Отечественные и зарубежные теории эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 06:06, реферат

Описание работы

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Содержание

Введение
1. Тема эмоций в зарубежных теориях и направлениях
1.1 Зарубежные теории эмоций
1.2 Психоаналитическое направление
1.3 Бихевиоризм
1.4 Когнитивное направление
1.5 Гуманистическое направление
2. Отечественные ученые об эмоциях
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

отеч и заруб теории эм.docx

— 56.89 Кб (Скачать)

Юнг подчеркивал, что основную роль в психологии должно играть изучение эмоций: «Только психология стала наукой, принимающей во внимание фактор ценности (т.е. чувства), потому что именно чувства связывают  жизнь с тем, что происходит в  психике. Психологию часто обвиняют, что в этом смысле она не наука; но тем, кто ее критикует, не удается  понять научную и практическую необходимость  того, почему стоит придавать значения чувству». [27, с. 115]

Другим, не менее известным учеником Фрейда, но отошедшим от него был А.Адлер. Он подчеркивал, что основное в человеке – общественное чувство – «чувство общности» или социальный интерес. Согласно этому, Адлер уделял внимание двум видам эмоций: не связанным с обществом, которые относятся к достижению индивидуальных целей, и связанным с обществом, которые способствуют социальному взаимодействию. Не связанные с обществом эмоции (гнев, страх, отвращение) направлены на качественные изменения в жизни человека, даже за счет других людей, так как они являются результатом ощущения неудавшейся жизни и собственной несостоятельности. Социально ориентированные эмоции – радость, смех, симпатия – «чистейшее выражение социального интереса». [27, с. 138]

По Адлеру, выраженность социального интереса – показатель психического здоровья. Кроме этого, Адлер полагал, что  источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности является чувство неполноценности, которое в своих крайних формах заставляет человека стремиться к превосходству  над другими, чтобы почувствовать  свою значимость, компетентность, ценность, самодостаточность.

Карен Хорни  – видный представитель неофрейдизма, описывала эмоциональное благополучие как «состояние внутренней свободы», при котором «все способности  человека полностью востребованы». [27, с. 152]

Под состоянием внутренней свободы Хорни понимала освобождение от чувства тревоги, вызванной  ощущением опасности, сознанием  того, что тебя не любят и не ценят. Базальная тревога – основополагающая концепция Хорни, вынуждает человека отказываться от своих истинных чувств и тщательно разрабатывать стратегии  психологической защиты, которые  отдаляют его от истинных симпатий, антипатий, опасений и желаний. По утверждению  Хорни, укоренения базальной тревоги  в детстве полностью зависит  от отношения родителей к ребенку. Если родители дарят любовь, заботу, тепло и ласку, максимальное количество положительных эмоций, то в дальнейшем у ребенка не сформируется базальное  чувство враждебности. К сожалению, подавленные чувства негодования  и враждебности, причиной возникновения  которых являются родители, проявляются в отношениях с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. [28, с. 257]

Г.С. Салливан – неофрейдист – считал, что  с самого рождения человек нуждается  в ласке, нежности, любви и стремится  избежать тревоги и беспокойства, которые доставляет ему внешний  мир. Это стимулирует человека к  взаимодействию с другими людьми и к построению межличностных  отношений.

1.3 Бихевиоризм

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее  обучающееся существо, запрограммированное  на определенные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно моделировать нужное поведение, в том числе и эмоциональные  реакции. Например, Уотсон не делал  никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные  проявления являются результатом выработки  классических условных рефлексов. [20, с.283]

Другой  радикальный бихевиорист Б.Ф.Скиннер  отстаивал описательный подход к  изучению чувств. Он предложил наблюдать  связанное с ними поведение. «Мы  определяем эмоции - до тех пор, пока мы хотим этого,- как слабость или  силу той или иной реакции…К сожалению, ссылки на чувства или состояния  ума имеют эмоциональную окраску, которой бихевиористы в своих  объяснениях стараются избегать.» [27, с. 297, 307 ]

Тем не менее, по мнению Скиннера, главным  средством формирования нужного  поведения выступает подкрепление, которое может быть положительным, либо отрицательным. Почему именно такие  термины? Думается, прежде всего, потому, что они указывают на соответствующую  полярность эмоциональных реакций, возникающих при использовании  того или иного вида подкрепления. Необходимо добавить, что подкрепления могут быть не только материальными, но и такими, которые непосредственно связаны с чувствами человека: похвала, порицание, неудача, удовлетворение от полученного результата, страх перед наказанием. Об этом неоднозначно говорит Д. Роттер в своей теории социального научения. «На поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека, разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то более ценит деньги, или более чувствителен к наказанию». [25, с. 72]

