Отцовство как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение отцовства как социокультурного феномена.
Задачи:
1) рассмотреть отцовство как психологический и социокультурный феномен;
2) изучить структуру феномена отцовства и этапы его формирования;
3) рассмотреть роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения;
4) рассмотреть роль отца в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА________________________________5
1.1 Отцовство как психологический и социокультурный феномен_________ 5
1.2 Структура феномена отцовства и этапы его формирования___________ 12
1.3 Роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения_____________17
Выводы по первой главе___________________________________________ 21
ГЛАВА 2. ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ______________22
2.1 Феномен отцовства в современном обществе_______________________22
Выводы по второй главе___________________________________________27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_____

Работа содержит 1 файл

отцовство как социокультурный феномен.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Отечественные исследователи не столь часто  обращались к проблеме отцовства, чаще они рассматривали роль матери в семье, не уделяя отцу должного внимания, как, например, исследователи США или Германии. Тем не менее, в отечественной психологии была сформулирована структура отцовства, состоящая из четырёх компонентов.

     Первый  компонент – потребностно-эмоциональный  блок, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность  в контакте, эмоциональные реакции, переживания. Этот блок показывает заинтересованность отца в появлении потомства, потребность в этом и ответные реакции на ситуацию рождения ребёнка. В этом блоке могут возникнуть такие проблемы, как нежелание по какой-либо причине иметь детей, эмоциональная холодность и отстранённость, психологическая  и социальная неготовность к отцовству, страх перед новой ролью и неумение принять на себя новую ответственность.

     Второй  элемент структуры отцовства  – это  операциональный блок, включающий в себя осведомленность  и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним. Проблемы данного  блока: неумение обращаться с ребёнком, нежелание учиться этому, скрытый страх перед младенцем и супругой. Второй блок взаимосвязан с первым, так как достаточная мотивация позволяет научиться обращению с детьми (женщины также изначально не обладают этими навыками, но очень быстро обучаются им).

     Третий  блок – ценностно-смысловой, как  отношение отца к ребенку, включая  экзистенциальные переживания. Это  достаточно важный компонент, так как  отношение отца к своему ребёнку  влияет на его поведение с ребёнком и, тем самым, оказывает влияние на личность ребёнка.

     Четвёртый компонент стоит над всеми  предыдущими, как бы интегрируя их и  определяя их содержание. Это оценочный  компонент, в который входят:

      1) самооценка, как элемент Я-концепции,  принятие или непринятие роли  отца и рациональная и эмоциональная оценка себя, как отца, и своего ребенка;

     2) социальная оценка окружающих, базирующаяся  на принятых в данном конкретном  обществе социальных стереотипах  и предписаниях по выполнению  роли, требованиях, которые необходимо  соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы влияют на формирование образов Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

     Несмотря  на биологические исследования, в  современной науке сохраняется  мнение о том, что одной из важнейших  характеристик отцовства является его социальная детерминированность: социум предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца. При этом происходит регламентация поведения человека, обладающего данным статусом, через систему социальных ролей, из которых роль отца – одна из самых мало и противоречиво регламентированных. Но, тем не менее, большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей. Наиболее это проявляется в умственном, нравственном и полоролевом развитии детей. Воспитательная деятельность мужчины предполагает широкий спектр специализирующего воздействие на детей. В общение с отцами дети знакомятся с образцами мужского ролевого поведения как в семье, так и в обществе. Решающим является формирование полового самосознания (это касается как сыновей, так и дочерей). Образцы фактической деятельности отца в семье – основа формирования представлений об идеальном мужском поведении и во многом определяет последующую деятельность детей. Отец-это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным. Для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

     Таким образом, можно заключить, что отцовство  в разных обществах принимает  разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении защиты, была ключевой и значительно повышала выживаемость потомства. В современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от школьной успеваемости и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.

     Сегодня, говоря об отцовстве в его широком  значении, подразумеваем совокупность биологических, правовых и воспитательных функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям. Биологическое отцовство предполагает обязательное участие особей двух полов (мужского и женского) в воспроизводстве человеческой жизни. Мужчина, участвующий в зачатии ребенка, является биологическим отцом. Кроме этого широко распространено понятие юридического отцовства, где отцом ребенка является мужчина, официально зарегистрированный в качестве родителя в установленном порядке. Здесь вступает в силу определенный набор прав и обязанностей по отношению к ребенку.

