Отцовство как социокультурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение отцовства как социокультурного феномена.
Задачи:
1) рассмотреть отцовство как психологический и социокультурный феномен;
2) изучить структуру феномена отцовства и этапы его формирования;
3) рассмотреть роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения;
4) рассмотреть роль отца в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА________________________________5
1.1 Отцовство как психологический и социокультурный феномен_________ 5
1.2 Структура феномена отцовства и этапы его формирования___________ 12
1.3 Роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения_____________17
Выводы по первой главе___________________________________________ 21
ГЛАВА 2. ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ______________22
2.1 Феномен отцовства в современном обществе_______________________22
Выводы по второй главе___________________________________________27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_____

Работа содержит 1 файл

отцовство как социокультурный феномен.doc

— 170.50 Кб (Скачать)
>     3. Исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях. Такие отцы рискуют стать еще одной мамой.

     4. Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге. Но он не может отказаться от своих любимых увлечений. Такие отцы не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком [17,c.14].

     Отцовство - действительно сложная миссия. Отцовство еще более усложняется тем миром, в котором семья: его экономикой, стрессами, требованиями и т.п. Подлинное отцовство усложняется также отношением с собственными отцами, многие из которых или отсутствовали вообще, или были эмоционально далеки от своих детей.

     Существует  следующая характеристика типичных моделей отцовского поведения:

     Отец -  педант. Он требует, чтобы дом был примером порядка и дисциплины. Отцовство состоит по его мнению из требования соблюдать список правил, что приведет дитя к успеху. Ему недостает веры в своих детей, он не позволяет им принимать самостоятельные решения, касающиеся поворотных моментов их жизни. Все находится под его собственным контролем. При таком воспитании дети чаще всего растут бунтарями или же их воля ломается, вследствие чего ломается и жизненный стержень. Отсутствие эмоциональной поддержки со стороны такого отца приводит к тому, что ребенок перестает осознавать свои чувства и не умеет их выражать, что приводит к затяжным неврозам и патологии психики.

     Верный  отец. Этот отец лоялен. Он говорит: “Мои дети для меня — важнее всего”. Это он заявляет даже перед лицом тех требований, которые предъявляет к нему самому мир. Такие отцы несовременны, вернее, только кажутся таковыми. Они все время как бы “тренируют отцовство”, серьезно работают над тем, чтобы оставаться близким своим детям.

     Беспечный отец. Действует по принципу: “Я вас не бросаю”. Он расписывается в своей полной беспомощности перед воспитанием собственного потомства. Если дитя что-то спрашивает у него, он обычно отвечает: “Спроси у мамы”, или “Отстань”. Есть разные варианты беспечности, оставления своего потомства без попечения о нем, но все они сводятся к одному: отец думает (а иногда и говорит): “Я вас родил, материально обеспечиваю — этого достаточно. Можете мне и за это спасибо сказать”. Лишь иногда он приходит к мысли, что нужно было бы что-то изменить в отношении к семье и детям. Он не осознает, что существуют принципы отцовства, ему нужно переменить образ своего поведения и многому научиться [17,c.16].

     Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель, на самом деле, очень важен. Дети, выросшие без отцов имеют низкий уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

     На  основе кластерного анализа эмпирических данных, характеризующих отцовство как воспитательную деятельность, была предложена типология отцовства как воспитательной деятельности [8,c.46].

     «Эмоционально – отвергающий  тип». В эту группу входят отцы, которые тяготятся детьми, игнорируют их потребности. Иногда жестоко с ними обращаются, считают детей обузой и проявляют общее недовольство ими.

     «Гиперопекающий тип». В эту группу входят отцы, которые уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

     «Поощряющий тип». Эти отцы предпочитают в воспитании детей обходиться без наказаний или стараются применять их крайне редко. Они уповают на поощрения и очень сомневаются, что наказания принесут какие – либо результаты.

     «Игнорирующий тип». В воспитании детей этой группе отцов характерно недостаточное стремление к удовлетворению потребностей подростков, они игнорируют их потребности. Вследствие чего, чаще страдают при этом духовные потребности подростков в эмоциональном контакте, общении с родителями.