Стоит упомянуть, что Роттер выделял типы поведения, нацеленные на сохранение дружеского отношения, интереса, любви, привязанности  и преданности других. По утверждению  Роттера, большинство из нас ощущает  сильную потребность в любви  и привязанности, т.е. в том, чтобы  другие люди принимали нас и испытывали к нам теплые чувства. [27, с. 613]

В рамках бихевиоризма А. Бандура делал основной акцент на роли научения через наблюдения в приобретении навыков поведения, но он также подчеркивал важность самостоятельных воздействий человека на окружение как причинного фактора  во всех аспектах функционирования человека – мотивации, эмоций, действий. Одним  из важных понятий в социально-когнитивной  теории Бандуры является понятие  самоэффективности – «убеждении человека относительно его способности  управлять событиями, воздействующими  на его жизнь.» [27, с.569]

Динамика  самоэффективности, по мнению Бандуры, зависит от четырех факторов: непосредственного  опыта, косвенного опыта, общественного  мнения, физического и эмоционального состояния. Относительно влияния эмоций на самоэффективность, А.Бандура сделал интересные выводы, истинность которых  на сегодня никто не отрицает. Сильные  эмоции мешают деятельности, когда  человек находится в состоянии  стресса, сильной тревоги или  страха, его уверенность в своей  эффективности понижается. Уменьшение тревоги или увеличение физической раскрепощенности облегчают выполнение задачи. При этом влияние эмоционального напряжения зависит от определенных факторов:

  1. от уровня напряжения – чем сильнее волнение, тем меньше самоэффективность;
  2. представления человека о том, насколько его эмоции соответствуют действительности;
  3. сложность самой задачи; эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-нибудь простое, но мешает выполнению сложного. [27, с. 570-572]

Необходимо  еще отметить, что Бандура провел много научных исследований на тему агрессивного поведения людей. На основании  этих исследований он пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться только когда  в условиях данной ситуации социально  приемлемы образцы гневных реакций. [15, с. 533]

В отношении  эмоций также немаловажно следующее  утверждение Бандуры: мы испытываем положительные или отрицательные  эмоции в зависимости от того, насколько  наше поведение соответствует нашим  личным стандартам. «Реакции самооценки приобретают и сохраняют критерии поощрения и наказания в зависимости  от реальных последствий. Люди обычно удовлетворены собой, если испытывают гордость от своих успехов, но недовольны собой, когда что-то осуждают в себе». [27, с. 566] Если человек совершает недопустимые и несоответствующие своим стандартам поступки, во избежание общественного  или собственного порицания и, как  следствие, негативных переживаний, он оправдывает себя, перестраивая свое сознание так, что это позволяет  ему уменьшить свою ответственность (чувство вины) или избежать ее. Бандура  выделяет несколько способов уменьшения или избегания ответственности:

  1. моральное оправдание – преступное поведение представляется необходимым для самозащиты и даже достойным;
  2. оправдывающее сравнение между своими действиями и еще большими проступками, совершенными другими;
  3. использование словесных ярлыков, к примеру, профессиональные киллеры убийства называют «исполнением контракта»;
  4. смещение ответственности – уменьшение значимости последствий своих действий путем переноса ответственности на внешние причины;
  5. распыление ответственности – распространение ее на большое количество людей, в итоге никто ни за что не отвечает;
  6. искажение или замутнение связи между поведением и его вредными последствиями путем преуменьшения этих последствий, игнорирования последствий либо неправильного их истолкования;
  7. дегуманизация жертвы или возложение вины на нее.

1.4 Когнитивное направление

Когнитивисты  понимают человека, прежде всего, как  «думающего, понимающего, анализирующего», поскольку всю жизненную информацию надо понять, оценить, использовать с  помощью когнитивных процессов. Поэтому большинство когнитивных  теорий рассматривают эмоции, в основном, как реакцию, обусловленную познавательными  процессами. Американский психолог А. Бек говорил, что «то, как люди думают, определяет, что они чувствуют  и как действуют.» [25, с. 77] По мнению когнитивистов, разум должен служить  фактором контроля и замещения эмоций. В последние десятилетия стало  заметным распространение когнитивных  подходов и приемов в психотерапии с цель видоизменения влияния  интеллекта и мышления на эмоциональную  жизнь и благополучие человека. Патологическое эмоциональное состояние и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому  цель когнитивной терапии заключается  в «модификации дисфункциональных  убеждений и ошибочных способов переработки информации.» [25, с. 77] Бек вычленил и описал феномен автоматических мыслей, которые обеспечивают непрерывный комментарий, сопровождающий то, что люди делают или испытывают. Автоматические мысли непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. У эмоционально тревожных, лабильных людей сочетание автоматического мышления и неприятных физических или эмоциональных симптомов образуют замкнутый круг, приводящий к серьезным эмоциональным расстройствам. По определению Бека, содержание этих мыслей «обычно не связано с какими-то эзотерическими темами, такими как кастрационная тревога или психосоциальные комплексы, как могла бы предположить классическая психоаналитическая теория, но имеет отношение к крайне важным социальным вопросам, таким как успех или неудача, одобрение или неприятие, уважение или презрение…То, как человек следит за собой и наставляет себя, хвалит себя и критикует, интерпретирует события и делает прогнозы, не только высвечивает нормальное поведение, но и проливает свет на внутренние механизмы эмоциональных расстройств.» [27, c. 327-328]

