Отчёт по преподавательской практике в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:01, отчет по практике

Описание работы

Цели прохождения педагогической практики:
1) освоить умения ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
2) закрепить теоретические знания и получить навыки их практического применения;
3) обучить навыкам решения практических задач;
4) формировать профессиональную позицию психолога, мировоззрение, стиль поведения, освоить профессиональную этику;
5) знакомить со спецификой деятельности психолога в учреждениях высшего профессионального образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……..3
1. Лекционное занятие…………………………………...………...………….5
2. Практическое занятие…..…………………………………………..……....8
3. Тренинговое занятие…….……………..…………………………..……...11
Заключение…….………………………………………………..….…………15
Приложение 1. Лекционный материал…………………………………...…16
Приложение 2. Задания на практическое занятие…………….……………29
Приложение 3. Задание на тренинговое занятие…………………………...38

Работа содержит 1 файл

Отчёт по практике.docx

— 630.69 Кб (Скачать)

синтетический, аналитико-синтетический, эмоциональный. Выде-

ление этих типов основано на установлении сенсорной организа-

ции с мыслительными и эмоциональными процессами. Для наблю-

дателей синтетического типа характерно обобщенное отражение и

определение основного смысла происходящего. Они не придают

значения деталям и  не видят их.

Люди с аналитическим  типом восприятия выделяют при наблю-

дении прежде всего детали, частности, такие люди нередко затруд-

няются понять общий смысл явлений. Общее представление об

объекте, событиях они часто  подменяют тщательным анализом от-

дельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии

выделить главное.

Люди эмоционального типа восприятия стремятся не выделить

сущность явления, а выразить свои переживания, вызванные на-

блюдаемыми явлениями. Человек этого типа восприятия, наблю-

дая за объектом, прежде всего замечает то, что воздействует на его

эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях

самого объекта.

Наблюдение не бывает чисто  пассивным, созерцательным ак-

том. На процесс наблюдения оказывают влияние и уровень  разви-

тия мышления, и чувства, и интерес, и опыт взаимодействия с на-

блюдаемым объектом. С. Л. Рубинштейн по этому поводу писал:

Воспринимает  не изолированный глаз, не ухо само по себе, а

конкретный живой  человек, и в его восприятии всегда в той или

иной мере сказывается  весь человек, его отношение к  воспринима-

емому, его потребности, интересы, желания и чувства (Рубинш5

тейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. —

С. 253).

Индивидуальные особенности  наблюдательности складывают-

ся под влиянием воспитания. Если в процессе взаимодействия с

развивающимся человеком  взрослые предоставляли возможность

ребенку самому наблюдать  за миром и делать открытия, то можно

ожидать, что уже к подростковому  периоду наблюдательность мо-

жет сформироваться как свойство сенсорной организации. Если в

процессе взросления человек был лишен необходимости или воз-

можности наблюдать, то и соответствующее свойство не развива-

ется. Поэтому есть взрослые, которые настолько ненаблюдатель-

ны, что не видят, например, в своей квартире вещей, которые там

уже давно находятся, или  тех существенных изменений, которые

произошли во внешнем облике близких родственников. Для раз-

вития наблюдательности значим не столько возраст, сколько тре-

нировка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Задания  на практическое занятие

1. Таблица для  проверки наблюдательности

 

 

Инструкция к  таблице

Найдите на этой таблице  последовательно цифры от 1 до 90 включительно.  
Если вы сумеете найти эти цифры:  
За 5-10 мин, то у вас исключительная наблюдательность.  
За 10-15 мин — хорошая. 
За 15-20 мин — средняя.  
За 20-25 мин — удовлетворительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты – картинки на наблюдательность

1.Тест картинка

 

