Отечественные и зарубежные теории эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 06:06, реферат

Описание работы

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Содержание

Введение
1. Тема эмоций в зарубежных теориях и направлениях
1.1 Зарубежные теории эмоций
1.2 Психоаналитическое направление
1.3 Бихевиоризм
1.4 Когнитивное направление
1.5 Гуманистическое направление
2. Отечественные ученые об эмоциях
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

отеч и заруб теории эм.docx

— 56.89 Кб (Скачать)

С.Л. Рубинштейн, выдающийся отечественный психолог, являясь представителем психологической  теории деятельности, утверждал, что  чувства человека - это его отношение  к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного  переживания. [24, с. 377] Отличительными и  существенными признаками эмоций, согласно Рубинштейну, являются: полярность (положительный  или отрицательный знак, которые  часто образуют сложное противоречивое единство); субъективное состояние  и отношение к объекту; противоположность  напряжения и разрядки, возбуждения  и подавленности. По мнению ученого, эмоции или аффективность – своеобразные познавательные процессы, которые специфическим  образом отражают действительность, поэтому эмоциональные процессы нельзя противопоставлять познавательным. Согласно Рубинштейну, природа и  функции эмоций определяются процессом  деятельности человека, направленной на удовлетворение своих потребностей и течением органических витальных  процессов. В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребности, о чем сигнализируют эмоции, человек  может перестроить свою деятельность соответствующим образом, чтобы  достичь нужного результата. При этом течение эмоциональных процессов опосредовано такими психическими процессами, как: рецепция, восприятие, осмысливание, сознательное прогнозирование всего хода событий и действий. «Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу всей совокупности объективных обстоятельств в соответствии или в разрез с ними, определяет судьбу его эмоций.» [24, с.379] Рубинштейн также постулировал, что у воли и эмоций общие истоки – потребности, так как человек осознает предмет, от которого зависит удовлетворение потребности; в результате возникшего желания и чувства удовольствия или неудовольствия, которое этот предмет доставляет, у человека формируется к нему определенное чувство, и прилагаются определенные усилия для совершения действий. Эмоции формируются в ходе деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей, и в то же время сами эмоции, или потребности, переживаемые в виде эмоции, побуждают человека к деятельности. Противоречивость и амбивалентность чувств обусловлены разнообразием интересов, потребностей, установок личности. По мнению Рубинштейна, чувства и эмоции человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки, ее истинное существо. [24, с.379]

С.Л. Рубинштейн выделял три сферы эмоциональных  проявлений личности. Первая – это  сфера органической аффективно-эмоциональной  чувствительности, к которой относятся  элементарные удовольствия – неудовольствия, связанные с органическими потребностями. Вторую, более высокого уровня эмоциональных  проявлений, составляют предметные чувства (эмоции), которые связаны с обладанием определенными предметами и занятиями  отдельными видами деятельности. Эти  чувства, соответственно их предметам, подразделяются на интеллектуальные, эстетические и материальные. Третья сфера эмоциональных проявлений человека связа с обобщенными мировоззренческими чувствами (чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п.), которые отражают отношение человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям, ценностям. По глубокому убеждению Л.С. Рубинштейна, важнейшим источником человеческих чувств является труд – основа человеческого существования. На основе зарождения совместного труда и деятельности в процессе филогенетического развития человечества, зародился новый мир специфических чувств к человеку и к другим людям. Через отношения с другими людьми у человека формируется определенное отношение и чувства к самому себе, личностные чувства, различные направления и стороны эмоциональности, общественные чувства.