В рамках когнитивного направления С.Шехтером была разработана когнитивная физиологическая  теория эмоций. Он предположил, что  эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, вызвавшей это возбуждение. По Шехтеру, одно и то же физиологическое  возбуждение может переживаться и как радость, и как гнев, и  как любая другая эмоция, в зависимости  от трактовки ситуации. [10, с. 32] По представлениям Шехтера, на возникновение эмоция вместе с воспринимаемыми стимулами  и возникающими из-за них физиологическими реакциями в организме, также  влияют прошлый опыт человека и оценка им сложившейся ситуации, с учетом имеющихся в данный момент потребностей и интересов. В экспериментах  Шехтера было также показано, что  интенсивность и характер эмоциональных  переживаний человека значительно  зависит от того, как сопереживают ему другие находящиеся рядом  люди. Причем этот эффект зависит от того, как сопереживающий относится к тому человеку, которому сопереживает. [11, c. 52]

Наиболее  разработанной теорией эмоций в  когнитивном направлении является познавательная теория эмоций М.Арнольда – Р.Лазауруса. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия  определенной последовательности событий, описываемых в терминах восприятия и оценок. При этом восприятие трактуется как понимание, независимо от того, как воспринятый объект действует  на воспринимающего. Таким образом, эмоция не является оценкой, но может  быть ее составляющей. «Интуитивная оценка ситуации порождает тенденцию к  действию, которая переживается как  эмоция и выражается различными соматическими  изменениями и которая может  вызвать экспрессивные или поведенческие  реакции.» [10, c. 31]

Очень популярной является и на сегодняшний день теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Основные понятия этой теории: диссонанс  – отрицательное эмоциональное  состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает психологически противоречивой информацией об объекте; консонанс – позитивное эмоциональное  состояние, возникающее, когда ожидания человека подтверждаются. Чтобы избавиться от состояния когнитивного диссонанса, человек может занизить уровень  ожиданий, попытаться получить новую  информацию, которая бы отвечала прежним  ожиданиям, либо изменить содержание ожидания.

Не менее  известная теория личностных конструктов  Дж.Келли является подходом к пониманию  внутреннего мира людей путем  выяснения конструктов – системы  дихотомичных понятий, с помощью  которых человек познает мир  и устанавливает межличностные  отношения. Конструкт – это своеобразный классификатор – шаблон нашего восприятия других людей и себя. Человеческие эмоции при этом рассматриваются  как особые переходные состояния  системы личностных конструктов. Например, состояние тревоги, беспомощности, неопределенности возникают у человека, если он понимает, что присущие ему  конструкты не пригодны для предвидения событий, с которыми он сталкивается.

1.5 Гуманистическое направление

Если  фрейдизм изучает невротическую  личность, желания, чувства, поступки и  слова которой расходятся между  собой, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные  личности, достигшие вершины своего развития, вершины «самоактуализации». Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности, каждый воспринимает и интерпретирует объективный мир по-своему. Роджерс  полагал, что человек с рождения движим потребностью развиваться и  улучшаться. При этом Роджерс признавал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы, когда они ведут себя вопреки своей природе. [25, с.87] Люди положительно оценивают те переживания, которые они воспринимают как  содействующие их личностному росту. И люди избегают и оценивают негативно  те переживания, которые препятствуют их самоактуализации. Роджерс ввел термины: конгруэнтность - соответствие переживания его настоящему содержанию, и неконгруэнтность – неспособность  точно воспринимать реальность, неспособность  или нежелание точно сообщить свои чувства другому. Когда несоответствие проявляется в несовпадении переживаний  и их осознании, то Роджерс называет это подавлением или отрицанием, мешающим правильно осознать и в  итоге решить свои проблемы. Преодоление  этих психологических механизмов защиты помогает достичь конгруэнтных истинных переживаний. [27, с.374-375]

Информация о работе Отечественные и зарубежные теории эмоций