Ответы

1. Сколько туристов живет в этом лагере? => Четверо, список дежурных на 4, на подстилке лежит 4 ложки и 4 тарелки. 
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад? => Не сегодня, между палаткой и деревом успела образоваться паутина. И дежурит не Коля (он сидит возле рюкзака с буквой "К") 
3. На чем они сюда приехали? => Вероятно, на лодке. Возле дерева стоят вёсла. 
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения? => Вряд ли ребята привезли с собой живую курицу. Селение недалеко. 
5. Откуда дует ветер: с севера или юга? => На дереве длиннее ветки на южной стороне, а короче - на северной. А теперь можно посмотреть на пламя костра - оно "тянется" на север. Следовательно ветер южный.  
6. Какое сейчас время дня? => (это я подсмотрела) Утро, так как тень подает на запад => солнце светит с востока. 
7. Куда ушел Шура? => Шура ушёл ловить бабочек. Видно сачок за кустами.  
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.) => Итак, Шура ушёл, Коля сидит возле рюкзака. Ещё один мальчик - фотографирует. Прямо видим рюкзак с буковкой "В", в котором лежит штатив. Следовательно, фотографа зовут на букву "В" - Вася. 
Методом исключения - сегодня дежурит Петя. Значит вчера дежурил Коля. 
9. Какое сегодня число какого месяца? => Сегодня дежурит Петя => 8. И как правильно заметили - 8 августа. Арбузы в августе.

 

2.Тест – картинка

 

 

 

Ответы

1. Утро. Сеять только начали  в телеге мешки с зерном. Мужичек на работу (с работы идет) 
2. Время года весна. Потому как сеялка - (сев озимых август-сентябрь, листья бы были). 
3. Буй 
4. Река на запад. По волнам после буя и по птицам летящим на север. 
5. поплавок 
6. Нет. 
7. Близко. 
8. Летят на север - весна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Афанасьев 

Год колючей проволоки. Серия Третья Мировая Война.

 

 

 

По своим делам шериф  разъезжал на старом и жрущем немало топлива Хаммере Н3, который был  выкрашен в обычный белый цвет, и на крышу которого при необходимости  водружалась мигалка на магните. Между передними и задними сидениями не было стекла, как в полицейских машинах, зато была стойка, в которой был арсенал оружия на все случаи жизни — короткий полуавтоматический Бушмастер с оптическим прицелом и pre-ban1 магазином, старый, полноразмерный пистолет-пулемет УЗИ со складным прикладом и неавтоматическая снайперская винтовка Сэвидж-10 в полицейской версии со складным прикладом. Дробовика двенадцатого калибра, типичная принадлежность американской полицейской машины, кстати — шериф не любил и не имел. Из личного оружия он носил не Кольт-1911, как можно было бы подумать — а Глок-21.

Полицейский Хаммер, без  мигалки и без сирены остановился неподалеку от заведения, шериф недолго думая забрался на капот и посмотрел на происходящее в бинокль. То, что он увидел, ему не понравилось — но, по крайней мере, звонивший не соврал. Как минимум один труп и автомобиль со следами от пуль. Подозреваемых видно не было — но это не значило, что их там нет.

Шериф спрыгнул с капота — несмотря на возраст он все еще мог проделывать такие трюки без рук.

— Вооружаемся.

Шериф взял Бушмастер, Депьюти — УЗИ, Депьюти тоже отслужил в армии, даже участвовал в Буре в пустыне, и объяснять ему ничего не требовалось. Вдвоем, трусцой как волки, с оружием наизготовку они побежали к разгромленному кафе.

К кафе они зашли с тыла, там был небольшой, отгороженный легкой изгородью дворик, в котором  была какая-то возня. Шериф выглянул — Альфредо, владелец закусочной, которого он знал, и которого подозревал в преступной активности, лихорадочно грузил в старенький, разваливающийся на ходу минивэн свою семью и свои пожитки.

Шериф показал на пальцах, принятой в армии жестово-символьной связью своему депьюти — держи дворик. Сам скользнул вперед.

Одного взгляда на то, что творилось перед кафе достаточно было, чтобы понять — дело закончится смертным приговором, если будет кого судить. В Техасе не церемонились с убийцами, но и мафия обрубала концы очень быстро. Все знали правила — если ты засветился, то никакие твои прежние заслуги не играют никакой роли.

