Отечественные и зарубежные теории эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 06:06, реферат

Описание работы

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Содержание

Введение
1. Тема эмоций в зарубежных теориях и направлениях
1.1 Зарубежные теории эмоций
1.2 Психоаналитическое направление
1.3 Бихевиоризм
1.4 Когнитивное направление
1.5 Гуманистическое направление
2. Отечественные ученые об эмоциях
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

отеч и заруб теории эм.docx

— 56.89 Кб (Скачать)

В гуманистической  модели личности Роджерса основными  концептуальными блоками выступают: реальное Я – совокупность мыслей, чувств, переживаний «здесь и сейчас»; идеальное Я – совокупность мыслей, чувств, переживаний, которые человек  хотел бы иметь. [20, с.279]

Чем больше Я-реальное приближено по своим параметрам к Я-идеальному – тем выше степень  конгруэнтности. При сильных и  длительных расхождениях между компонентами Я-реального и Я-идеального возникают эмоциональные и психологические проблемы.

По мнению Роджерса, здоровый, полноценный человек  понимает и осознает свои эмоции, независимо от того, выражает он их или нет. Именно поэтому Роджерс считал первой и  главной характеристикой эффективно живущего человека – открытость переживанию  с полной осознанностью самых  глубоких мыслей и чувств.

Гуманистическая теория личности А. Маслоу основана на мотивации и иерархии потребностей человека. Согласно автору, негативные эмоции и чувства людей являются результатом фрустрации, неудовлетворенных  основных потребностей. По Маслоу, иерархия потребностей строится следующим образом: физиологические потребности, потребности  безопасности и защиты, потребности  принадлежности и любви, потребности  самоуважения, потребности личного  самосовершенствования. При этом Маслоу выделяет дефицитарную и бытийную мотивации, а также метамотивацию. Дефицитарная мотивация связана с голодом, болью, страхом, при ее удовлетворении возникает бытийная мотивация, направленная на получение удовольствия и удовлетворения в настоящее время. Метамотивация  способствует поиску положительной  цели, позитивных переживаний и чувств в будущем. С метамотивацией непосредственно  связаны вершинные переживания-«обобщение лучших моментов человеческого существования, счастливейших моментов жизни, экстаза, величайшей радости, блаженства». [27, с.410] По утверждению автора, события, которые  вызывают вершинные переживания, могут  быть не только радостными, но и трагическими (смертельная опасность, тяжелая  болезнь, глубокая депрессия). Результатом  вершинных переживаний является существенное изменение отношения  к себе, другим людям, жизни, миру. Маслоу настаивал, что для самосовершенствования  необходимы положительные эмоции и  призывал психологов к серьезному изучению воздействия эмоций на человека. Он считал, что отрицательные эмоции и внутренние конфликты забирают энергию человека, препятствуя тем самым его эффективному функционированию и самосовершенствованию.

Маслоу  также добавил к списку психологических  защит десакрализацию и комплекс Ионы. Десакрализация – эмоциональное  обеднение жизни, возникающее из-за страха перед глубокими эмоциями. Комплекс Ионы – нежелание совершенствоваться из-за страха перед трудностями, боязни нового и отказа от привычного. «Благодаря»  этим защитам, избегая сильных эмоций, человек обесценивает личностные ценности, слишком интеллектуализируется, не оставляя места искренним и непосредственным чувствам. [27, с.417]

Как резюме вышесказанному, следует привести высказывание Маслоу: «На самом деле люди хороши и добры, если удовлетворены их основные потребности (в любви и безопасности)…  Дайте людям любовь и безопасность, и тогда они будут давать любовь и безопасность другим, их поведение  и их чувства будут более спокойными и надежными.» [27, с.416]

2 Отечественные ученые о проблеме  эмоций

Одним из первых в России тему эмоций, как  необходимую составляющую изучения психической жизни человека, в  конце XIX века поднял русский философ-идеалист и психолог Грот Н.Я. В качестве основной единицы анализа психической жизни он рассматривал так называемый «психический оборот», который состоит из: ощущения, чувствования (эмоции), умственной переработки и волевого решения, переходящего в действие. По поводу эмоциональных процессов Грот Н.Я. писал: «Термин чувствований, по нашему мнению, должен обнимать собою только, но зато и всю совокупность явлений удовольствия и страдания, т.е. те пассивные психические состояния, которые можно рассматривать как продукт субъективной оценки действующих на нервную систему раздражений, какой бы источник они не имели – внешний или внутренний.» [7, с. 63] По утверждению Н.Я. Грота, в отличие от ощущений, которые не способны регулировать процессы организма, эмоции, как продукт субъективной оценки ощущений, служат также оценке внутренних и внешних отношений организма. Гармония и дисгармония внешних и внутренних отношений становятся источниками удовольствия и страдания. Сложные чувства образуются сочетанием простых эмоций между собой и чувствований с ощущениями или идеями. При этом Грот Н.Я. полагал, что первичным чувствам и волнениям соответствуют конкретные представления из области познания; вторичным – конкретные понятия; более сложным чувствам – отвлеченные понятия.