     «Попустительский». Этим отцам характерна недостаточность требований – запретов.  В этом случае подростку «все можно». Даже если отцы предъявляют какие – то запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, занятий, время возвращения вечером, вопрос о курении и употреблении алкогольных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие – либо рамки в его поведении.

     «Потворствующий тип» Эти отцы стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Также они бессознательно проецируют на подростков свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

     «Гипоопекающий  тип». Эта группа отцов характеризуется недостатком опеки и контроля. Подростки остаются без надзора, отцы к ним проявляют мало внимания, не интересуются их делами, им «не до них». Наблюдается физическая заброшенность и неухоженность подростков. Отцы не включаются в жизнь подростков. Они выпадают у них из виду. За них берутся лишь время от времени, когда случается что – то серьезное [4,c.136].

     Итак, изучение отцовства как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца  формировании личности ребенка также как важна, как и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и субъективно-психологические условия готовности к ней (мотивационно-потребностная и ценностно-смысловая сфера отцовства). Предварительные исследования указывают на проблемное состояние отцовства как особой  деятельности по воспитанию собственного или приемного ребенка. Нужна научно обоснованная практика подготовки отцов к осознанному родительству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по первой главе:

     Отцовство - достаточно сложный феномен, который  можно определить как категорию психологии личности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека.

     Отцовство - действительно сложная миссия. Отцовство еще более усложняется тем миром, в котором семья: его экономикой, стрессами, требованиями и т.п. Подлинное отцовство усложняется также отношением с собственными отцами, многие из которых или отсутствовали вообще, или были эмоционально далеки от своих детей.

     Мы  рассматриваем отцовство как  интегральное психологическое образование, которое в развитой форме включает совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие.

     Изучение  отцовства как психологического феномена является важной проблемой, так  как роль отца  формировании личности ребенка также как важна, как и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и субъективно-психологические условия готовности к ней (мотивационно-потребностная и ценностно-смысловая сфера отцовства). Предварительные исследования указывают на проблемное состояние отцовства как особой  деятельности по воспитанию собственного или приемного ребенка. Нужна научно обоснованная практика подготовки отцов к осознанному родительству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

2.1. Феномен  отцовства в современном обществе

     С появлением в семье ребёнка появляются и новые внутрисемейные роли – роли родителей, отца и матери. Каждый член семьи переживает этот процесс по-своему. Чувства, которые испытывают супруги, различны: от страха и беспомощности до радости и ответственности. Это зависит не только от личностных особенностей и возраста родителей, но и от пола. Мать и отец не всегда одинаково переживают момент рождения ребёнка, их ожидания в отношении новой роли, нового родного человека, друг друга не всегда оправдываются, взгляд на новую ситуацию различен, различно и её понимание. В связи с этим ухудшается взаимопонимание супругов. Таким образом, ребёнок, который, по мнению некоторых женщин, должен был бы «привязать» мужа к жене, скрепить семью, становится почвой для разногласий, причиной для обнаружения у своей второй половины новых характерологических, не всегда приятных особенностей. Зачастую отец не чувствует новой роли, стесняется или просто боится её, не чувствует ответственности и не осознаёт новых обязанностей. Часто его жена требует слишком многого и её ожидания не соответствуют возможностям её мужа. Тем не менее, существует печальная статистика, по которой немалая часть разводов происходит сразу после или от 1 до 3 лет после рождения ребёнка, что не может не сказаться негативно на личности ребёнка. В такой ситуации супруги считают, что именно ребёнок является причиной их раздора: новые обязанности, несовпавшие ожидания, тяжесть принятия новой роли и как следствие разочарование, непонимание, взаимные обвинения и упрёки.

