Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:05, курсовая работа
Цель работы – изучение отцовства как социокультурного феномена.
Задачи:
1) рассмотреть отцовство как психологический и социокультурный феномен;
2) изучить структуру феномена отцовства и этапы его формирования;
3) рассмотреть роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения;
4) рассмотреть роль отца в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА________________________________5
1.1 Отцовство как психологический и социокультурный феномен_________ 5
1.2 Структура феномена отцовства и этапы его формирования___________ 12
1.3 Роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения_____________17
Выводы по первой главе___________________________________________ 21
ГЛАВА 2. ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ______________22
2.1 Феномен отцовства в современном обществе_______________________22
Выводы по второй главе___________________________________________27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_____
Отечественные исследователи не столь часто обращались к проблеме отцовства, чаще они рассматривали роль матери в семье, не уделяя отцу должного внимания, как, например, исследователи США или Германии. Тем не менее, в отечественной психологии была сформулирована структура отцовства, состоящая из четырёх компонентов.
Первый
компонент – потребностно-
Второй элемент структуры отцовства – это операциональный блок, включающий в себя осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним. Проблемы данного блока: неумение обращаться с ребёнком, нежелание учиться этому, скрытый страх перед младенцем и супругой. Второй блок взаимосвязан с первым, так как достаточная мотивация позволяет научиться обращению с детьми (женщины также изначально не обладают этими навыками, но очень быстро обучаются им).
Третий блок – ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Это достаточно важный компонент, так как отношение отца к своему ребёнку влияет на его поведение с ребёнком и, тем самым, оказывает влияние на личность ребёнка.
Четвёртый компонент стоит над всеми предыдущими, как бы интегрируя их и определяя их содержание. Это оценочный компонент, в который входят:
1) самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя, как отца, и своего ребенка;
2)
социальная оценка окружающих, базирующаяся
на принятых в данном
Несмотря
на биологические исследования, в
современной науке сохраняется
мнение о том, что одной из важнейших
характеристик отцовства
Таким образом, можно заключить, что отцовство в разных обществах принимает разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении защиты, была ключевой и значительно повышала выживаемость потомства. В современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от школьной успеваемости и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.
Сегодня, говоря об отцовстве в его широком значении, подразумеваем совокупность биологических, правовых и воспитательных функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям. Биологическое отцовство предполагает обязательное участие особей двух полов (мужского и женского) в воспроизводстве человеческой жизни. Мужчина, участвующий в зачатии ребенка, является биологическим отцом. Кроме этого широко распространено понятие юридического отцовства, где отцом ребенка является мужчина, официально зарегистрированный в качестве родителя в установленном порядке. Здесь вступает в силу определенный набор прав и обязанностей по отношению к ребенку.
Воспитательное
влияние отца в большой мере определяется
его социальным статусом, ролью и
положением в семье, различается
по отношению к детям того или
иного пола и меняется с возрастом
ребёнка. Но именно баланс семейных ролей
и равенство статусов обоих родителей
с сохранением лидерства отца создают
наиболее благоприятные условия для семейного
воспитания.
Выводы по второй главе:
Отцовство в разных обществах принимает разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении защиты, была ключевой и значительно повышала выживаемость потомства. В современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от школьной успеваемости и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.
Воспитательное
влияние отца в большой мере определяется
его социальным статусом, ролью и положением
в семье, различается по отношению к детям
того или иного пола и меняется с возрастом
ребёнка. Но именно баланс семейных ролей
и равенство статусов обоих родителей
с сохранением лидерства отца создают
наиболее благоприятные условия для семейного
воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отцовство - достаточно сложный феномен, который можно определить как категорию психологии личности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека.
Отцовство
- действительно сложная миссия.
Отцовство еще более
Мы рассматриваем отцовство как интегральное психологическое образование, которое в развитой форме включает совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие.
Изучение отцовства как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца формировании личности ребенка также как важна, как и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и субъективно-психологические условия готовности к ней (мотивационно-потребностная и ценностно-смысловая сфера отцовства). Предварительные исследования указывают на проблемное состояние отцовства как особой деятельности по воспитанию собственного или приемного ребенка. Нужна научно обоснованная практика подготовки отцов к осознанному родительству.
Отцовство в разных обществах принимает разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении защиты, была ключевой и значительно повышала выживаемость потомства. В современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от школьной успеваемости и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.
Воспитательное
влияние отца в большой мере определяется
его социальным статусом, ролью и
положением в семье, различается
по отношению к детям того или
иного пола и меняется с возрастом
ребёнка. Но именно баланс семейных ролей
и равенство статусов обоих родителей
с сохранением лидерства отца создают
наиболее благоприятные условия для семейного
воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абалакина, М. А. Межличностное взаимодействие и динамика предбрачных отношений. Дис.... канд. психол. Наук/М.А. Абалакина - М.: МГПУ, 1997. – 120 с.
2. Акивис, Д.С. Отцовская любовь/Д.С. Акивис. – М.: Профиздат, 2000. – С. 26-42.
3. Алфеева, Е. В. Особенности работы психолога с семьей/Е.В. Алфеева. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,2000. – 60 с.
4. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб.пособие/Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
5. Би, Х. Развитие ребенка/Х. Би. – СПб.: Речь, 2004. – 768 с.
6. Боулби, Д. Привязанность/Д. Боулби. – М.: Просвещение, 2003. – 477 с.
7. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей/Д. Боулби. – М.: Академия, 2004. – 232 с.
8. Варга, А. Я. Изменения отношений в семье/А.Я. Варга // Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. - М.: Просвещение, 1989.-190 с.
9. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-психологической практике. Учеб.пособие/ Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына– СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
10. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1984. – 431 с.
11. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
12. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях/Т.А. Гурко//Социс, 1997, №11. – С. 72-79.
13. Диагностика семьи: Методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2004. – 736 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология семьи/В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.
15. Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис…канд. психол. Наук/М.О. Ермихина. – Казань: Изд-во КГТУ, 2004. – 22 с.
16. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов/О.Ю. Ермолаев. - М.: Книга, 2002. – 336 с.
17. Жигалин, С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьяхподростков: Автореф. дис…канд. психол. Наук/С.С. Жигалин.– - КГУ, 2004. – 26 с.
18. Захарова, Н. Ю. психологическая готовность к отцовству в период ранней зрелости/Н.Ю. Захарова//Статья: Вопросы психологии, №3, 1999. – С.23-31.
19. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования/О.А. Карабанова.- М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
20. Кон, И.С. Этнография родительства/И.С. Кон. – М.: Владос, 2000. – 190 с.
21. Мухина, В.С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства/В.С. Мухина//Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. – Курган: Изд-во КГУ, 2004. – С. 56-65.
22. Обухова, Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития/Л.Ф. Обухова.– М.: Жизнь и мысль, 1999. – 168 с.