Отцовство как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение отцовства как социокультурного феномена.
Задачи:
1) рассмотреть отцовство как психологический и социокультурный феномен;
2) изучить структуру феномена отцовства и этапы его формирования;
3) рассмотреть роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения;
4) рассмотреть роль отца в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА________________________________5
1.1 Отцовство как психологический и социокультурный феномен_________ 5
1.2 Структура феномена отцовства и этапы его формирования___________ 12
1.3 Роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения_____________17
Выводы по первой главе___________________________________________ 21
ГЛАВА 2. ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ______________22
2.1 Феномен отцовства в современном обществе_______________________22
Выводы по второй главе___________________________________________27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_____

Работа содержит 1 файл

отцовство как социокультурный феномен.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Согласно  исследованиям Томпсона и Плека, структура мужской ролевой роли состоит из следующих компонентов, также влияющих на формирование представлений  об идеальном родителе.

     1. Норма успешности или норма  статуса (The Success or Status Norm) - стереотип,  утверждающий, что социальная ценность  мужчины определяется величиной  его заработка. 

      2. Норма эмоциональной твердости  (The Emotional Toughness Norm) - стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.

     3. Норма анти женственности (The Antifemininity Norm) - стереотип, согласно которому  мужчинам следует избегать женских качеств.

     В целом представления об идеальном  отце - успешный в глазах ребенка, обеспечивающий материально на высоком уровне, имеющий  авторитет и уважение ребенка, властный, строгий, независимый, мало эмоциональный [9,c.100].

     В научной литературе приводятся факты, иначе объясняющие современную ситуацию отцовства. Действительно, отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, но мужчины никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их тем, что особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. Например, обследование  канадских семей показало, что при выравненных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, сколько и матери.

     Сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотношениях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться и сам он был обязан держаться «на высоте»[13,c.150].

     Поскольку отцовство и материнство коренятся в репродуктивной биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с половым диморфизмом. Наблюдение за поведением родителей по отношению к новорожденным показывает, что, хотя психофизиологические реакции мужчин и женщин на младенцев весьма сходны,  их поведенческие реакции различны: женщина тянется к ребенку, стремится приласкать его, тогда как мужчина отстраняется и часто испытывает при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт. Подобные различия наблюдаются даже в тех семьях, в которых отцы полностью разделяют все заботы по уходу за ребенком.  Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе наблюдений за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребенком, старается, прежде всего, успокоить, унять его; материнская игра - своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка. Небезразличны для понимания специфики отцовского стиля отношений и такие предположительно врожденные черты, как хорошее пространственное восприятие, хороший двигательный контроль, острота зрения и более строгое разделение эмоциональной и когнитивной реактивности [10,c.123].

     Реальная  модель современной российской семьи такова: ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с детьми эмоционально. Мужчина «выброшен» за пределы семейных отношений, не оправдывает ожиданий жены и детей. Для него остается единственный путь реализации себя как мужа и отца: бороться за мужские права и «эмансипацию», как боролись и борются за равные с мужчиной права феминистки. Только поле борьбы не деловой мир, а семья. Отсюда появление обществ мужчин-одиночек (воспитывающих детей без жены) и т.п.

     Между тем реальное решение вопроса  иное: нужно создать социальные условия  для проявления мужской активности вне семьи, чтобы он мог нести  основную юридическую ответственность  за семью, предъявлял во вне и защищал  ее интересы, мог бы обеспечить ее экономическое благосостояние и социальное продвижение членов семьи.

     Можно согласиться с В.Н.Дружининым, что  с преодолением наследия прошлого модель  российской семьи имеет шанс принять  такой вид: доминирует мать, следующим  идет отец, дети подчинены. Отвечает за семью (благополучие, социальную защиту) отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу [14,c.102].

     По  мнению Й. Лангмейер, З. Матейчек, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности  и авторитета. Он – олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец – «наиболее естественный источник познаний  о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы».

     Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны  теплые отношения с отцом. «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного  мужчины, в зрелом возрасте будет  обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт» [7,c.56].

     Психологические  исследования показывают, что при  сравнении детей выросших с отцами и без них обнаружено, что дети выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями.

     Таким образом, личные качества отца, в число  которых входит и любовь к своим  детям,  оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина  к детям,  к жене и к окружающим [6,c.14-15].

     Э. Фромм считает, что из-за менее  глубокой укорененности в природе  отец вынужден развивать свой разум, формировать искусственный мир  идей, принципов и рукотворных  вещей, который заменяет природу  в качестве основы для существования и безопасности. Подчинение матери и фиксация на ней есть подчинение природной связи, фиксации на природе. Подчинение отцу – созданное человеком, искусственное, основанное на власти и законе и, следовательно, менее непреодолимое и сильное, чем связь с матерью. Отец воплощает абстракцию – совесть, долг, закон.