Другой  видный представитель психологической  теории деятельности А.Н. Леонтьев считал, что эмоции, субъективно отражая  информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, объективных  ситуациях, в которых осуществляется деятельность человека, также непосредственно  отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам  деятельности. Леонтьев А.Н. дифференцировал  эмоциональные явления на следующие  подклассы: аффекты и страсти, собственно эмоции и чувства, которые, по его  мнению, отличаются друг от друга функционально  и генетически, а также разной связью со структурой деятельности, которую  они регулируют. В отличие от аффектов, эмоции имеют идеаторный характер и  способны регулировать деятельность в  соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами. [14, с.161] Кроме этого, эмоции релевантны именно деятельности, а не отдельным  актам и действиям, эмоции могут  обобщаться, образуя индивидуальный эмоциональный опыт. По мнению Леонтьева, эмоции – это широкий класс  процессов внутренней регуляции  деятельности, играющий роль ориентирующих  субъективных сигналов. [14, с.164] Простейшие эмоциональные процессы, согласно автору, являются врожденными и выражаются в двигательных, органических и секреторных  изменениях. В процессе развития человека эмоции отходят от инстинктов и приобретают  сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют разнообразные виды высших или социальных чувств. А.Н. Леонтьев, разделяя эмоции и аффекты, писал, что первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я», вторые – как состояния, происходящие во мне. [14, с.165] К общепринятым определениям аффектов и эмоций Леонтьев добавил, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события. Кроме этого, аффективные комплексы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания, а при частом повторении ситуаций, вызывающих отрицательные аффективные состояния, это приводит к аккумуляции аффекта, которая может вылиться в «аффективный взрыв». В отличие от аффектов, эмоции являются более длительными состояниями, не всегда проявляющимися во внешнем поведении, имеют ярко выраженный ситуационный характер, а также могут возникнуть как реакция на аффект. Леонтьев также четко разделял эмоции и чувства, отмечая что эмоция носит ситуативный характер, т.е. выражает субъективное оценочное отношение к существующей или прогнозируемой ситуации, а также к своей деятельности в этой ситуации, в то время как чувства носят отчетливо выраженный предметный характер. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения. Существенно и то, с точки зрения Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать, но даже противоречить друг другу (например, по отношению к горячо любимому человеку мы можем испытывать гнев, раздражение или неудовольствие в определенных ситуациях). Именно поэтому Леонтьев со скепсисом относился к такому понятию, как «амбивалентность эмоций». По Леонтьеву, чувства образуют ряд уровней, начиная от простых чувств к конкретному объекту или предмету, и заканчивая высшими социальными чувствами, связанными с общественными ценностями и идеалами и являющимися продуктом жизни человека в обществе, общения с другими и воспитания.

Немалый вклад в понимание эмоций внес замечательный отечественный психолог Вилюнас В.К. По его утверждению, любое эмоциональное явление  – это единство специфического субъективного  переживания и некоторого отражаемого содержания. Эмоциональные процессы и состояния, рассматриваемые изолированными, не обнаруживают признаков, позволяющих их четко идентифицировать и классифицировать. При этом, деятельность представляет собой сферу, в которой эмоциональные явления обнаруживаются. [6, с. 4] В.К.Вилюнас в своих работах обосновал невозможность существования эмоций без познавательных процессов, так как благодаря взаимодействию с восприятием, памятью, вниманием эмоции выполняют оценивающую и побуждающую функции. Также, в зависимости от познавательного содержания психического образа, эмоции выделяют цели и побуждают человека к соответствующим действиям. Основываясь на этих положениях, автор предложил свою классификацию эмоций по их познавательной составляющей. Согласно этой классификации, любой предмет познавательного процесса (восприятия, памяти, мышления) выступает как объект эмоционального переживания. Ученый убежден, что знание функций эмоций по отношению к познавательному содержанию позволит экспериментально изучать эмоции через анализ познавательных процессов. Вилюнас В.К. объясняет это положение тем, что познавательные процессы, которые эмоционально переживаются, имеют ряд динамических отличий от эмоционально слабо окрашенных. К этим отличиям относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов. Изучение именно этих характеристик когнитивных процессов позволит судить об эмоциональных процессах и состояниях, определяя характеристики самих эмоций: знак (положительный или отрицательный) и интенсивность (сильная или слабая).

Заключение

Проблема  эмоций в современной психологии разработана существенно меньше, чем другие сферы психологического знания. Несмотря на то, что эмоции всегда пользовались самым пристальным  вниманием, интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали  накапливаться неудачи в процессе поиска достаточно валидных, надежных и эффективных средств для  их объективного изучения. Поэтому  нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем решенных и разработанных. Существующие теории эмоций в основном касаются отдельных  аспектов проблемы и объясняют далеко не все, что касается эмоций.

А.Н. Леонтьев справедливо полагал, что основная трудность при изучении эмоциональных  явлений заключается в том, что  эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные  подклассы, которые отличаются друг от друга не только генетически, но и функционально. К тому же термины  «аффект», «эмоция», «чувство» часто  используются как тождественные, что  не добавляет ясности концепциям. Нередко за чувства принимаются  самооценка, нравственные качества, ощущения.

Психология  эмоций принципиально отличается от других психологических проблем  и, прежде всего, отличием эмоциональных  явлений от когнитивных. И, хотя общепризнано, что любое психическое явление  выполняет две основные функции  – отражения и регуляции, необходимо отметить, что эмоциональные явления  осуществляют их иначе, чем когнитивные  процессы. Эмоции – более древняя  форма отражения, чем более осознанные и опосредованные речью познавательные процессы. Тесная связь эмоций с  потребностями и сферой бессознательного, субъективность, полярность и многообразие проявлений – важнейшие качества, составляющие специфику эмоций, существенно  отличающие ее от других психических  процессов. При этом эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны.

