных женщин