Одну за другой шериф проверил машины — чисто. На улице лежал  паренек, рядом с ним лежал  мелкокалиберный пистолет, шериф  заметил и гильзу от него. Значит, парнишка этот стрелял, а потом застрелили и его. Паренька этого он не знал, а вот тех, кто лежал чуть подальше он знал, и знал очень хорошо. Коты…  с ними давно надо было разобраться, хоть всех их вряд ли бы судили как взрослых — одни пацаны. Но все равно надо было бы, иначе бы не произошло то, что произошло. Шериф заметил, что пулевые ранения Котов — скорее всего двадцать второй калибр, а вот кто убил незнакомого паренька — непонятно, хотя он буквально изрешечен пулями. Стараясь не наследить, шериф зашел в кафе, благо дверь была открыта и два стекла разбиты. Один из столиков опрокинут, рядом с ним валяется лепешка бурритос, раздавленная ногой и гильзы. Шериф пригляделся — девятка и сорок пятый, стандартный набор.

 

 

 

Вопросы

 

  1. На какой машине ездил Шериф?
  2. Какое оружие было в машине Шерифа?
  3. Какое оружие Шериф не любил и не имел?
  4. Какой пистолет был личным оружием Шерифа?
  5. Как фамилия помощника шерифа?
  6. Где служил помощник шерифа?
  7. Как звали владельца Расстрелянного кафе?
  8. Что лежало рядом с трупом молодого парнишки?
  9. В какой группировке состояли остальные убитые?
  10. Какого калибра гильзы лежали в кафе рядом с убитым в кафе?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Задания на тренинговое занятие

  1. Шифровка движения глаз

Доступом называется процесс  получения внутренней информации от собеседника – картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др. 
 
Определить переживания партнера, его главенствующую репрезентативную систему и его тип мышления Вы сможете при помощи «ключей доступа». 
 
Ключами доступа – называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию. 
 
Необходимая вам информация о репрезентативных системах человека может быть получена множеством различных способов, и наблюдение за движением глаз – самый легкий. 
 
Ключи доступа – движения глаз. 
 
«Сканирующие» паттерны глазодвигательных реакций определенно связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта. 
 
Когда Вы улавливаете одну из глазодвигательных реакций, можете быть уверены, что человек получает внутренний доступ к соответствующей репрезентативной системе. Если Вы наблюдаете за движением глаз партнера по общению, Вы можете определить, какие репрезентативные системы он использует. 
 
Гипнолог следит за движением глаз партнера и использует ключевые предикаты, которые соответствуют положению глаз клиента. Мало того. Направление взгляда может указать Вам, вспоминает ли он нечто хранящееся в его памяти, какой-нибудь опыт, имевший место в прошлом, либо конструирует нечто новое для него. 
 
Люди систематически перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какого типа мышление в них происходит. Движения глаз нередко сочетаются с побочными сугубо индивидуальными реакциями, сообщающими о реальном отношении человека к возникшим перед ним ментальным образам (глаза пошли налево, а зрачки при этом сузились – неприятное аудиальное воспоминание о чем-либо). 
 
Сейчас я Вам изложу, без комментариев, о движениях глаз, которые дают наиболее значимую информацию в невербальной коммуникации. Направление взгляда указано с точки зрения наблюдаемого Вами субъекта. Если «налево» – значит, в сторону его левой руки, а не Вашей. Ну и, соответственно, направо. Верх и низ Вы вряд ли спутаете.

 

 
 
1. – Движение глаз вверх налево. 
 
Эйдетический образ (образ-воспоминание). Когда мы визуалируем что-то из нашего опыта: «Какого цвета обои в Вашей комнате?» и вместе со словесным ответом Вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх. 
 
«Какого цвета костюм был вчера на Вашей знакомой? Когда Вы в последний раз видели живую лошадь?» 
 
2. – Расфокусировка глаз. 
 
Глаза расфокусированны, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен. Визуальные образы могут быть эйдетическими или конструируемыми. 
 
3. – Движение глаз вверх направо. 
 
Конструируемый образ. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше. «Как будет выглядеть оранжевый слон в малиновых пятнах?». 
 
4. – Направление взгляда по горизонтали влево. 
 
Слуховое вспоминание, тех звуков, которые мы уже слышали раньше. «Как звонит Ваш будильник? Телефон?» 
 
5. – Направление взгляда по горизонтали вправо. 
 
Слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. «Как звучит Ваше имя, если произнести его наоборот?». «Как бы звенел Ваш будильник, если его накрыть металлическим ведром?». 
 
6. – «Телефонная позиция» Движение глаз вниз налево. 
 
Внутренний диалог, слуховое замкнутое представление. Разговор с собой, внутренний разговор. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить. Это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью. 
 
7. – Глаза вниз направо. 
 
Кинестетическое представление. Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. «Как Вы чувствуете себя, когда ощущаете радость?». «Что ты чувствуешь, когда бежишь? «Вспомни, как жжется горчичник?» Интересно, что конструкций в кинестетике нет – мы не можем вообразить те ощущения, которых не испытывали на самом деле. 
 
Как понять собеседника по движению глаз. 
 
Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека. 
 
Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда от зрительной конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего. 
 
 
 
«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил 
 
Вам, что основная Ваша ошибка заключается в том, 
 
что Вы недооцениваете значение человеческих глаз. 
 
Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда! 
 
Вам задают внезапный вопрос, Вы даже не вздрагиваете, 
 
в одну секунду Вы овладеваете собой и знаете, что нужно 
 
сказать, чтобы укрыть истину и весьма убедительно говорите, 
 
и ни одна складка на Вашем лице не шевельнется, но, увы, 
 
встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение 
 
прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а Вы пойманы!» 
 
М. Булгаков «Мастер и Маргарита». 
 
 
 
Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза, он как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел. 
 
Или возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и жена его спрашивает: 
 
«Ну, как ты там отдохнул?» – 
 
«Знаешь, очень скучно было…» – и опускает глаза вправо вниз. Потому что он уходит в кинестетические воспоминания. По крайней мере, ему есть, что вспомнить. 
 
Не знаю, каков он отец и муж, но он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. Его внутренний опыт связан с кинестетикой – с прикосновениями, поглаживаниями….  
 
Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону – при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или внутренним диалогом. 
 
Характер движений глазных яблок также зависит от того, происходит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручивании возможных сценариев, касающихся чего-то такого, чего прежде с вами никогда не случалось. 
 
Шаблон движения глазных яблок, который называют «детектором лжи», – например, направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции к контролю речи – это во внутреннем опыте соответствует такой последовательности 
 
– сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего. 
 
Итак, верхний этаж зрительный, средний – слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Для облегчения ориентации удобно применять свойство левой стороны, которая «правдивее» правой. 
 
Паттерны глазодвигательных реакций имеют разумные нейрофизиологические обоснования. Движение глаз вверх и налево обычный способ, который люди используют, чтобы стимулировать недоминируещее полушарие как метод доступа к визуальной памяти. 
 
Движение глаз вверх направо, наоборот стимулирует левое полушарие мозга и дает конструктивные образы, то есть визуальную репрезентацию вещей, которых человек раньше не видел. 
 
Убедиться в том, что я вам изложил, можно с помощью простых вопросов. 
 
Задайте партнеру вопросы, которые вызовут образы-воспоминания (эдейтические образы), например: 
 
· Какого цвета входная дверь в вашу квартиру? 
 
· Как выглядит ваша спальная комната? 
 
Примеры аудиальных вопросов: 
 
· Вспомни ту песенку, которая тебе понравилась? 
 
· Как звучал бы твой голос под водой? 
 
Или кинестические: 
 
· Что ты чувствуешь, когда ныряешь в море? 
 
· Как ты ощущаешь, что уже голоден? 
 
Недостаток внимания к ключам доступа часто вызывает недоразумения. Нередко приходиться слышать жалобы: 
 
«Мой сын совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ему что-то говорю, а он просто притворяется, что не слышал меня». 
 
В данном случае недовольная мать была занята собственными внутренними образами и стремилась получить аудиальный ответ, а того, что происходит «снаружи», мягко говоря, не замечала. А именно, тех моментов, когда сын воспринимал информацию, на что указывали его глаза. 
 
И если вы научитесь читать по глазам, то в результате вы лучше будете понимать собеседника. 
 
А если в результате к Вам лучше относятся, чаще приглашают, считают приятным собеседником – это вполне хороший результат.

Информация о работе Отчёт по преподавательской практике в ВУЗе