     Д.С. Акивис  в своей работе “Отцовская любовь” отмечает, что любящий  отец нередко более  эффективный  воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции, вообще, и полоролевых  позиций в частности.  Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды [2,c.26-27].

     Как часть личностной сферы отцовская  любовь является необходимым условием полноценного развития личности. Д.С. Акивис считает, что только в соприкосновении  с ребенком полностью созревают  мужские черты личности – потребность  и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила.

     М.О. Ермихина указывает на особенности  отцовской родительской позиции.  Деятельностная позиция отца в семье, которая проявляется  в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для мужчины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка.

     Активная  отцовская позиция говорит о  принятии им ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Зачастую проявление мужчиной ответственности  выражается в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу самовыражения [15,c.6-7].

     Однако  многие мужчины-отцы опасаются быть поглощенными семьей. В случаях  высокой ценностной значимости семейной жизни и высокой оценки родительской компетентности возрастает и  ценность сохранения  собственной индивидуальности отцов. Причем, высокая родительская компетентность мужчин-отцов связана с реализацией отношений доминирования, то есть быть компетентным родителем, для мужчины означает передачу своего жизненного опыта с позиции «сверху».

     Успешность  мужчины в основных сферах жизни, а также возрастание их субъективной значимости, и значимости терминальных ценностей влечет формирование родительской позиции «сверх авторитета».

     Неадекватность  отцовских позиций, как правило, связана с доминированием женщины в семье или с возвышением отца над ребенком за счет подавления его воли. Дисбаланс родительских позиций влечет снижение эмоционального фона родительских чувств, поскольку мужчина начинает ощущать выполнение родительской роли как самопожертвование. Проявляет тенденцию к гиперопеке, восприятию своего ребенка как зависимого и несамостоятельного.

     Отцовская родительская позиция – это интегральное взаимодействие мужской полоролевой, личностной и воспитательной позиции  отца; это система установок, которая традиционно проявляется в преобладании предметно-инструментальной  функции отца в воспитании детей  [7].

     В целом содержательные характеристики материнской и отцовской родительских позиций идентичны. Тем не менее, ряд исследователей видят некоторое различие между отцовской и материнской позициями, которое заключается в их конкретных поведенческих проявлениях. В данном случае речь идет о различных проявлениях, связанных с полоролевой адекватностью родителей, которую можно принять в качестве основного критерия определения отцовской и материнской родительской позиций [12,c.72-73].

     Именно  в семье каждое новое поколение  молодых мужчин осваивает отцовские  функции, и тем самым на их биологически данную принадлежность к мужскому полу накладывается эта наученная родительская роль.

     Для более успешного осуществления  этого процесса должна произойти  переориентация в общественном сознании, в воспитательных приоритетах в  семье. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность  отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Справедливо утверждение, что счастливое детство скорее будет у ребенка из полной семьи, где мать и отец выполняют свои родительские функции.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Структура  феномена отцовства и этапы  его формирования

     Традиционно феномен родительства изучается  психологами в зависимости от теоретического подхода к данной проблеме. Существует два подхода  к изучению родительства, в зависимости  от того, кто считается отправной  точкой изучения – ребенок или  родитель: первый, наиболее распространенный, рассматривает родительство применительно к развитию ребенка. С точки зрения второго подхода можно предполагать, что  отцовство является фактором развития личности отца; феномен отцовства является комплексным образованием, в котором  можно выделить структурные элементы.

     Г. С. Абрамовой, которая выделяет в  возрасте взрослости в качестве детерминант  развития личности – построение интимных отношений, просоциальное поведение  и выполнение родительской функции. И именно родительство позволяет решить не только социальные, но и экзистенциальные задачи, являясь одной из важнейших задач развития в данный период. Оно связано с просоциальным поведением и ответственностью, толерантностью и заботой, невозможностью без любви к другому человеку, ребенку, позволяет достичь продуктивности, кроме того, является реализацией потребностей человека [1,c.46].

     Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная  и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни, а также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов.

     С этих позиций определение отцовства  как  врожденного чувства, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребенка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью не является удовлетворительным. Предлагается рассматривать   отцовство как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность [3,c.47].

     В процессе теоретического анализа работ  Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филипповой была разработана структурная модель феномена отцовства. По предположению, в структуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент – оценочный, в который входят 1) самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.  

Информация о работе Отцовство как социокультурный феномен