Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 06:06, реферат
Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.
Введение
1. Тема эмоций в зарубежных теориях и направлениях
1.1 Зарубежные теории эмоций
1.2 Психоаналитическое направление
1.3 Бихевиоризм
1.4 Когнитивное направление
1.5 Гуманистическое направление
2. Отечественные ученые об эмоциях
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
1. Тема эмоций
в зарубежных теориях и
1.1 Зарубежные теории эмоций
1.2 Психоаналитическое направление
1.3 Бихевиоризм
1.4 Когнитивное направление
1.5 Гуманистическое направление
2. Отечественные ученые об эмоциях
Заключение
Список литературы
Введение
Эмоции
– самая интересная, яркая и
разнообразная область
Как эволюционно
более ранний механизм регуляции
поведения, чем разум, эмоции взаимосвязаны
со всеми познавательными
Очень часто,
давая характеристику какому-нибудь
человеку, мы описываем его в «
Поскольку
эмоции напрямую связаны с физиологическими
процессами, в отличие от разума,
они могут вызвать такую
Умение
управлять своими эмоциями всегда было
значимо не только для здоровья,
но и для гармоничного построения
отношений с другими людьми. Поляризация
и деструктивная функция эмоций
стимулирует активный поиск рациональных
приемов регуляции
Знания
об эмоциях, эмоциональных состояниях
и процессах безусловно необходимы
в работе практического психолога,
ведь чаще всего люди обращаются за
помощью к специалисту при
наличии именно психоэмоциональных
проблем. При этом важно не только
учитывать эмоции как диагностический
признак, но и уметь помочь человеку
осознать, принять, справиться с ними.
Не говоря уже о том, что самое
главное профессиональное качество
психолога – эмпатия –
Цель данной курсовой работы: провести аналитический обзор литературы, релевантной выбранной теме.
Задачи курсовой работы: 1) рассмотреть разнообразные точки зрения на проблему эмоций определенных авторов, психологических школ, теорий; 2) показать связь эмоциональных процессов с физиологическими, когнитивными процессами; 3) определить роль и функции эмоций в жизнедеятельности человека; 4) выяснить способы регуляции эмоциональных состояний.
1. Тема эмоций в зарубежных направлениях и теориях
1.1 Зарубежные теории эмоций
Вопрос о природе эмоций в течение длительного времени не находил своего решения, обуславливая появление различных, иной раз противоположных точек зрения. В XVIII-XIX веке самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, утверждавшая, что органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. Сторонник этой позиции И.Ф. Гербарт считал, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. [15, с.400] Этих взглядов придерживался и В.Вундт, утверждая, что эмоции – это изменения представлений под влиянием чувств, но по его мнению, и чувства могут изменяться благодаря представлениям, при этом органические процессы являются лишь следствием эмоций.
После опубликования Ч. Дарвином в 1872 году книги «Выражение эмоций у человека и животных», в которой он утверждал, что эволюционное развитие и изменение происходит не только на биологическом, но и психическом, поведенческом уровне, появилась эволюционная теория эмоций, в которой биологическая природа и польза эмоций объяснялась как важный приспособительный механизм, способствующий адаптации организма к окружающей среде. По Дарвину, эмоциональные выразительные движения – это рудимент целесообразных инстинктивных действий,- это биологически значимый сигнал для особей своего и других видов. [25, с.237]
В конце XIX века американский психолог У.Джеймс и независимо от него датский психолог Г.Н. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено определенными физиологическими реакциями организма; ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные реакции. В своей статье «Что такое эмоции» в 1884 году Джеймс пишет: «Мой тезис состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией… Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удар; испуганы, потому что дрожим, а не наоборот… Если бы восприятие не сопровождалось телесными изменениями, оно было бы исключительно познавательным, бледным, лишенным колорита и эмоционального тона.» [23, с.82] Г.Н. Ланге высказывал сходные мысли, но если для Джеймса органические изменения сводились к висцеральным, то для Ланге они были преимущественно вазомоторными. Смысл этой парадоксальной и спорной теории сводится к тому, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Начните смеяться – и вам станет смешно, изобразите гнев – и вы действительно начнете его переживать, подавите внешнее проявление эмоций – и они исчезнут. Ограниченность этой теории одним из первых показал У. Кеннон, выдвинув два антитезиса. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают очень похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения разворачиваются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, предшествуя физиологической реакции. Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение. По мнению Кеннона, эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы и, в частности – таламуса. [11, с.48; 20, с.133-134] Но чуть позже, в своих исследованиях П.Бард доказал, что эмоциональные реакции и сопутствующие им физиологические изменения возникают почти одновременно.
Теория
дифференциальных эмоций К. Изарда - одна
из самых разработанных теорий. Объектом
ее изучения являются частные эмоции,
каждая из них рассматривается отдельно
от других как самостоятельный
Основные постулаты этой теории:
Американский
психолог Р. Липер также создал свою
мотивационно-перцептивную теорию эмоций,
в которой эмоциональные
Согласно Липеру, обязательной составляющей эмоционально-мотивированных процессов является перцептивный аспект, благодаря которому эмоциональные процессы и привычки могут изменяться в течение жизни под влиянием опыта и научения.
1.2 Психоаналитическое направление
Родоначальником психоаналитической теории личности является З. Фрейд. Согласно ему основными структурными компонентами психической организации являются:
Сам Фрейд
охарактеризовал эти структуры
так: «мы могли бы сказать, что
эго символизирует разум и
здравый смысл, тогда как ид символизирует
необузданные страсти…Суперэго похоже
на тайный департамент полиции, безошибочно
определяющий любые тенденции со
стороны запретных влечений, особенно
агрессивного плана и безжалостно
карающий человека, если присутствуют
любые из этих тенденций».[27, с. 37-38] Из
этого следует, что эмоции человека
выступают как следствие
Точное
определение эмоции в рамках классической
психоаналитической теории дать затруднительно,
так как Фрейд и его
Большая заслуга З.Фрейда состоит в том, что он первым обратил внимание на сущность и роль бессознательного, утверждая, что мы – существа не рациональные, а управляемые эмоциональными силами, происхождение которых часто не осознается. Наблюдая, как уместные, так и неуместные проявления эмоций, Фрейд пришел к пониманию мотиваций внутри бессознательного. Эмоции служат средством для избавления от состояния напряжения и для понимания состояния удовольствия.
Еще одно научное достижение Фрейда заключается в формулировании и описании защитных психологических механизмов, с помощью которых человек пытается избавиться от негативных эмоциональных переживаний (отрицание, вытеснение, рационализация, инверсия, проекция, замещение, регрессия, сублимация). Также Фрейд ввел в систему психоанализа как метод лечения такой термин как катарсис – разрядка, снятие напряжения, тревоги, вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, чувств, желаний и воспоминаний. [21, с. 283]
К.Юнг был одним из первых учеников Фрейда. По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на то, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового наследственного опыта. [28, с. 200 ]
В коллективном
бессознательном, по мнению Юнга отражены
все мысли и чувства, общие
для всех людей и являющиеся результатом
нашего общего эмоционального прошлого.
Также коллективное бессознательное
содержит архетипы – врожденные идеи
или воспоминания, которые предрасполагают
людей воспринимать, переживать и
реагировать на события определенным
образом. Юнг также сформулировал
концепцию экстраверсии (направленность
субъекта на внешний мир) и интроверсии
(ориентация на внутренний мир, собственные
переживания), которая объясняет
своеобразные проявления, интенсивность,
возможные причины
Информация о работе Отечественные и зарубежные теории эмоций