Также очень  важным и до конца не решенным остается вопрос классификации эмоций. Каждый автор предлагает свои, далеко не исчерпывающие  понятия эмоциональных явлений, критерии для основания классификации  эмоций. В качестве критериев (параметров эмоций) выступают: характер потребностей (витальные, базальные, небазальные); уровень  эмоций (простые, сложные); их знак (положительные, отрицательные); их связь с модальностью ощущений и восприятий; их связь  с опытом (врожденные, приобретенные); степень осознанности эмоций (осознанные, неосознанные); отношение к состоянию  активации (активизирующие, успокаивающие); их объект (направленность на себя или  вовне); их интенсивность (сильные, слабые); длительность (кратковременные, длительные); их отношение к деятельности (ведущие, не ведущие) и т.д. Тем не менее, на сегодняшний день выработаны общие  подходы к пониманию и определению  эмоций. Также общепринятыми являются следующие функции эмоций: отражательно-оценочная, переключающая, подкрепляющая, компенсаторная (замещающая), побудительная, дезорганизующая, предвосхищающая, эвристическая, экспрессивная, функция «аварийного» разрешения ситуации, функция синтезирующей основы образа, целостности отражения, функция  активации и мобилизации организма.

Доказано, что эмоции влияют на восприятие, память, мышление, поведение человека. Установлено, что эмоции лежат в основе социальных связей и являются немаловажными  составляющими темперамента и личности. Никто не оспаривает необходимость  исследования эмоций, их функций в  различных возрастных группах для  понимания полноценного развития личности, а также для диагностики и  лечения психических нарушений. Многочисленные исследования, направленные на изучение влияния эмоций на физическое самочувствие человека, показали, что  позитивные эмоции таят в себе целительные  силы широкого спектра не только в  плане здоровья, но и в смысле повышения эффективности интеллектуальной, трудовой, творческой деятельности. В то время, как негативные эмоции в определенных условиях не только подрывают физическое и душевное здоровье, но и самым пагубным образом влияют на личностное развитие, межличностные отношения и взаимодействия с другими людьми.

На основании  научных исследований и разработок К. Изард выделил три основных способа устранения нежелательных  эмоций: 1) посредством другой эмоции (приложение сознательных усилий для  активации желательной эмоции); 2) когнитивная регуляция (использование  внимания и мышления для подавления и восстановления контроля над нежелательной  эмоцией); 3) моторная регуляция (использование  физической разрядки эмоционального напряжения). Психическая регуляция связана  либо с воздействием извне (музыка, аромат, цвет, животные, лекарственные  препараты, природный ландшафт, искусство, другой человек), либо с саморегуляцией. Частные способы регуляции эмоционального состояния, например, актуализация памяти и воображения для вызова определенных эмоций, смехотерапия, тренинги, использование  «защитных» механизмов, контрфактическое мышление, занижение ценности предстоящего события, аутогенная и релаксационные тренировки, ребефинг, холотропное  дыхание, медитация и другие способы  в основном укладываются в три  глобальных способа, выделенных Изардом.

Список литературы

  1. Адлер А. Наука жить. – М.: Литература, Мир книги, 2004. – 58 с.
  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. – пер.с англ. С.Могилевского. – М.: Издательство Эксмо-пресс, 2002. – 352 с.
  3. Анохин П.К. Эмоции. – Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
  4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – СПб.: ИД «Невский проспект», 2005. – 79 с.
  6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – СПб.: Питер, 2003. – 19 с.
  7. Грот Н.Я. Психология чувствований. – Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
  8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 79 с.
  9. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 284 с.
  10. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
  11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.
  12. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
  13. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
  14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
  15. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с.
  16. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Инфа-М, 2001. – 400 с.
  17. Макдауголл У. Различение эмоций и чувства. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
  18. Небылицын В.Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. – Тексты под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б., Романова М.Е. – издательство МГУ, 1999. – 308 с.
  19. Немов Р.С. Психология: Учебник в 3-ех кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 688 с.
  20. Психология: Учебник для гуманитарных ВУЗов / под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2007. – 656 с.
  21. Полный энциклопедический справочник. Психология / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 896 с.
  22. Первушина О.Н. Общая психология: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2002. – 583 с.
  23. Психология эмоций. - Тексты под редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 278 с.
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 4-е издание. – Издательство МГУ, 1998. – 582 с.
  25. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – изд. 18-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 671 с.
  26. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Инфа-М, 2002. – 365 с.
  27. Фрейдтер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. / пер. с англ. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 704 с.
  28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.

Информация о работе Отечественные и зарубежные теории эмоций