     Возможно, это происходит из-за того, что именно рождение ребёнка приходится на кризисные моменты жизненного цикла семьи. Супруги оказываются не в силах справиться с кризисом, происходящим в их взаимоотношениях, и с новыми обстоятельствами. Также одной из скрытых причин может стать и то, что феномен отцовства социален по своей сущности и не имеет столь сильной биологической основы, как материнство. Отец не имеет той связи с ребёнком, какую имеет мать. У отца нет прямых доказательств о том, что именно он отец данного ребёнка, он не может почувствовать это. Взгляд на роль отца в семье различен и зависит от условий меняющегося общества. В процессе общественного развития роль отца изменяется в соответствии с нормами и принципами социума от сверх доминантной до пассивной или даже рудиментарной (отец необходим лишь для воспроизводства, но не воспитания). Взгляд на мать в обществе практически всегда остаётся неизменным, её значимость не преувеличивается и не преуменьшается, меняться может лишь её роль в конкретной семье, но не представление о матери в общем.

     Также есть и другой один фактор: чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Ещё Аристотель утверждал, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Мужчине необходимо время, чтобы ощутить, почувствовать себя в новой роли, осмыслить ситуацию. Тем более ребёнок не сразу бегает, говорит, всё умеет. Чувство отцовства возрастает по мере взросления ребёнка. Несколькими исследованиями было показано, что роль отца в семье, его значимость для ребёнка, воспитательные взаимодействия увеличиваются с ростом ребёнка. Отец начинает обучать сына бытовым и хозяйственным умениям, втягивает ребёнка в своё хобби. Можно сказать, что с увеличением возраста у отца с ребёнком появляется всё больше общего, им есть о чём поговорить, появляются свои секреты. Так многие взрослые люди говорят, что отец в их жизни появился после пяти лет и к подростковому возрасту зачастую стал даже важнее, чем мать. До этого времени отец просто не знал, что ему делать с ребёнком.

     Но  не все отцы теряются, когда видят  новорожденных детей. У многих просыпается отцовский то ли «инстинкт», то ли «талант». Психофизиологии замечают, что для ребёнка не имеет принципиальной разницы, кто меняет ему подгузник: отец или мать, главное – забота и внимание. Некоторые отцы ухаживают за детьми лучше матери. Причём факты существования отцов-домоседов участились. Это связано с нестабильной социально-экономической обстановкой в нашей стране. В такой ситуации некоторые женщины оказались намного адаптивнее своих мужей, устроились на работу и заняли место мужчины в семье: стали зарабатывать деньги. Безработные мужья начали вести хозяйство, ухаживать за детьми, стали выполнять «женские» роли в семье. Если до этого отцовство можно было разделить на два типа: традиционное (отстранённая властная позиция отца, авторитет, экономическая опора, решение вопросов наследования) и «новое» отцовство (усиление ответственности за семью и детей, воспитательной роли отца), то теперь можно выделить и тип отцов-домохозяек, которые полностью ведут хозяйство и присматривают за детьми. Роли женщины и мужчины поменялись: одни зарабатывают, а другие занимаются домом и семьёй. Нельзя однозначно утверждать, хорошо это или плохо, везде есть свои плюсы и минусы. Как уже было сказано, именно общество влияет на явление отцовства, на представления об отце, регулирует отношение к институту отцовства. С этих позиций отцовство – социальный феномен, но зарубежные исследования показывают и биологическую связь отца с ребёнком.  

     Несмотря  на общепризнанное мнение, согласно которому отцовские чувства вырабатываются в результате менее очевидных и в общем-то не обязательных эмоциональных связей с ребенком, появляющихся и развивающихся со временем, результаты недавних экспериментов в США и Канаде позволяют хотя бы частично пересмотреть стереотип «отцом становятся постепенно». Группа американских психологов измеряла количество гормонов на различных этапах 9-месячного процесса. Оказалось, что у мужчин, которые особенно нежно и заботливо относились к своим беременным женам, менялся гормональный баланс: значительно снижался уровень тестостерона, имеющего репутацию «мужского» гормона, и одновременно повышался уровень пролактина — гормона, играющего ключевую роль в выработке молока у женщин. Подобные же данные получили канадские ученые. Кроме заметного снижения уровня тестостерона в организме «хороших» отцов после зачатия ребенка они зафиксировали еще и повышение уровня эстрогена — так называемого «женского» гормона. Это показывает, что природа может готовить к новой функции заботливого родителя не только женский, но и мужской организм. В связи с этим можно сказать, что отцовство – врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (детей) с сопереживающей ответственностью.

Информация о работе Отцовство как социокультурный феномен