Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:05, курсовая работа
Цель работы – изучение отцовства как социокультурного феномена.
Задачи:
1) рассмотреть отцовство как психологический и социокультурный феномен;
2) изучить структуру феномена отцовства и этапы его формирования;
3) рассмотреть роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения;
4) рассмотреть роль отца в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА________________________________5
1.1 Отцовство как психологический и социокультурный феномен_________ 5
1.2 Структура феномена отцовства и этапы его формирования___________ 12
1.3 Роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения_____________17
Выводы по первой главе___________________________________________ 21
ГЛАВА 2. ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ______________22
2.1 Феномен отцовства в современном обществе_______________________22
Выводы по второй главе___________________________________________27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_____
Министерство
образования Республики Беларусь
Белорусский
государственный педагогический университет
имени Максима Танка
Факультет
психологии
Курсовая
работа на тему «Отцовство как социокультурный
феномен»
Работу выполнила
Студента 3 курса
Группы 036
заочного отделения
факультета психологии
Цыманова
М.Л.
Работу проверила
Степанова
Л.Г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ
1.1 Отцовство
как психологический и
1.2 Структура феномена отцовства и этапы его формирования___________ 12
1.3 Роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения_____________17
Выводы по первой
главе_________________________
ГЛАВА 2. ОТЦОВСТВО
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ________
2.1 Феномен отцовства
в современном обществе________
Выводы по второй
главе_________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ____________________
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но социальной звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: М. Мид – культурологическая концепция; И.С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский: педагогические аспекты отцовства; О. А. Шаграева: исследование материнства и в связи с ним отцовства. Однако целенаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось.
Однако
проблема отцовства в психологии
является слабо разработанной и
характеризуется отсутствием
Начиная со второй половины XX века, в общественном сознании распространился стереотип о слабости и неадекватности современных отцов, отцовской некомпетентности. В частности, ученые и публицисты констатируют: 1) рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье; 2) незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими; 3) педагогическую некомпетентность, неумелость отцов; 4) незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.
Однако, по мнению И.С.Кона, из
всех перечисленных выше
По демографическим данным без
участия отцов и отчимов
С точки зрения психоанализа ослабление отцовской власти в семье - величайшая социальная катастрофа, поскольку вместе с отцовством оказались подорваны все внешние и внутренние структуры власти, дисциплина, самообладание и стремление к совершенству. «Общество без отцов» означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность и т. п.
В настоящее время во многих странах пытаются преодолеть «безотцовое» общество. Однако выход видят не в возврате к патриархальным отношениям, а в максимальном приближении мужчины к семье. Таким образом, возникает проблема: с одной стороны отцовство – широко распространенное явление, а с другой – отсутствие структурированной теории по данному вопросу.
Цель работы – изучение отцовства как социокультурного феномена.
Задачи:
1) рассмотреть отцовство как психологический и социокультурный феномен;
2) изучить структуру феномена отцовства и этапы его формирования;
3) рассмотреть роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения;
4) рассмотреть роль отца в современном обществе.
Объектом данного исследования выступает феномен отцовства, предметом - отцовство как социокультурный феномен.
Гипотеза:
семья является определяющим фактором
в процессе формирования готовности юношей
к отцовству.
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
1.1 Отцовство
как психологический и
На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С.Спиваковская [26,c.398-399], говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка, это, прежде всего, любить свою жену. К.Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта «невключенность» вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль. В то же время, К.Флэйк-Хобсон [11,c.70], полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения.
Различие
отцовства и материнства и
специфический стиль отцовства
зависят от множества социокультурных
условий и существенно
Как указывает И.С.Кон, при всех кросс-культурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, старшая сестра и т. п.). Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных семьях и с возрастом ребенка он увеличивается. У многих народов существуют строгие правила избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления нежности [20,c.46].
В привычной нам культурной среде материнство - одна из главных ипостасей женского стереотипа, а социальные характеристики материнской роли очерчены гораздо определеннее, чем отцовской, и ей приписывается большее значение в деле первичной социализации. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской является результатом того, что: а) отцовские функции биологически «объективно» менее значимы и их труднее конкретизировать; б) исторически они институциализируются гораздо позднее; в) распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации, и имеет как социальные, так и биологические предпосылки.
Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. При всем разнообразии человеческих культур, их условно можно разделить в этом плане на «отцовские», т. е. такие, в которых «отцовская роль мужчины значительна», и «безотцовские», т. е. такие, в которых «мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец». Последние, например, встречаются в афро-азиатском регионе. «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи [20,c.78-79].
Почему же людям кажется, что отцовский вклад в воспитание снижается? Помимо других причин сказывается ломка традиционной системы половой стратификации. Если пренебречь частными межкультурными различиями, в традиционной патриархальной семье отец выступает как а) кормилец, б) персонификация власти и высший дисциплинатор и в) пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщенность труда и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности.
По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается.
И.С.Кон обозначает ряд вопросов, которые возникают при исследовании феномена отцовства: Чем отличается «современное» положение и поведение отцов от «традиционного»? Чем отличается «современный» стереотип, нормативный образ отцовства от «традиционного»? Какова степень совпадения стереотипа отцовства и реального поведения сегодняшних отцов? и другие [20].
В.Н. Дружинин считает, что проблема отцовства наиболее остра для постсоветского общества. Наше государство декларировало равноправие обоих родителей по отношению к ребенку. В реальности нынешнее законодательство и практика отчуждают отца от семьи.
Мало того, что общественное воспитание считалось основным, а ответственность за судьбу детей передавалась «государству» и педагогам. Но система льгот в связи с рождением ребенка, уходом за детьми, их воспитанием предоставляется только матерям, а отцам – лишь в связи со смертью матери, ее длительным отъездом или болезнью. В случае развода ребенок остается с матерью [14,c.60-61].
Следовательно, мужчина знает, что от его заботы, личных качеств судьба его как отца никак не зависит, а ребенок – это, прежде всего, проблема женская.
Вообще
отношения в семье при
Демократическая семья предполагает равенство прав, нормальная – различия в ответственности, которая должна ложиться преимущественно на отца.
Однако в современной семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Нередко мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность, и, соответственно, быть образцом для подражания.
Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.