Большим вкладом в понимании эмоций являются научные разработки русского физиолога  П.В. Симонова и академика П.К.Анохина. Согласно биологической теории П.К.Анохина, эмоции в процессе эволюции возникли и закрепились как приспособительный  механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и способствующий сохранению жизни как отдельной  особи, так и всего вида. Положительные  эмоции возникают, если реальный результат  действия совпадает или превышает  прогнозируемый результат, и наоборот, если реальный результат хуже ожидаемого – возникают отрицательные эмоции. При неоднократном удовлетворении потребности, сопровождающейся положительной эмоцией, происходит обучение и закрепление соответствующей деятельности, а неоднократные неудачи, вызывающие отрицательные эмоции, ведут к торможению неэффективной деятельности и способствуют поиску новых способов действий.

П.В. Симонов  пытался объединить потребностно-мотивационный  и информационный факторы генеза эмоций, утверждая в своей теории, что эмоции – отражение мозгом качества и величины актуальной потребности  и вероятности (возможности) ее удовлетворения. Правила возникновения эмоции Симонов  представил в виде формулы Э=П(ИН-ИС), где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (ИН-ИС) – оценка вероятности удовлетворения потребности  на основе врожденного и приобретенного опыта; ИН – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; ИС – информация о существующих средствах, которыми реально располагает  субъект. Кроме перечисленных переменных, на качество, длительность и знак эмоций влияют: индивидуально-типологические особенности человека; фактор времени, в зависимости от которого эмоция приобретает характер кратковременного аффекта или длительного настроения; качественные особенности самой  потребности. В связи с этим эмоции, порождаемые духовными или социальными  потребностями, принято называть чувствами. [23, с.175-176] Согласно формуле эмоций, отрицательные эмоции возникают  при низкой вероятности удовлетворения потребности. При возрастании вероятности  достижения цели и избытке сведений, необходимых для удовлетворения потребности, - рождаются положительные  эмоции. Также из этой формулы следует, что эмоция возникает только при  наличии потребности; нет потребности  – нет и эмоции, что собственно является предметом оспаривания  верности теории Симонова П.В. По убеждению  автора, отрицательные эмоции при  недостатке сведений способствуют поиску новой информации за счет повышения  чувствительности анализаторов (органов  чувств), что приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних  сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Поэтому при решении проблемы могут быть использованы случайные или маловероятные ассоциации, которые в безмятежном состоянии не рассматривались бы. Благодаря этому увеличиваются шансы достижения цели. [11, с.54] Необходимо добавить, что в результате выполненных П.В.Симоновым и его сотрудниками многочисленных психофизиологических исследований были выявлены многие функции определенных структур мозга (передних отделов неокортекса, миндалины, гиппокампа, гипоталамуса), существенных для понимания нейрофизиологических механизмов эмоциональных процессов. В своей теории Симонов П.В. также обосновал и описал отражательно-оценочную, переключающую, подкрепляющую, компенсаторную (замещающую) функции эмоций.

Безусловно, оригинальная теория П.В.Симонова вызвала  много споров и нареканий. Наибольшим нападкам она подверглась со стороны  Б.И. Додонова и Е.П. Ильина, которые  предложили научному сообществу свое видение эмоциональных процессов. Б.И. Додонов рассматривал в своих  работах проблему эмоций с точки  зрения ценностей. Он выдвинул и обосновал  положение об эмоциональной направленности личности как специфической для  каждого человека потребности в  эмоциональных переживаниях. При  этом Додонов в своих исследованиях  показал, что человек как личность проявляется в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности. Эмоциональный процесс, по мнению автора – это деятельность оценивания поступающей  в мозг информации о внешнем и  внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме  его субъективных образов.[8, с.8] Додонов  выделил следующие признаки эмоций:

  1. представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний;
  2. двойственный психофизиологический характер эмоциональных явлений (аффективное волнение – органические проявления);
  3. ярко выраженная субъективная окраска эмоций.

В противовес теории Симонова П.В. Додонов Б.И. утверждал, что эмоция не просто эффект от произведенного сопоставления информации и потребности, но и сам процесс сопоставления, т.е. оценивание действительности с  точки зрения потребностей, планов индивидуумов, потому что древние  эмоции были предформой мышления, выполнявшей  самые простые и самые жизненно необходимые его функции: «пристрастно»  и «заинтересованно» оценивая действительность и доводя свою оценку до сведения организма  на языке переживаний. [8, с.9] Додонов  полагал, что нельзя охватить все  эмоции единой измерительной формулой, так как разные эмоции оценивают  действительность по различным параметрам, потому для каждого класса эмоций должно быть свое объяснение. В своих  работах Додонов убедительно  доказывает, что эмоциональное насыщение  организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся  потребностью. У людей наряду с  целевыми установками формируются  также и установки на определенные комплексы эмоций, которые определяют направленность его личности. На основании  этих положений Додонов составил свою классификацию эмоций и согласно ей выделил соответствующие типы личности. Виды эмоций по Додонову: альтруистические, коммуникативные, глорические (от лат. Gloria – слава), праксические (связанные  с деятельностью), пугнические (от лат. pugna - борьба), романтические, гностические (от греч. gnosis – знание), эстетические, гедонистические (душевный и телесный комфорт), акзитивные (от фран. acgusisition - приобретение).