     Воспитательное  влияние отца в большой мере определяется его социальным статусом, ролью и  положением в семье, различается  по отношению к детям того или  иного пола и меняется с возрастом ребёнка. Но именно баланс семейных ролей и равенство статусов обоих родителей с сохранением лидерства отца создают наиболее благоприятные условия для семейного воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по второй главе:

     Отцовство в разных обществах принимает разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении защиты, была ключевой и значительно повышала выживаемость потомства. В современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от школьной успеваемости и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.

     Воспитательное влияние отца в большой мере определяется его социальным статусом, ролью и положением в семье, различается по отношению к детям того или иного пола и меняется с возрастом ребёнка. Но именно баланс семейных ролей и равенство статусов обоих родителей с сохранением лидерства отца создают наиболее благоприятные условия для семейного воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Отцовство - достаточно сложный феномен, который  можно определить как категорию  психологии личности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека.

     Отцовство - действительно сложная миссия. Отцовство еще более усложняется  тем миром, в котором семья: его экономикой, стрессами, требованиями и т.п. Подлинное отцовство усложняется также отношением с собственными отцами, многие из которых или отсутствовали вообще, или были эмоционально далеки от своих детей.

     Мы  рассматриваем отцовство как  интегральное психологическое образование, которое в развитой форме включает совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие.

     Изучение  отцовства как психологического феномена является важной проблемой, так  как роль отца  формировании личности ребенка также как важна, как  и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и субъективно-психологические условия готовности к ней (мотивационно-потребностная и ценностно-смысловая сфера отцовства). Предварительные исследования указывают на проблемное состояние отцовства как особой  деятельности по воспитанию собственного или приемного ребенка. Нужна научно обоснованная практика подготовки отцов к осознанному родительству.

     Отцовство в разных обществах принимает  разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении  защиты, была ключевой и значительно  повышала выживаемость потомства. В  современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от школьной успеваемости и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.

     Воспитательное  влияние отца в большой мере определяется его социальным статусом, ролью и  положением в семье, различается  по отношению к детям того или  иного пола и меняется с возрастом  ребёнка. Но именно баланс семейных ролей и равенство статусов обоих родителей с сохранением лидерства отца создают наиболее благоприятные условия для семейного воспитания. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     1. Абалакина, М. А. Межличностное взаимодействие и динамика предбрачных отношений. Дис.... канд. психол. Наук/М.А. Абалакина - М.: МГПУ, 1997. – 120 с.

     2. Акивис, Д.С. Отцовская любовь/Д.С. Акивис. – М.: Профиздат, 2000. – С. 26-42.

     3. Алфеева, Е. В. Особенности работы психолога с семьей/Е.В. Алфеева. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,2000. – 60 с.

     4. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб.пособие/Т.В. Андреева.  – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.

     5. Би, Х. Развитие ребенка/Х. Би. – СПб.: Речь, 2004. – 768 с.  

     6. Боулби, Д. Привязанность/Д. Боулби. – М.: Просвещение, 2003. – 477 с.

     7. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей/Д. Боулби. – М.: Академия, 2004. – 232 с.

     8. Варга, А. Я. Изменения отношений в семье/А.Я. Варга // Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева.  - М.: Просвещение,  1989.-190 с.

     9. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-психологической практике. Учеб.пособие/ Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е.  Ромицына– СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

     10. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1984. – 431 с.

     11. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.

     12. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях/Т.А. Гурко//Социс, 1997, №11. – С. 72-79.

     13. Диагностика семьи: Методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2004. – 736 с.

     14. Дружинин, В.Н. Психология семьи/В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.

     15. Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис…канд. психол. Наук/М.О. Ермихина. – Казань: Изд-во КГТУ, 2004. – 22 с.

     16. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов/О.Ю. Ермолаев. -  М.: Книга, 2002. – 336 с.

     17. Жигалин, С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьяхподростков: Автореф. дис…канд. психол. Наук/С.С. Жигалин.–  - КГУ, 2004. – 26 с.

     18.  Захарова, Н. Ю. психологическая готовность к отцовству в период ранней зрелости/Н.Ю. Захарова//Статья: Вопросы психологии, №3, 1999. – С.23-31.

     19. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования/О.А. Карабанова.- М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

     20. Кон, И.С. Этнография родительства/И.С. Кон. – М.: Владос, 2000. – 190 с.

     21. Мухина, В.С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства/В.С. Мухина//Психология родительства и семейного воспитания: Материалы II международной конференции. – Курган: Изд-во КГУ, 2004. – С. 56-65.

     22. Обухова, Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития/Л.Ф. Обухова.– М.: Жизнь и мысль,  1999. – 168 с.

Информация о работе Отцовство как социокультурный феномен