Ильин Е.П. определяет эмоцию как «рефлекторную  психовегетативную реакцию, связанную  с проявлением субъективного  пристрастного отношения (в виде переживаний) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации  целесообразного поведения в  этой ситуации». [11,с.34] По мнению автора эмоции и чувства, со всеми присущими  им функциями участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного  компонента, регулируя как процесс  осознания потребности и оценки ситуации, так и процесс принятия решения и оценки полученного  результата. Поэтому, чтобы понять механизмы  управления поведением человека, необходимо понимать и эмоциональную сферу человека, ее роль в этом управлении. На основании этих положений Е.П.Ильин разработал дифференциально-психологическую концепцию структуры эмоциональной сферы человека. Согласно Ильину, эмоциональная сфера человека – это многогранное образование, включающее в себя: эмоции, эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности (при их акцентуации – эмоциональные типы личности), эмоциональные устойчивые отношения (чувства), где каждое из них имеет отчетливые дифференцирующие признаки. Характеристики эмоционального реагирования, согласно автору, следующие: имеют знак (положительные или отрицательные переживания), влияют на поведение и деятельность (тормозят или стимулируют), интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительность протекания (длительные или кратковременные), предметность (степень осознанности и связи с конкретным объектом). Эмоциональное реагирование Ильин подразделяет на эмоциональные реакции (эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка, эмоциональный взрыв или аффект) и эмоциональные состояния (составляющая психических состояний, которая близка к настроению – эмоциональному тонусу). Обязательными компонентами эмоционального реагирования являются: импрессивный, физиологический, экспрессивный (речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства и внимание к своей внешности). По мнению Ильина, предформами настоящих эмоций были эмоциональный тон ощущений и впечатлений. Ильин утверждал, что эмоция – это намного более высокий уровень эмоционального реагирования, чем эмоциональный тон, потому что она имеет ряд преимуществ. Эмоция – это реакция на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Часто эмоция предвосхищает ситуацию и оценивает ее заранее. Если эмоциональный тон дает обобщенную оценку (приятно – неприятно), то эмоции оценивают ситуации дифференцированно, помогая тем самым заблаговременно и адекватно подготовиться к прогнозируемому событию. Эмоции, как и эмоциональный тон, являются механизмами закрепления отрицательного и положительного опыта, при этом эмоции могут проявляться активно (убежать от страха) и пассивно (замереть от страха). Также Ильин Е.П. выделил следующие свойства эмоций:

  1. Универсальность – независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают.
  2. Динамичность – фазовость протекания эмоций, нарастание напряжения и его спад.
  3. Доминантность – сильные эмоции подавляют противоположные себе эмоции, не допуская их в сознание человека.
  4. Суммация и упрочение – эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, и, вследствие этого, увеличивается их интенсивность, происходит упрочивание чувств, переживание которых становится сильнее.
  5. Адаптация – при долгом повторении одних и тех же впечатлений происходит снижение остроты, притупление эмоциональных переживаний.
  6. Пристрастность (субъективность) – одна и та же причина у разных людей вызывает разные эмоции.
  7. Заразительность – человек может невольно передавать в процессе общения свое настроение, переживание другим людям.
  8. Пластичность – одна и та же по модальности эмоция может переживаться не только с различными оттенками, но и как эмоция другого знака.
  9. Удержание в памяти – способность эмоций долго храниться в памяти.
  10. Иррадиация – распространение настроения с обстоятельств, по поводу которых оно возникло, на восприятие в целом.
  11. Перенос – свойство чувств переноситься на другие объекты.
  12. Амбивалентность – человек может одновременно переживать отрицательные и положительные эмоции (смешанные эмоции).
  13. Переключаемость – предметом одной эмоции становится другая эмоция («мне стыдно своей радости»). [11, с.40]

По мнению автора, прямого соответствия между  чувствами и эмоциями нет, так  как одна и та же эмоция может  выражать разные чувства, и одно и  то же чувство может выражаться в  разных эмоциях. «Чувство – это эмоциональная  установка, являющаяся долговременным эмоциогенным фактором, вызывающим эмоциональный  отклик в тот момент, когда в  поле сознания появляется объект этого  чувства.» [11, с.197] Также Ильин выделил  следующие свойства чувств: модальность, интенсивность, устойчивость, широта, генерализованность, дифференцированность и обобщенность. Эмоциональные свойства человека Ильин Е.П. определял как  характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся  у данного человека. Этими свойствами являются: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная  лабильность – ригидность, эмоциональная  отзывчивость, экспрессивность, эмоциональная  устойчивость, оптимизм – пессимизм.

Информация о работе Отечественные и зарубежные теории эмоций